Герои древних времен «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской» занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кальченко Светлана Николаевна

занятие по развитию речи в подготовительной группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герои древних времен

«Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской»

Цель: содействовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.

Задачи:Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.

Продолжить формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества

Воспитывать чувство любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа.

Методы и приемы: настрой, игровой, беседа, показ, объяснение, вопросы, наглядный материал, поощрение.

Словарь: Обогащать и активизировать словарь детей словами: богатыри, дружина, сарафан.

Материал и оборудование: магнитофон, музыка, иллюстрации к занятию «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской»

Ход занятия:

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

-Вижу настроение у вас замечательное, и у меня хорошее, поэтому я пришла в красивом сарафане.

Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как я, в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.

Дети, давайте и мы поздороваемся так, как здоровались на Руси.

А обращались к друг другу: Как вас звать, красная девица (добрый молодец)?

Имена были ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;

Словесная игра «Колечко»

Воспитатель: Ребята, а кто жил в древних городах на Руси?

Давайте с вами оправимся в древний город.

На чем же нам отправиться в старинный русский город?

Воспитатель: Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?

(Звук колокольчика.)

Воспитатель. Слышите? Что это?(ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.

Приехали мы, ребята, в чистое поле – русское раздолье. Кто встречает нас? (Картина «Три богатыря»)

Откуда вы узнали об этих богатырях?

Что вы знаете о богатырях?

Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. Назывались такие воины не солдатами, а дружинниками. И была не армия, а дружина. И одежда и вооружение было у них другое. Как выдумаете, что такое дружина? Какое слово похоже на слова «дружина»?

И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников-героев был великий полководец князь Александр Невский.(показ фото) И сегодня я хочу познакомить вас с ним.

В семье новгородского русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Александр рано научился ценить смелость решений князя и церковное книжное слово, в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. С детства он рос трудолюбивым и любознательным мальчиком. В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу . В 20 лет Александр самостоятельно стал управлять городом Новгородом. Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и шведы. Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве.Князь собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, Русь только что пережила кровавый удар монголов. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?» Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу . Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные.

Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

На озере Чудском

Дадут сраженье,

А месяц-то

Теперь уже весенний,

Войска спустились

На апрельский лёд.

У рыцаря тевтонского

Есть меч,

Чтоб мог в бою

И голову отсечь.

И конник весь в броне,

И лошадь даже…

Как на Чудском

Отпор дать силе вражьей?

Силён противник,

Ничего не скажешь.

Но будут наши воины

В бою

Стоять за землю русскую

Свою.

Князь молвил:

— Не числом брать,

но уменьем!

И началось

Ледовое сраженье.

Как над озером вьюги белые,

Как над озером ветры буйные.

На холме стоит Александр - князь,

А на том берегу вражьи полчища

Точно вороны ждут погибели -

Да во век веков не бывать тому.

А и кто с мечом к нам пожалует,

На себе его и отведает.

Народ русский никогда не забывал своих героев. Храбрость их прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях. И название «Невский проспект», главной улицы Москвы, появилось не по названию реки Невы, а от названия Александро-Невской Лавры, в честь народного героя, святого князя Александра Невского. А еще в его честь названа площадь, красивая станция метро, самый длинный разводной мост.

Воспитатель: имя «Александр» означает защитник людей. Свое имя князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, свое Отечество от врагов. Вот именно защитником отечества, спасителем земли русской и был князь Александр Невский.

Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось?

Физминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков (показывают силача)
Он силен - он здоров
Он из лука стрелял(имитируют стрельбу из лука)
Метко палицу бросал
На границе стоял
Зорко-зорко наблюдал(имитируют наблюдение)
Подрастем мы и смотри,
Станем, как богатыри! (поднимают руки высоко вверх).

Воспитатель: Друзья за руки возьмемся,

Покружимся немножко.

Покружились и в сад мы возвратились!

Воспитатель: Почему дружина Александра Невского победила врагов?

Почему, говоря о защитниках нашей Родины, мы вспоминаем имя князя Александра Невского? Что вы больше всего запомнили о Александре Невском?

Воспитатель:А как вы понимаете пословицы: «Воином быть – народу служить», «Русский воин похвалы достоин»

Словесная игра «Доскажи слово».

Родимая сторона - мать, а чужая - (мачеха)

От Родины веет теплом, а от чужбины - (холодом)

Худой мир лучше доброй - (ссоры)

Мир строит, а война - (разрушает)

Где родился, там и - (пригодился)

Воспитатель: А теперь наши пальчики превращаются в богатырей
Пальчиковая игра
«Богатыри»:

Вот верхом сидят, смотри

Русские богатыри.

Шлем у них до самых плеч
Есть кольчуга, щит и меч.
Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну.

Воспитатель: Молодцы реята! Вот и подошла к концу наша беседа о великом человеке – Александре Невском. И мы должны всегда помнить его слова: « Нас немного - но не в силе бог, а в правде».

Герои древних времен

Тема: Юрий Долгорукий.

Цель: Воспитывать любовь к своей Родине;

Програмное содержание: формировать потребность изучать историю Москвы, своей страны, своего народа;

помочь осознать принадлежность к своему народу, государству;

познакомить с личностью князя Юрия Долгорукого, оружием и доспехами того времени.

Материалы: иллюстрации с изображение памятника Ю.Долгорукому, иллюстрации Москвы деревянной, белокаменной, московского Кремля, репродукции картин А.Васнецова «Основание Москвы Ю.Долгоруким», «Строительство деревянных стен Кремля ХII в.», записи песен о Москве, иллюстрации современной Москвы.

Ход занятия

Воспитатель:- Ребята! Посмотрите на эту иллюстрацию (памятник Ю. Долгорукому), знаете ли вы кто это? Правильно это Юрий Долгорукий – основатель города Москвы. Итак, сегодняшнее наше занятие посвящено этому великому человеку.

Давным-давно на Руси было множество городов, селений, земель. Правили ими князья.

Воспитатель: Ребята, а кто такие князья? (правители, такие же как современные руководители государства – президенты). Многие русские князья пытались распространить свою власть на как можно большее количество земель, то есть вели борьбу за единодержавие. Обо всех исторических личностях того времени, о войнах, об укладе жизни тех времен мы узнаем из летописей(записей) Так вот древнерусские летописцы «наградили» суздальского князя Юрия Владимировича, сына Владимира Монамаха, прозвищем «долгорукий». Свое прозвище он получил из-за того, что пытался распространить свою власть на главные города севера и юга Руси: Новгород и Киев. Юрий был вторым сыном Великого князя Всеволода Большое гнездо. Родился он в городе Владимир, в то время столице нашего государства. Его воспитание ничем не отличалось от того, которое давали наследникам престола. Сначала малыш находился на попечении мамок и нянек, а в семь лет из него уже начинали делать воина строгие воспитатели-мужчины.

У князя Всеволода было много детей, но больше остальных он любил именно Юрия. Юрий смолоду проявил себя как умный, смелый и властный юноша.

Владимир Мономах, который был отцом Юрия, направил своего сына править Владимиро-Суздальской землей. Владимир, Суздаль и Ростов – древние русские города, которые стоят на берегу великой реки – Волги, тут и земля богатая, и рыбы в достатке было, и такие непроходимые чащи, что врагу не пробраться. Кстати, такие города как Владимир, Суздаль, Ярославль входят в состав Золотого Кольца России. Золотое Кольцо составляют те города, которые являются древнейшими на Руси, богаты архитектурными памятниками. Итак, князь Юрий охотно принимал под свою защиту всех талантливых и трудолюбивых людей. Князь понимал, что богатство земли приумножается трудом простых людей. Юрий Владимирович строил новые храмы, основывал новые селения, города. Он выкупал многие земли, а другие брал силой, так и набирало мощь Владимиро-Суздальское княжество.

Как-то с Юрием Долгоруким произошла интересная история. Однажды проезжал князь селение Кучково, что стояло у оживленной торговой дороги на берегу Москвы – реки, там, где сливалась она с рекой Неглинкой. Понравилось ему это место, да еще по Москве-реке купцы(торговые люди) возили зерно и другие товары. Решил князь на этом месте построить город, но селение это принадлежало богатому боярину Кучке, который категорически отказался продать свое имение князю. Воспитатель: Ребята, а кто такой боярин, кто знает? Бояре – это знатные, очень богатые люди, они имели земли, крестьян.) Тогда князь велел на границе его имений начинать строительство города. И вот заслышался веселый стук топоров, стал расти строительный поселок. (посмотрите на иллюстрации: детям показываю иллюстрации из книги «Как строили на Руси», картины А.Васнецова «Основание Москвы Ю.Долгоруким» и «Строительство деревянных стен Кремля ХIIв.»). Тогда-то и понял старый боярин, что новый город скоро разрастется и потеряет он свою власть. Тогда он подговорил языческих волхвов, своих верных слуг, и те напали со своими людьми на новопостроенный поселок. Но вовремя пришла на выручку дружина князя Юрия Долгорукого. Успел он спасти свое селение. Так и появилось сначала селение, которое назвали Москвой, потом обнесли его деревянной стеной и рвом.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, для чего строили высокие стены, да еще рыли глубокие рвы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для защиты от врагов. И в летописи записано, что в 1156 году князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, «заложил Москву».

Послушайте, как о Москве написал Федор Глинка:

«Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных,

Это- матушка Москва!»

Со временем, в 1367 году, стены Москвы заменили на белокаменные, это спасло город от литовских войск. Потом стены Кремля построили из красного кирпича, это произошло уже при Иване Грозном. А уже при Петре первом московские улицы замостили камнем. И вот с тех пор город начинает становиться похожим на ту самую Москву, которую знаем и любим мы с вами (рассматриваем иллюстрации старой Москвы, современной, сравниваем).

Сегодня в самом центре Москвы стоит величественный памятник Юрию Долгорукому. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на свое детище. Москва стала столицей великого государства – России. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всем мире. За свои 860 лет много повидала она трудовых и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить ее. В Москве строятся новые храмы, дома, школы, и мы с вами гордимся тем, что можем носить звание москвича.

Ты москвич, а это значит

«Должен честным быть,

Должен добрым быть,

И на благо всем трудиться,

И трудом своим гордиться.

А иначе, а иначе ты, брат, не москвич!»

Сегодня мне также хотелось бы поиграть с вами в игру. Мне кажется вам и самим хотелось бы на время превратиться в древних зодчих. Давайте попробуем вместе с вами построить деревянную крепость. (дети берут конструктор и пытаются построить крепость, дома, поселить в них жителей).

Воспитатель: И не важно, что мы с вами живём не в Москве, мы гордимся, любим нашу столицу.

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Здесь, как было, так и ныне-

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят её святыни,

За кремлёвскою стеной.

Воспитатель: Сегодня в самом центре Москвы стоит величественный памятник Юрию Долгорукому. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на свое детище. Москва стала столицей великого государства – России. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всем мире. За свои 860 лет много повидала она трудовых и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить ее.

Большое вам спасибо!

Герои древних времен

Тема: Дмитрий Пожарский.

Цель: воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

Програмное содержание: расширять представление детей о национальных праздниках;

– дать знания о исторических событиях;

– учить узнавать и называть героев России;

– закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;

– углублять знания детей о защитниках нашей Родины.

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России;

Материалы: фото и иллюстрации.

Ход занятия.

Воспитатель: Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эти слова?

Воспитатель: Что такое Родина?

Воспитатель: Давайте все вместе расскажем, какая у нас замечательная Родина.(ответы детей)

Физминутка:

В нашей стране горы высо-о-окие, потягивания вверх на носочках

Реки глубокие, присели

Степи широкие, руки в стороны

Леса большие, руками описываем круг

А мы, ребята, вот такие! вытягиваем руки вперед, сжать в кулак,

выставить большой палец вверх («класс»).

Воспитатель: Минин и Пожарский –

Русские герои.

Минин и Пожарский

Столицу взяли с боем.

Смогли они народы на подвиг вдохновить,

Чтоб возвратить свободу

И мир восстановить.

Воспитатель: Посмотрите на фото, это Князь Дмитрий Пожарский.

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642) – русский князь, видный политический и военный деятель, национальный герой Смутного времени. Будучи лидером Второго народного ополчения, вошел в историю как освободитель Москвы от польско-литовских оккупантов.

Воспитатель: Князь Дмитрий Михайлович появился на свет 1 ноября 1578 года, в знатном дворянском семействе: его отец, Михаил Федорович, был потомком Рюриковичей, а мать, Мария Федоровна Беклемишева, принадлежала древнему знатному роду. При крещении юный князь получил имя Козма в честь святого Космы бессребреника, однако близкие называли его Дмитрием. В семье также воспитывалось еще двое сыновей и дочь. Все дети получили прекрасное по тем временам образование, и в возрасте девяти лет Дмитрий уже владел грамотой, о чем свидетельствуют подписанные им документы.

После смерти главы семейства в 1587 году, княгиня с детьми перебралась в Москву, где сделала блестящую карьеру при дворе. В пятнадцатилетнем возрасте к дворцовой службе приступил и Дмитрий, получивший чин стряпчего с платьем. В 1602 году Пожарский уже был стольником.

Служба Дмитрия Пожарского при дворе пришлась на непростой период, который вошел в историю как Смутное время. За всю свою карьеру князь не раз становился свидетелем того, как в государстве менялась власть, и как на царский трон претендовали разные лица, порой, не имевшие на это никаких наследных прав.

В феврале 1611 года войска ополченцев из многих крупных городов России подошли к Москве. Во время мартовского восстания Пожарский был ранен, и был отправлен на лечение в Троице-Сергиеву лавру. Первое ополчение потерпело поражение.

Заточенный поляками в монастыре патриарх Гермоген составил обращение к русскому народу, в котором призывал к борьбе против ненавистных захватчиков. Первыми откликнулись жители Нижнего Новгорода, которые тут же стали готовить второе ополчение. Они отправили послов к князю Дмитрию Михайловичу, чтобы тот возглавил их войско в походе на Москву.

Так в биографии Пожарского наступил звездный час – весной 1612 года он в качестве полководца повел второе ополчение на Москву. По дороге к ним присоединялись ополченцы из других городов и сел. В августе они осадили Кремль, и уже к 1 ноябрю 1612 года выгнали из него всех иностранцев.

Воспитатель: Ребята, День народного единства - это праздник взаимопомощи и единения всех российских народов. В России живут люди 104 национальностей и народностей: русские, татары, башкиры, удмурты, коми, карелы, якуты, хакасы, тувинцы, эвенки, чукчи, ненцы, коряки, чеченцы и др.. Наша страна – это многонациональное государство. Все российские народы живут мирно и дружно, по-братски. И нас всех объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю.

Воспитатель. А теперь немного поиграем. Вставайте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Проводится игра с мячом «Какая наша Россия»

(Дети ловят мяч и произносят слова-определения: могучая, сильная, добрая, большая, необъятная, красивая, великая, многонациональная, мирная, дружелюбная, единая, крепкая, цветущая, многострадальная, непобедимая, честная, огромная, терпеливая, заботливая…)

Воспитатель. Да, ребята,наша Родина - Россия – необъятная и очень красивая страна.

Есть много мест у нас в России.

Их знаем мы со школы, с детских лет.

Но есть места, которых нет красивей,

Роднее и прекрасней в мире нет!

Эти родные места - наша малая Родина, место, где человек родился и живет. Как называется наша малая Родина, наш родной город? (Москва).

Физ.минутка: «Моя Россия»

Поезжай за моря-океаны,

Дети «едут».

Надо всею Землей пролети:

Дети «летят».

Есть на свете различные страны,

Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти.

Отрицательно качают головой

Глубоки наши светлые воды,

Дети приседают.

Широка и привольна земля,

Дети встают. Руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы,

«Стучат» руками перед собой.

И шумят, расцветая поля…

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

Воспитатель: Издавна на Руси учили быть добрыми, помогать друг другу в беде, радоваться успехам других, учили любить и защищать свою Родину. Учили в сказках, где добро и дружба всегда побеждает, в играх, пословицах и поговорках. Вот и подошла к концу наша встреча. История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе - сад. Дружба объединяет людей и народы. Страна сильна тогда, когда она едина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Александр Невский защитник земли русской"

Слайды к сценариюмузыкально- литературной композиции...

Проект "Дмитрий Донской, Александр Невский-защитники земли Русской. Богатыри."

Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и в подростковом возрасте романтических образов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при ...

Мастер-класс с участием родителей "Александр Невский - защитник земли русской"

Данная публикация поможет воспитателям организовать мастер-класс по патриотическому воспитанию и организовать интегрированную совместную деятельность (хкдожественное творчество, слушание музыкального ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ» - «ПОДВИГИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО – ЗАЩИТНИКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Цель. Содействовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням, через ли...

Проект "Александр Невский - защитник земли русской"

Проект на героико - патриотическую тематику по духовно - нравственному воспитению для подготовительной группы детского сада....

Проект на тему: «Князь Александр Невский - защитник земли русской!»

Дошкольное детство – это важный этап в становлении нравственного облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представле...

Конспект ОД "Александр Невский – защитник земли русской Кантата С. Прокофьева Александр Невский"

Конспект ОД "Александр Невский – защитник земли русской Кантата С. Прокофьева Александр Невский"...