Консультация для педагогов и родителей "Как знакомить дошкольников с переносными значениями слов"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Баскова Екатерина Николаевна

 Процесс освоения детьми переносных значений слов непосредственно связан как с развитием речи, так и с уровнем развития неречевых психических функций, на которых базируется речь. Для понимания детьми переносных значений слов важно развитие словесно-логического и ассоциативного мышления, расширение пассивного и активного словаря. Дети начинают использовать переносные значения слов в собственной речи, сначала непреднамеренно, затем в процессе языковой игры – преднамеренно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какие рекомендации можно дать родителям и педагогам для повышения эффективности освоения переносных значений слов и их использования в собственной речи старшими дошкольниками?

Основная рекомендация – работать над расширением лексикона ребенка. Для того, чтобы ребенок мог освоить переносные значения слов, он должен иметь достаточный словарный запас, знать прямое значение слова. Рекомендация родителям – разговаривать с ребенком с первых дней его жизни. И продолжать способствовать речевому развитию на всех этапах детства.

Рекомендации для педагогов:

Первым этапом работы по освоению детьми переносных значений слов должны быть игры и упражнения на развитие пассивного и активного словаря, формирование словесно-логического и ассоциативного мышления.

Затем следует включать в работу игры и упражнения, направленные на знакомство с переносными значениями слов, понимание и различение прямых и переносных значений слов детьми.

Позже, на основе полученных детьми знаний можно перейти к развитию понимания детьми переносных значений слов в художественных произведениях и стихотворных текстах, придумыванию детьми предложений, коротких рассказов с использованием переносных значений слов.

Взрослым нужно стараться вызвать у детей интерес к книгам как можно раньше. В правильно подобранной литературе ребенок впервые столкнется с многозначностью слов, предъявленной ему в занимательной форме. Уверена, что ребенку понравится замечательное стихотворение Ирины Токмаковой «В чудной стране», где автор в форме небылицы знакомит нас с многозначностью слов. Можно задать вопросы по стихотворению, способствующие развитию у ребенка языковой рефлексии. Ребенку будет интересно отгадывать загадки, основанные на многозначности. Например, «Из какого крана вода не льется?», «Четыре ножки ходить не могут» и т.п. Можно предложить ребенку попробовать нарисовать отгадку, затем самому придумать подобную загадку.

Переносное значения во множестве встречаются в русских народных сказках, стихотворениях поэтов-классиков. Поэтому, рекомендация родителям и педагогам – объясняйте ребенку значения незнакомых слов, читайте с детьми книги и сами старайтесь использовать обороты речи, основанные на многозначности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Как знакомить детей с правилами ПДД"

В данной консультации даны рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация для педагогов на тему: «Виды игр и их значение в жизни дошкольников».

 Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в пе...

Консультация для родителей "Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?"

Консультация для родителей "Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?"...

Консультация для педагогов "Сенсорная комната в ДОУ и ее значение для здоровья и развития дошкольников"

Консультация для педагогов "Сенсорная комната в ДОУ и ее значение для здоровья и развития дошкольников"...

Консультация для педагогов ДОУ «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, сво...

Консультация для педагогов "Декоративно-прикладное искусство России и его значение в нравственно -патриотическом развитии дошкольника"

Консультация для педагоговДекоративно – прикладное искусство России и его значение в нравственно-патриотическом развитии  дошкольника  «Самым высоким видом искусства, самым ...