Игры Аналогии
методическая разработка (подготовительная группа)

Битюкова Светлана Ивановна

Задание подобного типа входит в диагностику готовности ребенка к школьному обучению и является одним из тестов, характеризующих интеллектуальную готовность ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры Аналогии21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры Аналогии

Продолжаем наши развивающие занятия. В этой статье хотела бы предложить небольшое задание для диагностики развития мышления для деток 6—7 лет. Задание подобного типа входит в диагностику готовности ребенка к школьному обучению и является одним из тестов, характеризующих интеллектуальную готовность ребенка к школе. Помимо интллектуальной составляющей, готовность ребенка к школе включает такие компоненты как — мотивационная готовность, эмоционально—волевая и личностно—социальная готовность.

Задание называется «Аналогии». Оно показывает насколько ребенок хорошо владеет основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование).

Способность построения аналогий—«лакмусовая бумажка», отражающая качество мышления ребенка.

Задание. Предложите ребенку поиграть в загадки. «Я буду называть пару слов, в каждой паре слова связаны друг с другом. В первой паре я скажу тебе оба слова, а во второй только одно. Второе ты должен угадать. Например, чай—сахар, а суп—...».

Для начала можете взять несколько тренировочных заданий, чтобы посмотреть насколько ребенок понимает, что от него требуется. Например, 

Каша—ложка, мясо—... (вилка).

Картошка—кожура, яйцо—... (скорлупа).

Карась—рыба, василек—... (цветок).

В тренировочных заданиях можно помочь ребенку, подсказать, объяснить почему ответ является правильным.

А далее предложите ребенку пары слов для самостоятельной работы, не помогайте, не подсказывайте, дайте ему возможность ответить самому. 

1. Пароход—море, самолет—... (небо, воздух).

2. Лошадь— жеребёнок, корова—... (теленок).

3. Умный—глупый, веселый—... (грустный).

4. Пуговицы—пальто, шнурки—... (ботинок).

5. Нога—сапог, рука—... (перчатка).

6. Весна—лужи, зима—... (снег, лед).

7. Животные—шерсть, птицы—... (перья).

8. Больница—врач, школа—... (учитель).

9. Птица—гнездо, собака—... (будка, конура).

10. Черное—белое, утро—... (вечер).

11. Утро—завтрак, вечер—... (ужин).

12. Машина—водитель, самолет—... (летчик).

13. Горячий— холодный, светлый—... (темный).

14. Охотник—ружье, рыбак—... (удочка).

15. Ухо—слышать, зубы—... (жевать).

Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный - ...
большой - ...
веселый - ...
хороший - ...
горький - ...
широкий - ...
высокий - ...
добрый - ...
холодный - ...
умный - ...
быстрый - ...

2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?

3) Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это...
Москва, Новгород, Санкт-Петербург - это...
Утро, вечер, день, ночь - это...
Катя, Миша, Петя, Ира - это...
Собака, кошка, мышка - это...
Ромашка, колокольчмк, роза - это...
А,Б,В,Г,Д - это...

4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ......... поезда.
Если сестра старше брата, то брат .......... сестры.
Если стол выше стула, то стул ........ стола.
Если кошка больше мышки, то мышка ....... кошки.
Если река шире ручья, то ручей ........ реки.

5) Придумай правильную закономерность.
Птица - перья. Рыба - ......
Осень - дождь. Зима - ......
Человек - руки. Собака - ......
Утро - завтрак. Вечер - ......
Яблоко - фрукт. Помидор - ......
6) Что лишнее?
Кресло, стул, шкаф, телевизор.
Петух, павлин, ворона, бабочка.
Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
Солнце, лампа, люстра, фонарь.

7) Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто учит детей в школе?
Кто дрессирует животных?

8) Логические задачи
Что длится длится: год или 12 месяцев?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки - яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?

1. Шапка – голова

Куртка …- (ноги, туловище, руки)

2. Собака- косточка

Корова -… (молоко, животное, трава)

3. Дерево- ствол

Цветок -(лепестки, стебель, листочки)

4. Кошка- котёнок

Собака-(будка, косточка, щенок)

5. Зима- снег

Лето-(солнце, тепло, дождь)

6. Яблоко- фрукт

Картофель-… (овощ, ягода, круглый)

7. Телевизор- прямоугольник

Мяч -(лёгкий, круг, игрушка)

8. Ноги- ботинки

Руки -… (трогать, перчатки, мыть)

9. Суп- тарелка

Чай -… (сахар, чашка, чайник)

10. Лимон – кислый

Виноград -… (ягода, круглый, сладкий)

11. Волк - храбрый

Заяц -… (серый, трусливый, ушастый)

12. Дорога – длинная

Тропинка – (длинная, узкая, пешеходная)

13. Стол – деревянный

Стакан - (стеклянный, кожаный, меховой)

14. Камень – твёрдый

Вата – (жидкая, мягкая, липкая)

15. Дедушка – старый

Внук -… (большой, маленький, молодой)

16. Апельсин – оранжевый

Огурец-… (овощ, хрустящий, зелёный)

17. Шарик - лёгкий

Бочка - (глубокая, большая, тяжёлая)

18. Нос – нюхать

Уши-… (серёжки, слушать, наушники)

19. Волосы - расчёсывать

Зубы -… (кусать, чистить, щётка)

20. Футбол – бегать

Шахматы – (играть, сидеть, говорить)

21. Кисточка – красить

Ручка – … (писать, купить, рисовать)

22. Холодильник – хранить

Стиральная машина - (мыть, одежда, стирать)

23. Посуда – мыть

Варежки -(стирать, вязать, надевать)

24. Машина – ехать

Лодка -… (вода, вёсла, плыть)

25. Радость – смеяться

Грусть -… (плакать, кричать, бегать)

26. Врач – лечить

Учитель -… (варить, читать, учить)

27. Телевизор – смотреть

Радио -… (слушать, включить, говорить)

28. Птица – лететь

Червяк -… (маленький, земля, ползать)

29. Компот – пить

Каша -… (накладывать, тарелка, кушать)

30. Магазин – покупать

Библиотека -… (ходить, читать, лечиться)

31. Кресло – сидеть

Кровать -… (прыгать, спать, подушка)

32. Пуговица – застегнуть

Шарф -… (шея, тёплый, завязывать)

33. Телефон – разговаривать

Фотоаппарат -(фотограф, фотография, фотографировать)

34. Ночь – темно

День -… (солнце, светло, свет)

35. Конфета – сладко

Лук -… (кисло, солёно, горько)

36. Тигр - быстро

Черепаха -… (тихо, медленно, ползает)

37. Машина – дорого

Конфета -… (сладко, вкусно, дёшево)

38. Праздник – весело

Болезнь -… (грустно, больно, больница)

39. Солнце – сухо

Дождь -… (долго, много, мокро)

40. День – быстро

Неделя -… (долго, много, тихо)

41. Шёпот – тихо

Крик -… (страшно, громко, больно)

42. Весна – март

Зима -… (июнь, декабрь, октябрь)

43. Отдых – суббота

Работа -… (четверг, воскресенье, февраль)

44. 8 марта (мамин праздник) – март

Новый год -… (сентябрь, апрель, январь)

45. Сентябрь – осень

Май -… (лето, весна, осень)

46. Время года – 4

Время суток -… (4,5,7)

47. Завтрак – утро

Ужин -… (вечер, день, ночь)

48. Девочка – она

Бабушка -… (он, они, она, оно)

49. Собака – она

Коза -… (он, она, оно, они)

50. Дерево – оно

Цветок -… (он, она, оно, они)

51. Маша – она

Тимур -… (она, он, оно, они)

52. Зима – она

Лето -… (он, она, оно, они)

53. Яблоко – оно

Помидор -… (он, она, оно, они)

54. Папа – оно

Мама -… (она, он, они, оно)

55. Ноги – они

Руки -… (она, он, они, оно)

56. Солнце – оно

Мороженое -… (он, она, оно, они)

57. Девочка – Оля

Мальчик -… (Соня, Полина, Матвей)

58. Маша – Мария

Даша –… (Дарина, Дарья, Дашенька)

59. Саша – Александр

Кирилл -… (Кирилл, Кирюша, Киря)

60. Владимир – Вова

Дмитрий -… (Даниил, Дима, Даня)

61. Светлана – Света

Елизавета -… (Зоя, Лиза, Ева)

62. Оля – Ольга

Аня -… (Анюта, Анна, Аннушка)

63. Дима – Дмитриевич

Коля -… (Константинович, Николаевич, Николай)

64. Ксюша – имя

Сергеевна -… (имя, отчество, фамилия)

65. Мяч – резина

Машина -… (колесо, железо, транспорт)

66. Часы – время

Градусник -… (погода, температура, больница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Аналогии", как тренажер

Интерактивная игра "Аналогии", как тренажер...

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

Развивающая игра "Аналоги"

Цель: развитие логического мышления, речи, внимания...

Дидактическая игра "Занимательные аналогии"

Для выполнения дидактической игры "Аналогии" необходимо провести операцию установления логической связи и отношения мжду понятиями. Кроме того, возможно обнаружение последовательности сужден...

Дидактическая игра "Аналогии"

Данный материал предназначен для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста с нормой развития речи и нарушениями речи, а также для развития психических процессов (памяти, слухового...

Дидактическая игра "Простые аналогии" по теме "Домашние животные"

Цель: развитие мышленияВзрослый объясняет задание: «вы видите два слова: сверху — «корова», снизу — «телёнок». Какая между ними связь? Телёнок — детеныш...

Учебно-методический материал "Занимательные аналогии. Игры своими руками

На свете всё на всё похоже,Змея на ремешок из кожи,Луна – на круглый глаз огромный.Журавль – на тощий кран подъёмный,Кот полосатый на пижаму,Я – на тебя, а ты – на маму.Р...