"Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шидловская Ольга Васильевна

Цель:

- Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Социально-коммуникативные:

- Дать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.

- Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Учить детей проявлять уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

- Пробудить в детях любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

2. Познавательные:

- Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

3. Речевые:

- Активизировать словарь детейблокада, эвакуация, землянка.

4. Художественно-эстетические:

- Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.

- Стимулирование сопереживания героям в видео фильме о войне.

5. Физические:

- Развитие координации, равновесия и мелкой моторики рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Блокада Ленинграда»

Подготовила воспитатель :Шидловская О.В.

Цель:

- Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Социально-коммуникативные:

- Дать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.

- Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Учить детей проявлять уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

- Пробудить в детях любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

2. Познавательные:

- Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

3. Речевые:

- Активизировать словарь детейблокада, эвакуация, землянка.

4. Художественно-эстетические:

- Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.

- Стимулирование сопереживания героям в видео фильме о войне.

5. Физические:

- Развитие координации, равновесия и мелкой моторики рук.

Материал:

Презентация о блокаде, разрезные картинки, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек чёрного хлеба.

Подготовительная работа :

Разучивание стихов о блокаде, разучивание песни «Бьется в тесной печурке огонь…»

Ход занятия:

Воспитатель:

В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту….

- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербурге)

- Как ещё город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)

В то время, когда жила Таня город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Запись «началась война»

Стихи:

- 22 июня ровно в 4 часа,Киев бомбили, нам объявили,Что началась война.

- Однажды летом на рассветеГитлер дал войскам приказИ послал солдат немецких

против русских, против нас.И грозные тучи фашисткой блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Послушайте стихотворение Самуил Маршак

Мальчик из села ПоповкиСреди сугробов и воронокВ селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок —Последний гражданин села.Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы —И это всё, что уцелелоОт прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый ПетяИ плачет, как старик без слёз,Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс!При нём избу его спалили,Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могилеЛежит убитая сестра.Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагуЗа кровь, пролитую в ПоповкиИ за ребенка на снегу.

Мужчины и старики копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками, вели бой, а в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своих близких и родных, детях, женах, матерях и пели песни.

-Давайте и мы сейчас сядем у нашего костра и споем песню военных лет «Бьется в тесной печурке огонь.»

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!’’ И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Физкультминутка

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Стихи:- Фанерой забито наше окноВ городе тихо, очень темно Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.- Тихо одними губами,Шепчу понятное маме.

Мама мне страшноМама 125 и больше не граммаСвой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.- Что изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи,. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. (сегодня как раз 27 января 2024г, 80 лет прошло с того знаменательного события)

Многие здания в освобождённом городе были разрушены

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм город получил звание ’’Города- героя’’.Подвиг героев мы никогда не забудем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...