Консультация для педагогов «В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи»
консультация
О том, что ум у ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_paltsev_ruk_na_razvitie_rechi.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» Яшкинского Муниципального округа
«В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи»
консультация для педагогов
Воспитатель: Сушенцова.С.А
В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?
Практикующие учителя – логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
О том, что ум у ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы не тратить время на завязывание шнурков. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая негативность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь овладеть ему новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребёнка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша, Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребёнка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Разноцветные бельевые прищепки-это готовый тренажер Многократное повторение движения разжимания(сжимания) с усилием даёт отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребёнка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, к широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать ромашку, ёжика, кактус.
«КОТЁНОК»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
«ПРИЩЕПКИ НА ВЕРЕВКЕ»
Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребёнок прицепляет прищепку к верёвке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ БАССЕЙНЫ. («Сухой аквариум»)
Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (рисовой, гречневой, манной и другими), песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди игрушку по образцу», «Найди фигуру и назови её». Игры проводятся ежедневно по 3-5 минут.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ МАССАЖ. УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧИКАМИ.
Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат?»
Эффективные упражнения для стимулирующего массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов-карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.
УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ
1 Срочно сделать мы успели
Самолёт другой модели.
Мы над лесом полетим,
Облака достать хотим.
2 Карандаш в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть примерным научу.
УПРАЖНЕНИЯ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ
1 Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
2 Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
ИГРЫ С БУСИНКАМИ
Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук.
Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».
ИГРА «МОЗАИКА»
Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
ИГРЫ- ШНУРОВКИ
По – настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создаёт оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.
Первые простые шнуровки можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребёнку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или двух дырочках. Если ребёнку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.
СОЗДАНИЕ ИЗ МАКАРОН И КРУП.
Работа с этими материалами способствует развитию художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.
Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить – получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить её аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину не легко. Ещё труднее – нанести на неё клей и поместить в нужное место на «холсте».
Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно- практическую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, ...
"В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи детей?"
В данной консультации предлагаю набор игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома....
Консультация для родителей «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...
Консультация для родителей "В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей ?"
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук....
В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи детей?
В статье предлагаются игры на развитие мелкой моторики...
Консультация для родителей: " В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику....
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?
Консультация для родителейВ ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКНА РАЗВИТИЕ РЕЧИ? О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В....