«Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»
консультация
Консультация для воспитателей «Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать продавцом или врачом, можно полететь в космос или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, пожарного, продавца, водителя или врача, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность диктует нам новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации. Данное направление работы реализуется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности: игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической. И наиболее приемлемым методом, объединившим все виды детской деятельности, возможность привлечения к сотрудничеству родителей воспитанников, является использование метода проектов, как инновационной технологии в системе современных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Формируя проект, педагог определяет цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе его реализации, продумывает подготовительный этап, который включает определение концепции проекта; разработку методического сопровождения проекта; организацию профориентационной зоны; разработку организационных мероприятия по подготовке и реализации проекта. Но самым значимым и интересным для детей является основной этап, который содержит мероприятия, проводимые с детьми: наблюдения и беседы, рассматривание и составление рассказов, экскурсии и встречи с людьми разных профессий, дидактические игры и творческие задания, сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации, создание атрибутов и многое другое. Не менее важен заключительный этап, на котором участники проекта могут подвести итог, представить свой продукт, поделиться опытом.
При реализации основного этапа необходимо помнить, что основной вид деятельности дошкольника - игра. Мало узнать о профессии, в нее надо поиграть. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
В ходе реализации проекта по профориентации особая роль принадлежит экскурсиям. Они способствуют расширению первоначальных представления об окружающем мире, мире профессий, формированию у детей нравственно – патриотических качеств, удовлетворению познавательной потребности ребенка. Благодаря экскурсиям, дети знакомятся с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. Во время экскурсий процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей. А чувственный опыт ребёнка обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые он слышит из рассказов взрослых.
Не менее важным и интересным в знакомстве с различными профессиями будет участие родителей. Их помощь в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». Кроме того - это возможность побывать на работе мамы или папы, а потом поделиться впечатлениями и тем, что узнал с другими детьми.
Воспитателю необходимо создавать такие условия по ранней профориентации дошкольников, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
- углубить практические знания воспитанников;
- выявить интересы и склонности воспитанников;
- развивать интерес и умение осуществлять действия.
Использование игрового пространства позволяет:
- индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
- актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
- позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
- помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
- использовать полученные знания в практическом применении;
- принимать во внимание деятельность других воспитанников;
- предусматривать игровой замысел;
- корректировать и развивать игровой сюжет.
Предметно-развивающая среда включает в себя:
- познавательную зону;
- развивающую игротеку;
- наборы атрибутов и костюмов;
- тематическую библиотечку.
Осуществить все вышеупомянутые условия вполне реально через использование проектной технологии, которая дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Реализация модели ранней профориентации дошкольников, с использованием проектной формы работы с детьми и родителями, позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я - профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...
«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». ...
Статья «Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»
В статье предлогается несколько видов проектов по экологическому воспитанию как с воспитанниками , так и совместно с родителями....
Презентация "Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей дошокольного возраста"
Сегодня вопросы формирования у детей культуры безопастности, способности предвидеть опасные события и умение по возмжности избегать их, а при необходимсоти действовать очень актуальны. Цель презе...
Презентация«Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей»
Профессиональная ориентация в ДОУ - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в...
Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"
Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"...