Изобразительная деятельность дошкольников
консультация
Приемы педагогической работы по формированию у дошкольников навыков изобразительной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ Г.ТРОИЦКА»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №7
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема:
«Изобразительная деятельность дошкольников»
Подготовили: Милькович Н.А
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»
Наиболее эффективными средствами развития творческой личности являются приобщение к искусству и изобразительная деятельность ребенка в детском саду и школе.
Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка Приобщение ребенка - дошкольника к искусству важно для всего детского развития, т.к. при этом приобретается социокультурный опыт. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, педагог знакомит ребенка с различными видами и жанрами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, декоративно – прикладным искусством. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует пред ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанию их использовать.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.
Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.
Развитие творческих способностей
Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
во-первых, эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
во-вторых, образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления);
в-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
в-четвертых, эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
в-пятых; мелкую моторику рук.
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами., инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Педагогические условия развития творческих способностей детей
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться. Рисование, лепка, аппликация как виды художественной деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому, что оно так растет, а домик вот так» и т. п.) а что случится, если делать по другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности. Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития. В чем же проявляется индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностью и направленность его личности. Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются в формировании перспективных действий, прежде всего в восприятии предметов и явлений окружающего мира, исследования педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Т.С. Комарова, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказывают, что детское восприятие индивидуально. Различия могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также отличаются чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны: все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству определяются и тем, к какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации. Индивидуальные различия между детьми проявляются и в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству же требуется определенное время и упражнения. Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей.
Первое направление – предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность.
Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявляют более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на неком среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку (Соблюдение принципа индивидуально – дифференцированного подхода).
Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. По-видимому, в подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования не следует и спешить с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, что бы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. Правильнее было бы поговорить с ребенком отдельно. Если у него что-то не получается, недостаточно сформированы какие – то навыки, следует уделять ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого окажется недостаточно, можно позаниматься с ребенком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отличать при всех во время просмотра работ. Рассматривая детские рисунки, лепку, аппликацию и готовясь давать им оценку, важно помнить, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок, не спешить хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто. Лучше отличить детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности. Мотивация. Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта? Следует заинтересовать детей, создать мотивационные предпосылки для творчества. Например, занятие по замыслу может начаться с того, что воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание детей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, потому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радость соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом. Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании. Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако, такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения. Для обработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения и разнообразие игр. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность.
Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо предоставлять им для выбора бумагу разного формата. Листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изобразить. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для творческой деятельности, продумывать колорит для будущего творения. В детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, гуашь, кисти, карандаши, сухая и масляная пастель, уголь, сангина, восковые мелки, фломастеры, шаблоны, лекала. Для лепки и аппликации: бумага белая, цветная, картон, бархат, мелованная и т. д., пластилин, тесто соленое, глина, стеки, доски, салфетки, кусочки ткани разной фактуры, клей, ножницы и т. д. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Изобразительная деятельность дошкольников"
Консультация поможет родителям продолжать работу по изобразительной деятельности дома....
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...
«Использование занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников»
Аннотацияк статье воспитателя МБДОУ Центр развития ребенка детскийсад № 79 «Аистенок» г.Новороссийск.Казьминой Ирины Александровны Тема: «Использование занимательного материала для развития...
Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения
Известно, как трудно входят в новую среду дети с отклонениями в развитии. В дошкольном детском учреждении для них создаются определенный комфорт, они равны между собой, у них одни и те же ...
"Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников".
Все дети любят рисовать - это чудесная возможность выраэить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его....
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.
Роль педагога в организации изобразительной деятельности дошкольников....
«Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»
1.Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения. Ответ: Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,...