Игровые обучающие ситуации (ИОС) в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
материал

Горбунова Алла Гайнитдиновна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_obuchayushchie_situatsii.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Игровые обучающие ситуации (ИОС) в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

C:\Users\user\Desktop\Без названия (1).jpeg

                                                                                                         Подготовила                            воспитатель

Горбунова А.Г.

г. Покачи 2021г.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педагогов . Еще К.Д.Ушинский отмечал, что ребенок легче осваивает новый материал играя, и советовал делать занятия более занимательными.  Выявлено, что дидактические игры способствуют решению различных учебных задач:

  • усвоению новых знаний;
  • формированию навыков умственной деятельности;
  • использованию полученных знаний в различных ситуациях;
  • развитию речевой активности детей.

Дидактическая игра может быть своеобразной формой организации обучения; методом формирования и закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.

Особое значение в ее структуре имеет игровое действие, цель которого – создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Если игровое действие отсутствует, игра по структуре и содержанию превращается в беседу или дидактическое упражнение.

Оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни. ИОС  тесно  связана с ходом экологического занятия. Благодаря  ей:

  • решаются основные воспитательно-образовательные задачи;
  • повышается активность детей в процессе обучения;
  • снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;
  • развивается эмоциональная отзывчивость.

Игровое обучение позволяет ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. Для обучения используются различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия.

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

1. она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2. оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;

3. в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4. игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5. воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Виды игровых обучающих ситуации: ИОС игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС типа путешествий.

  1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. 

Цель использования такого рода игрушек - сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существую в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперёд, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Цель использования кукол сказочных персонажей – Активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много. Это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и другие. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработать у них необходимые навыки.

Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа, его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

  1. Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад» и др.

Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре «роль руководителя» (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия).

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приёмами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

Привлечение  элементов ИОС в процессе экологического воспитания дошкольников.

Дети 4-5 лет.

Знания об окружающем мире необходимо формировать у детей на четвертом-пятом году жизни. Обучение следует проводить целенаправленно, постепенно знакомя ребят с новыми растениями и животными, указывая на более глубокие связи между ними в природе. Диагностика  проводимая в начале каждого учебного года показывает, что у детей четырех лет представления об окружающем мире складываются стихийно, и  они неточны. Большинство детей узнают на картинках лесных зверей: зайца, лису, медведя, с трудом – волка, ежа. Некоторых дети знают с первых дней жизни по картинкам, игрушкам, мультфильмам. Других животных и растения обозначают родовым понятием: птица, рыба, цветок, дерево. Но интерес к животным и растениям остается, его и нужно развивать. Это будет проще если материал дается в игровой форме – сюжетно-дидактической игре, цель которой заключена в ИОС ( как способе получения знаний). Игры для детей этой возрастной категории формируют представления о наиболее распространенных обитателях леса, луга, об их приспособленности к среде обитания, внешнем строении особенностях поведения, а также о человеке, его жизненно важных потребностях  и среде существования (дом, улица, город, детский сад).

Дети 5-6 лет.

Дети этого возраста продолжают знакомиться с жизнью леса и луга. Многие игры, рекомендуемые для малышей следует повторять, но дать дополнительную информацию. Следует познакомить детей с тем, как меняется жизнь леса и луга в разное время года, как животные заботятся о своих малышах. Познакомить ребят с первоцветами, отметить их лечебные свойства.

Для детей 5-6 лет необходимо усложнять ход игры: задавать «трудные» вопросы на установление причинно-следственных связей; предлагать объяснять последствия плохих и хороших поступков; добиваться, чтобы эмоционально-положительное отношение , которое дети охотно высказывают, находило бы отражение в их поступках. Предлагаются игры, формирующие представления о наиболее важных потребностях человека и условиях его жизни.

Дети 6-7 лет.

В играх формируется обобщенное представление о лесе и правилах поведения в нем. Дети учатся применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, высказывать свое мнение и аргументировать его, искать доказательства. Формируется первоначальные представления о малой родине. Последовательность обучения прослеживается четко:

Дом и семья

- Детский сад (второй дом)

-Улица, на которой живет

- Микрорайон (Транспорт,  магазины, больница, школа, библиотека).

Практика показывает, что использование ИОС дает  сделать следующие выводы:

         -На занятиях с включением ИОС воспитательно-образовательные задачи решаются эффективнее.

-характер ИОС определяется логикой построения занятия.

-Небольшой объем новых знаний дает возможность постепенно и более надежно усвоить материал.

-Игры-диалоги героев с детьми включает большое количество вопросов. Этим достигается умственная и речевая активность детей.

-        Для воспитателя важно умение общаться с куклой и исполнять одновременно две роли: вести диалог от имени персонажа и при этом проводить занятие с детьми. Важно легко входить в игру.

-Кукла –персонаж должна быть задействована в течение всей игры, к ней обращается и воспитатель и дети. Персонаж  должен «приходить» и «уходить», должен  присутствовать  эффект  новизны, ожидания, сюрприза.

Опыт  подтверждает преимущества игрового обучения, дети погружаются в  игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.  ИОС помогает детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольниковЗадачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ...

Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МБДОУ «Атемарский  д/с № 1  «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педаг...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Игровая обучающая ситуация «Курочка с цыплятками» для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет)

С помощью игровой обучающей ситуации можно легко с интнресом закрепить знание детей, различать взрослых животных и их детёнышей....

Игровые обучающие ситуации (ИОС) в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра, помогает детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение ...