Консультация "Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в контексте ФОП ДО"
консультация
По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников дошкольного возраста являются:
- - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- - обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- - повышение воспитательного потенциала семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей.
В основу совместной деятельности семьи и ДОО заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
- об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
- получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
- информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
2) Просветительское направление предполагает
- выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО;
- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
3) Консультационное направление:
- - консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком,
- - преодоление возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
- - особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
- - возникающих проблемных ситуациях;
- - о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- - по способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает:
- сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
- поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности:
1) о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка:
- рациональная организация режима дня ребёнка,
- правильное питание в семье,
- закаливание,
- организация двигательной активности,
- благоприятный психологический микроклимат в семье
- спокойное общение с ребёнком и другое
негативных факторах, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка:
- переохлаждение,
- перегревание,
- и другое.
информирование:
2) о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
3) родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий:
- нарушение сна,
- возбудимость,
- изменения качества памяти,
- внимания, мышления;
- проблемы социализации и общения и другое.
5) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО.
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, ГГ-специалистов и других).
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
- диагностико-аналитическое направление реализуется через открытые просмотры занятий
- педагогические беседы с родителями (законными представителями)
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, тренинги и ролевые игры, семинары-практикумы, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы, стенды, папки передвижки, ширмы, сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
- медиарепортажи и интервью;
Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО.
Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей).
Необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей).
В диалоге проходит
- просвещение родителей (законных представителей),
- их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка,
- согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.
Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО:
- устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями),
- эффективно осуществлять просветительскую деятельность,
- достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"
Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»
: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и администрацией ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вкл...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия ...