Доклад по ранней профориентации дошкольника
методическая разработка

Фомина Анна Сергеевна

Доклад воспитателя по профориентационной работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_pfo.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.  Дошкольное учреждение –  первая ступень  в  формировании  базовых  знаний  о  профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.        К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.       Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям:

1. Работа с воспитанниками

2. Сотрудничество с семьями воспитанников

3. Взаимодействие с социумом.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации мы предлагаем использовать разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:

● Наглядные (живые образы), к которым относятся:

− экскурсии

− наблюдения

− дидактические пособия

− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

− просмотр видеозаписей

● Словесные, которые включают:

− художественное слово

− рассказ воспитателя

− беседы

− малые фольклорные формы

− проблемные ситуации

− высказывания и сообщения

● Практические – это:

− трудовые поручения

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− игровые обучающие ситуации

− сюжетно-ролевые игры

● Игровые, к которым относятся:

− дидактические игры

− игровые упражнения

− игры с правилами

− словесные игры

− игры-воображения

− игры-шутки

− сюжетно-ролевые игры

− сюрпризные моменты.

Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен ставить для себя следующие задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной 
деятельности свои впечатления;

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. 

Работа с родителями: совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Наша задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов, Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, охранника.

На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит в дошкольном возрасте через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...

Доклад к проекту Ранняя профориентация дошкольников

Проект«Управление обновлением  профориентационной работы в образовательной организации через внедрение профессиональных проб»...

Презентация к докладу на тему "Ранняя профориентация дошкольников".

Презентация к докладу на тему "Ранняя профориентация дошкольников"....

Доклад на тему "Ранняя профориентация дошкольников".

Доклад на тему "Ранняя профориентация дошкольников"....

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...