Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии детей
консультация (подготовительная группа)

Бабайцева Светлана Александровна

в дошкольном возрасте книжная иллюстрация - мощное средство эстетического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии

детей дошкольного возраста

«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

                                                                                                               Н.А.Рубакин

В дошкольном возрасте книжная иллюстрация – мощное средство эстетического воспитания. Она воздействует на психику, интеллект, разум маленького человека, расширяет его эмоциональный опыт. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Взрослый помогает детям внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать изображенные образы, обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему.

Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. Фиксированный способ изображения дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. Здесь можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).

На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т д. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс. Использование образца как метода обучения предметному и сюжетному рисованию не эффективно, так как ведет к «застою» в развитии изобразительного творчества детей.

Книжная иллюстрация развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, при этом доступна детям дошкольного возраста и помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2006. С. 89.
  2. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. 1991. №2. С. 54-56. 
  3. Панов В.П. Иллюстрация в книге. М., 2001. С. 233.
  4. Соломенникова О.Ф. Радость творчества. М., 2007. С. 326.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольника...

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребёнка-дошкольника

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Иллюстрация  - это не просто добавление к тексту, а художественное   произведение своего времени....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...

Роль книжной иллюстрации в речевом развитии дошкольников.

Выступление на педагогическом совете....