Герои древних времен «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской» занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
занятие по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Герои древних времен «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской» | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Герои древних времен
«Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской»
Цель: содействовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.
Задачи:Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
Продолжить формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества
Воспитывать чувство любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа.
Методы и приемы: настрой, игровой, беседа, показ, объяснение, вопросы, наглядный материал, поощрение.
Словарь: Обогащать и активизировать словарь детей словами: богатыри, дружина, сарафан.
Материал и оборудование: магнитофон, музыка, иллюстрации к занятию «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской»
Ход занятия:
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
-Вижу настроение у вас замечательное, и у меня хорошее, поэтому я пришла в красивом сарафане.
Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как я, в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.
Дети, давайте и мы поздороваемся так, как здоровались на Руси.
А обращались к друг другу: Как вас звать, красная девица (добрый молодец)?
Имена были ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;
Словесная игра «Колечко»
Воспитатель: Ребята, а кто жил в древних городах на Руси?
Давайте с вами оправимся в древний город.
На чем же нам отправиться в старинный русский город?
Воспитатель: Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?
(Звук колокольчика.)
Воспитатель. Слышите? Что это?(ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.
Приехали мы, ребята, в чистое поле – русское раздолье. Кто встречает нас? (Картина «Три богатыря»)
Откуда вы узнали об этих богатырях?
Что вы знаете о богатырях?
Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. Назывались такие воины не солдатами, а дружинниками. И была не армия, а дружина. И одежда и вооружение было у них другое. Как выдумаете, что такое дружина? Какое слово похоже на слова «дружина»?
И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников-героев был великий полководец – князь Александр Невский.(показ фото) И сегодня я хочу познакомить вас с ним.
В семье новгородского русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Александр рано научился ценить смелость решений князя и церковное книжное слово, в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. С детства он рос трудолюбивым и любознательным мальчиком. В 3 года его посадили на коня и стали обучать воинскому делу . В 20 лет Александр самостоятельно стал управлять городом Новгородом. Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Напали и шведы. Они приплыли на огромных ладьях по реке Неве.Князь собрал всю свою дружину. Шведы ждали легкой победы, Русь только что пережила кровавый удар монголов. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой. Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?» Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на Неве победу . Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским. Заповедь Александра Невского «С родной земли умри, но не сходи» дошла до наших дней. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные.
Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.
Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!
На озере Чудском
Дадут сраженье,
А месяц-то
Теперь уже весенний,
Войска спустились
На апрельский лёд.
У рыцаря тевтонского
Есть меч,
Чтоб мог в бою
И голову отсечь.
И конник весь в броне,
И лошадь даже…
Как на Чудском
Отпор дать силе вражьей?
Силён противник,
Ничего не скажешь.
Но будут наши воины
В бою
Стоять за землю русскую
Свою.
Князь молвил:
— Не числом брать,
но уменьем!
И началось
Ледовое сраженье.
Как над озером вьюги белые,
Как над озером ветры буйные.
На холме стоит Александр - князь,
А на том берегу вражьи полчища
Точно вороны ждут погибели -
Да во век веков не бывать тому.
А и кто с мечом к нам пожалует,
На себе его и отведает.
Народ русский никогда не забывал своих героев. Храбрость их прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях. И название «Невский проспект», главной улицы Москвы, появилось не по названию реки Невы, а от названия Александро-Невской Лавры, в честь народного героя, святого князя Александра Невского. А еще в его честь названа площадь, красивая станция метро, самый длинный разводной мост.
Воспитатель: имя «Александр» означает защитник людей. Свое имя князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, свое Отечество от врагов. Вот именно защитником отечества, спасителем земли русской и был князь Александр Невский.
Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось?
Физминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков (показывают силача)
Он силен - он здоров
Он из лука стрелял(имитируют стрельбу из лука)
Метко палицу бросал
На границе стоял
Зорко-зорко наблюдал(имитируют наблюдение)
Подрастем мы и смотри,
Станем, как богатыри! (поднимают руки высоко вверх).
Воспитатель: Друзья за руки возьмемся,
Покружимся немножко.
Покружились и в сад мы возвратились!
Воспитатель: Почему дружина Александра Невского победила врагов?
Почему, говоря о защитниках нашей Родины, мы вспоминаем имя князя Александра Невского? Что вы больше всего запомнили о Александре Невском?
Воспитатель:А как вы понимаете пословицы: «Воином быть – народу служить», «Русский воин похвалы достоин»
Словесная игра «Доскажи слово».
Родимая сторона - мать, а чужая - (мачеха)
От Родины веет теплом, а от чужбины - (холодом)
Худой мир лучше доброй - (ссоры)
Мир строит, а война - (разрушает)
Где родился, там и - (пригодился)
Воспитатель: А теперь наши пальчики превращаются в богатырей
Пальчиковая игра «Богатыри»:
Вот верхом сидят, смотри
Русские богатыри.
Шлем у них до самых плеч
Есть кольчуга, щит и меч.
Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну.
Воспитатель: Молодцы реята! Вот и подошла к концу наша беседа о великом человеке – Александре Невском. И мы должны всегда помнить его слова: « Нас немного - но не в силе бог, а в правде».
Герои древних времен
Тема: Юрий Долгорукий.
Цель: Воспитывать любовь к своей Родине;
Програмное содержание: формировать потребность изучать историю Москвы, своей страны, своего народа;
помочь осознать принадлежность к своему народу, государству;
познакомить с личностью князя Юрия Долгорукого, оружием и доспехами того времени.
Материалы: иллюстрации с изображение памятника Ю.Долгорукому, иллюстрации Москвы деревянной, белокаменной, московского Кремля, репродукции картин А.Васнецова «Основание Москвы Ю.Долгоруким», «Строительство деревянных стен Кремля ХII в.», записи песен о Москве, иллюстрации современной Москвы.
Ход занятия
Воспитатель:- Ребята! Посмотрите на эту иллюстрацию (памятник Ю. Долгорукому), знаете ли вы кто это? Правильно это Юрий Долгорукий – основатель города Москвы. Итак, сегодняшнее наше занятие посвящено этому великому человеку.
Давным-давно на Руси было множество городов, селений, земель. Правили ими князья.
Воспитатель: Ребята, а кто такие князья? (правители, такие же как современные руководители государства – президенты). Многие русские князья пытались распространить свою власть на как можно большее количество земель, то есть вели борьбу за единодержавие. Обо всех исторических личностях того времени, о войнах, об укладе жизни тех времен мы узнаем из летописей(записей) Так вот древнерусские летописцы «наградили» суздальского князя Юрия Владимировича, сына Владимира Монамаха, прозвищем «долгорукий». Свое прозвище он получил из-за того, что пытался распространить свою власть на главные города севера и юга Руси: Новгород и Киев. Юрий был вторым сыном Великого князя Всеволода Большое гнездо. Родился он в городе Владимир, в то время столице нашего государства. Его воспитание ничем не отличалось от того, которое давали наследникам престола. Сначала малыш находился на попечении мамок и нянек, а в семь лет из него уже начинали делать воина строгие воспитатели-мужчины.
У князя Всеволода было много детей, но больше остальных он любил именно Юрия. Юрий смолоду проявил себя как умный, смелый и властный юноша.
Владимир Мономах, который был отцом Юрия, направил своего сына править Владимиро-Суздальской землей. Владимир, Суздаль и Ростов – древние русские города, которые стоят на берегу великой реки – Волги, тут и земля богатая, и рыбы в достатке было, и такие непроходимые чащи, что врагу не пробраться. Кстати, такие города как Владимир, Суздаль, Ярославль входят в состав Золотого Кольца России. Золотое Кольцо составляют те города, которые являются древнейшими на Руси, богаты архитектурными памятниками. Итак, князь Юрий охотно принимал под свою защиту всех талантливых и трудолюбивых людей. Князь понимал, что богатство земли приумножается трудом простых людей. Юрий Владимирович строил новые храмы, основывал новые селения, города. Он выкупал многие земли, а другие брал силой, так и набирало мощь Владимиро-Суздальское княжество.
Как-то с Юрием Долгоруким произошла интересная история. Однажды проезжал князь селение Кучково, что стояло у оживленной торговой дороги на берегу Москвы – реки, там, где сливалась она с рекой Неглинкой. Понравилось ему это место, да еще по Москве-реке купцы(торговые люди) возили зерно и другие товары. Решил князь на этом месте построить город, но селение это принадлежало богатому боярину Кучке, который категорически отказался продать свое имение князю. Воспитатель: Ребята, а кто такой боярин, кто знает? Бояре – это знатные, очень богатые люди, они имели земли, крестьян.) Тогда князь велел на границе его имений начинать строительство города. И вот заслышался веселый стук топоров, стал расти строительный поселок. (посмотрите на иллюстрации: детям показываю иллюстрации из книги «Как строили на Руси», картины А.Васнецова «Основание Москвы Ю.Долгоруким» и «Строительство деревянных стен Кремля ХIIв.»). Тогда-то и понял старый боярин, что новый город скоро разрастется и потеряет он свою власть. Тогда он подговорил языческих волхвов, своих верных слуг, и те напали со своими людьми на новопостроенный поселок. Но вовремя пришла на выручку дружина князя Юрия Долгорукого. Успел он спасти свое селение. Так и появилось сначала селение, которое назвали Москвой, потом обнесли его деревянной стеной и рвом.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, для чего строили высокие стены, да еще рыли глубокие рвы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, для защиты от врагов. И в летописи записано, что в 1156 году князь Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, «заложил Москву».
Послушайте, как о Москве написал Федор Глинка:
«Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных,
Это- матушка Москва!»
Со временем, в 1367 году, стены Москвы заменили на белокаменные, это спасло город от литовских войск. Потом стены Кремля построили из красного кирпича, это произошло уже при Иване Грозном. А уже при Петре первом московские улицы замостили камнем. И вот с тех пор город начинает становиться похожим на ту самую Москву, которую знаем и любим мы с вами (рассматриваем иллюстрации старой Москвы, современной, сравниваем).
Сегодня в самом центре Москвы стоит величественный памятник Юрию Долгорукому. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на свое детище. Москва стала столицей великого государства – России. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всем мире. За свои 860 лет много повидала она трудовых и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить ее. В Москве строятся новые храмы, дома, школы, и мы с вами гордимся тем, что можем носить звание москвича.
Ты москвич, а это значит
«Должен честным быть,
Должен добрым быть,
И на благо всем трудиться,
И трудом своим гордиться.
А иначе, а иначе ты, брат, не москвич!»
Сегодня мне также хотелось бы поиграть с вами в игру. Мне кажется вам и самим хотелось бы на время превратиться в древних зодчих. Давайте попробуем вместе с вами построить деревянную крепость. (дети берут конструктор и пытаются построить крепость, дома, поселить в них жителей).
Воспитатель: И не важно, что мы с вами живём не в Москве, мы гордимся, любим нашу столицу.
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Здесь, как было, так и ныне-
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят её святыни,
За кремлёвскою стеной.
Воспитатель: Сегодня в самом центре Москвы стоит величественный памятник Юрию Долгорукому. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на свое детище. Москва стала столицей великого государства – России. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всем мире. За свои 860 лет много повидала она трудовых и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить ее.
Большое вам спасибо!
Герои древних времен
Тема: Дмитрий Пожарский.
Цель: воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
Програмное содержание: расширять представление детей о национальных праздниках;
– дать знания о исторических событиях;
– учить узнавать и называть героев России;
– закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;
– углублять знания детей о защитниках нашей Родины.
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России;
Материалы: фото и иллюстрации.
Ход занятия.
Воспитатель: Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эти слова?
Воспитатель: Что такое Родина?
Воспитатель: Давайте все вместе расскажем, какая у нас замечательная Родина.(ответы детей)
Физминутка:
В нашей стране горы высо-о-окие, потягивания вверх на носочках
Реки глубокие, присели
Степи широкие, руки в стороны
Леса большие, руками описываем круг
А мы, ребята, вот такие! вытягиваем руки вперед, сжать в кулак,
выставить большой палец вверх («класс»).
Воспитатель: Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Воспитатель: Посмотрите на фото, это Князь Дмитрий Пожарский.
Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642) – русский князь, видный политический и военный деятель, национальный герой Смутного времени. Будучи лидером Второго народного ополчения, вошел в историю как освободитель Москвы от польско-литовских оккупантов.
Воспитатель: Князь Дмитрий Михайлович появился на свет 1 ноября 1578 года, в знатном дворянском семействе: его отец, Михаил Федорович, был потомком Рюриковичей, а мать, Мария Федоровна Беклемишева, принадлежала древнему знатному роду. При крещении юный князь получил имя Козма в честь святого Космы бессребреника, однако близкие называли его Дмитрием. В семье также воспитывалось еще двое сыновей и дочь. Все дети получили прекрасное по тем временам образование, и в возрасте девяти лет Дмитрий уже владел грамотой, о чем свидетельствуют подписанные им документы.
После смерти главы семейства в 1587 году, княгиня с детьми перебралась в Москву, где сделала блестящую карьеру при дворе. В пятнадцатилетнем возрасте к дворцовой службе приступил и Дмитрий, получивший чин стряпчего с платьем. В 1602 году Пожарский уже был стольником.
Служба Дмитрия Пожарского при дворе пришлась на непростой период, который вошел в историю как Смутное время. За всю свою карьеру князь не раз становился свидетелем того, как в государстве менялась власть, и как на царский трон претендовали разные лица, порой, не имевшие на это никаких наследных прав.
В феврале 1611 года войска ополченцев из многих крупных городов России подошли к Москве. Во время мартовского восстания Пожарский был ранен, и был отправлен на лечение в Троице-Сергиеву лавру. Первое ополчение потерпело поражение.
Заточенный поляками в монастыре патриарх Гермоген составил обращение к русскому народу, в котором призывал к борьбе против ненавистных захватчиков. Первыми откликнулись жители Нижнего Новгорода, которые тут же стали готовить второе ополчение. Они отправили послов к князю Дмитрию Михайловичу, чтобы тот возглавил их войско в походе на Москву.
Так в биографии Пожарского наступил звездный час – весной 1612 года он в качестве полководца повел второе ополчение на Москву. По дороге к ним присоединялись ополченцы из других городов и сел. В августе они осадили Кремль, и уже к 1 ноябрю 1612 года выгнали из него всех иностранцев.
Воспитатель: Ребята, День народного единства - это праздник взаимопомощи и единения всех российских народов. В России живут люди 104 национальностей и народностей: русские, татары, башкиры, удмурты, коми, карелы, якуты, хакасы, тувинцы, эвенки, чукчи, ненцы, коряки, чеченцы и др.. Наша страна – это многонациональное государство. Все российские народы живут мирно и дружно, по-братски. И нас всех объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю.
Воспитатель. А теперь немного поиграем. Вставайте в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Проводится игра с мячом «Какая наша Россия»
(Дети ловят мяч и произносят слова-определения: могучая, сильная, добрая, большая, необъятная, красивая, великая, многонациональная, мирная, дружелюбная, единая, крепкая, цветущая, многострадальная, непобедимая, честная, огромная, терпеливая, заботливая…)
Воспитатель. Да, ребята,наша Родина - Россия – необъятная и очень красивая страна.
Есть много мест у нас в России.
Их знаем мы со школы, с детских лет.
Но есть места, которых нет красивей,
Роднее и прекрасней в мире нет!
Эти родные места - наша малая Родина, место, где человек родился и живет. Как называется наша малая Родина, наш родной город? (Москва).
Физ.минутка: «Моя Россия»
Поезжай за моря-океаны, | Дети «едут». |
Надо всею Землей пролети: | Дети «летят». |
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. |
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой |
Глубоки наши светлые воды, | Дети приседают. |
Широка и привольна земля, | Дети встают. Руки в стороны. |
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. |
И шумят, расцветая поля… | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. |
Воспитатель: Издавна на Руси учили быть добрыми, помогать друг другу в беде, радоваться успехам других, учили любить и защищать свою Родину. Учили в сказках, где добро и дружба всегда побеждает, в играх, пословицах и поговорках. Вот и подошла к концу наша встреча. История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе - сад. Дружба объединяет людей и народы. Страна сильна тогда, когда она едина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Александр Невский защитник земли русской"
Слайды к сценариюмузыкально- литературной композиции...
Проект "Дмитрий Донской, Александр Невский-защитники земли Русской. Богатыри."
Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и в подростковом возрасте романтических образов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при ...
Мастер-класс с участием родителей "Александр Невский - защитник земли русской"
Данная публикация поможет воспитателям организовать мастер-класс по патриотическому воспитанию и организовать интегрированную совместную деятельность (хкдожественное творчество, слушание музыкального ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ» - «ПОДВИГИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО – ЗАЩИТНИКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Цель. Содействовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням, через ли...
Проект "Александр Невский - защитник земли русской"
Проект на героико - патриотическую тематику по духовно - нравственному воспитению для подготовительной группы детского сада....
Проект на тему: «Князь Александр Невский - защитник земли русской!»
Дошкольное детство – это важный этап в становлении нравственного облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представле...
Конспект ОД "Александр Невский – защитник земли русской Кантата С. Прокофьева Александр Невский"
Конспект ОД "Александр Невский – защитник земли русской Кантата С. Прокофьева Александр Невский"...