Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа)

Елена Александровна Артемова

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения. Они ещё слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. Каждый малыш при посещении детского сада испытывает трудности во время адаптации к нему. Что такое адаптация?

На слайде видно:

Адаптация- это привыкания человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс возможно, приводящий к стрессу.

С первых дней жизни, дома ребёнку прививаются особые правила: определённый режим сна и бодрствования, виды деятельности, питание, характер взаимоотношений с окружающими, запреты и прочее.

Во время приспособления к яслям поведение и реакции ребёнка меняются – малыш плачет и раздражается, меньше ест, плохо спит, утрачивает уже приобретённые навыки, часто болеет. Подобные симптомы являются закономерной реакцией на новые условия жизни.

Степени адаптации

1 – 20 дней - легкая адаптация

20 - 60 дней – адаптация средней тяжести

от 2 до 6 месяцев – тяжелая адаптация

• Легкая адаптация - к 20 дню пребывания ребенок спокойно входит в группу, смотрит в глаза взрослому, когда тот к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать. При этом, они поддерживают малыша. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю.

•Средняя адаптация - через 1-2 месяца ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями педагога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения.

Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Такие родители с воспитателем могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

• Тяжелая адаптация – (от 2-6 месяцев) контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

Родители либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии.

Факторы, мешающие адаптации малыша к детскому саду:

  • Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
  • Чрезмерная тревожность родителей;
  • Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
  • Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
  • Неврологическая симптоматика у ребенка;
  • Болезненность малыша;
  • Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Задача взрослых облегчить ребёнку прохождение непростого периода его жизни.

Встреча воспитателя с малышом

В период адаптации воспитатели стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы.

На первых этапах воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами.

Много внимания педагог уделяет формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те дети, которые дома сами ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. Педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи. Если ребенок будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет делать сам все, что умеет.

Не следует проявлять воспитательную настойчивость и родителям- пусть они помогают малышу в том, о чем он просит. Однако тех детей, которые просто не умеют что- то делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно помогая им. Ребенок должен чувствовать, что учат не для того, чтобы он не докучал своими просьбами, а для того, чтобы он умел все делать сам, как большой. Поэтому обучение всегда должно сочетаться с помощью.

«Домик для твоей одежды»

При первом знакомстве со шкафчиком ребенок вместе с воспитателем и родителями обходят раздевалку, рассматривают яркие картинки на стенах, проходят вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, маленькие домики. В них живут туфельки и сандалики, кофточки и шапочки, курточки и комбинезончики». Здесь будут жить твои вещи.

Воспитатель предлагает ребенку пройти в группу. При этом необходимо помнить, что ребенка нельзя заставлять раздеваться. Если он отказывается, не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в свой шкафчик хоть какой-нибудь предмет своей одежды.

«Кроватка ждет тебя малыш»

Прежде показать ребенку кроватку, проводится небольшая подготовка. Для начала нужно выяснить, с чем и как любит засыпать ребенок дома (ритуал укладывания). Ребенку предлагается сесть на край кроватки и погладить одеяло. Можно предложить положить ему голову на подушку, при этом взрослый сидит рядом на стульчике.

В заключении педагог предлагает уложить спать в кроватку его любимую игрушку.

«Игрушки и игры в период адаптации»

Особо важным для детей в этом возрасте является игра. Ребенку важно играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, способствующие налаживанию эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Игры в адаптационный период с детьми 2- 3 лет.

Игра «Ладушки»

Игра «Мишка косолапый»

Игра «Покажи картинку»

Игра «Иди ко мне»

Игра «Пришел Петрушка с погремушкой»

Игра «Выдувание мыльных пузырей»

Игра «Покружимся»

Игра «Кто в кулачке?»

Важный аспект в процессе адаптации детей к условиям детского сада – просветительская работа с родителями.

Воспитатели и педагог-психолог знакомят родителей с теоретическими вопросами, связанными с адаптацией. Разрабатывают и знакомят родителей с рекомендациями по успешному привыканию детей к детскому саду.

Родителям рекомендуется:

  • Обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя.
  • Выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет.
  • Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть.
  • Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений.
  • Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОГО ПРИВЫКАНИЯ

  • ребенок ест с аппетитом;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • эмоционально общается с окружающими;
  • играет.

Об успешном завершении адаптации можно судить по поведению и самочувствию ребёнка. Малыши перестают болеть, хорошо кушают, спят, активно взаимодействуют со сверстниками, открыто, без стеснения обращаются за помощью к воспитателю, играют.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....