Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии детей
консультация (подготовительная группа)
в дошкольном возрасте книжная иллюстрация - мощное средство эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_knizhnoy_illyustratsii_v_tvorcheskom_razvitii_detey.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии
детей дошкольного возраста
«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»
Н.А.Рубакин
В дошкольном возрасте книжная иллюстрация – мощное средство эстетического воспитания. Она воздействует на психику, интеллект, разум маленького человека, расширяет его эмоциональный опыт. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Взрослый помогает детям внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать изображенные образы, обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему.
Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. Фиксированный способ изображения дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. Здесь можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).
На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т д. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс. Использование образца как метода обучения предметному и сюжетному рисованию не эффективно, так как ведет к «застою» в развитии изобразительного творчества детей.
Книжная иллюстрация развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, при этом доступна детям дошкольного возраста и помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2006. С. 89.
- Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. 1991. №2. С. 54-56.
- Панов В.П. Иллюстрация в книге. М., 2001. С. 233.
- Соломенникова О.Ф. Радость творчества. М., 2007. С. 326.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"
Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...
Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника
Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника...
Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребёнка-дошкольника
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени....
Консультация для педагогов «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...
Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольников.
Выступление на педагогическом совете....