В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?
консультация по логопедии

Консультация для родителей

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК
НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

 

     О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге чело­века центры, отвечающие за речь и дви­жение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
     Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
      К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это обо­рачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
       Начинать работу по развитию мел­кой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребенка можно начинать работу с ки­стями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр разви­тия речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие, чтобы раз­нообразить ежедневные упражнения.
      В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихот­ворным текстом, не забывать о раз­витии элементарных навыков самооб­служивания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которы­ми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома.
 Упражнения с прищепками:
«Разноцветные прищепки»

Разноцветные бельевые прищеп­ки – это готовый тренажер. Много­кратное повторение движения раз­жимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…
 «Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слиш­ком тугой) поочередно «кусаем» ногте­вые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
 «Прищепки на веревке»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполнен­ные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, со­лью. Их основное назначение – механи­ческое воздействие на нервные оконча­ния, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее».
 Пальчиковый массаж
Упражнения с мячиками

Существует большое количество различных приспособлений для микро­массажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, со­провождая действия словами, например:

Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».
Эффективные упражнения для сти­мулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хоро­шо знакомых детям предметов – ка­рандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием дву­стиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.
Упражнения с карандашом
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть примерным научу

Упражнения с грецким орехом

1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.
2. Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики спо­собствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для во­лос, бусинки.
Упражнения с волчками

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребе­нок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
Упражнение «Резиночка»

Упражнения с резинками направ­лены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно ис­пользовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360° – сначала в одну, потом в другую сторону Упражнение выполня­ется сначала одной, потом второй рукой.

Игры с бусинками

Игры с бусинками помогут скоорди­нировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации си­стемы «глаз–рука».
Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в состав­лении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок посто­янно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
 Игры-шнуровки

По-настоящему зашнуровать боти­нок –  дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, вни­мание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптималь­ные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для ма­лыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделай­те дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось по­пасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.
Создание картин из макарон и круп (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

Работа с этими материалами спо­собствует развитию навыков художе­ственного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят мака­роны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно рас­красить  –  получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее ак­куратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».
     Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слу­ховое и зрительное восприятие, воспи­тывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК
НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?


       О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
    Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
     К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
     В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома.
 Упражнения с прищепками:
«Разноцветные прищепки»

Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…
 «Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
 «Прищепки на веревке»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее».
 
Пальчиковый массаж
Упражнения с мячиками

Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:

Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.
Упражнения с карандашом
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть примерным научу
Упражнения с грецким орехом

1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.
2. Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.
Упражнения с волчками

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
Упражнение «Резиночка»

Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360° – сначала в одну, потом в другую сторону Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.

Игры с бусинками

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».
Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
 
Игры-шнуровки

По-настоящему зашнуровать ботинок –  дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.
Создание картин из макарон и круп (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить  –  получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».
     Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге чело­века центры, ...

"В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи детей?"

В данной консультации предлагаю набор игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома....

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи детей?

В статье предлагаются игры на развитие мелкой моторики...

Консультация для педагогов «В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи»

   О том, что ум у ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге че...