Консультация для педагогов детского сада Знакомим детей с природой во время прогулки
материал на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskogo_sada_znakomim_detey_s_prirodoy_vo_vremya_progulki.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский.
Консультация для педагогов детского сада
«Знакомим детей с природой
во время прогулки».
Воспитатель: Н. А. Охлопкова.
2014 год.
«Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём!
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим».
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.
С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу, молодым зелёным насаждениям, приучать их беречь птиц и вообще «братьев наших меньших». Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, шелесту листьев, журчанию ручья, следам животных, надо научить их понимать природу, а поэтому стараться объяснять некоторые происходящие в ней явления.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а так же познание.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, взаимосвязях между разными её объектами, постоянных изменениях в природе и её развитии, рациональном использовании природе и её охране.
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем прогулка. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Обратить внимание дошкольников на то, как многообразен мир деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателем они находят знакомые деревья: ель, сосну, берёзу, осину; узнают, что в жаркую погоду под деревом прохладно, потому что от деревьев падает тень. Во время наблюдений научить детей различать деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.
Для сравнения разных пород деревьев можно предложить игры типа: «Угадай, какое это дерево», «С какого дерева лист?», «С чьей ветки детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные. В процессе наблюдений познакомить со значением растений
( очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей).
Полезно познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков – короедов. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет».
В тёплое время года дошкольники могут наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным потоком стрекоз, ползанием жуков. Дети учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания). Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники, научить быть осмотрительными, не наступать на муравьёв.
Работа по ознакомлению дошкольников с природой, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и чётко продуманной организации эколого-педагогического процесса.
С определённой последовательностью из года в год, повторяются сезонные явления, если наблюдать и изучать их, то накапливается большой фактический материал, показывающий разнообразие и взаимосвязь растительного и животного мира.
Солнце – источник света и тепла для всего живого. Весной под его живительными лучами начинается движение соков в растениях, из набухших почек появляются листочки, а из бутонов раскрываются цветы.
Наступает осень. Всё меньше света и тепла получает земля, прекращается движение соков из стебля в лист, он желтеет и после первого заморозка отделяется от ветки и падает. И осенью можно встретить цветы, но они сидят на коротких стеблях, низко прижавшись к земле.
Яркие явления природы во все времена года доступны наблюдениям самых маленьких детей. Воспитателю надо умело сочетать в работе художественное слово с непосредственными наблюдениями детей за тем, что происходит в природе.
Художественное описание знакомого растения, животного или явления в природе делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. Так например, после того как детям прочитают рассказ М. Пришвина «Золотой луг», они на прогулке с интересом рассматривают одуванчик и другие цветы, замечают изменения в форме их цветков, когда те открываются и закрываются. В другом случае художественное слово должно опираться на личный опыт детей, полученный ими из наблюдений конкретного мира в процессе игр и труда на природе.
Так, например, сказку «Зимняя пирушка» Н. Павловой хорошо прочитать детям после того, как они видели зимой деревья, различали их по внешнему виду.
Стихотворения П. Воронько «Берёзка», А Плещеева «Травка зеленеет» дают художественные образы знакомых детям деревьев, птиц, вызывают к ним любовное, бережное отношение.
Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются детьми только тогда, когда содержание их отражает близкие детям явления. Например: «Мороз не велик, да стоять не велит» или «Береги нос в большой мороз»; «Грач на горе – весна на дворе», «Грач прилетел – весну принёс». Такие поговорки могут быть рассказаны детям на прогулке, в подходящих для этого случаях.
Каждый выход на улицу для ребёнка должен стать увлекательной прогулкой. Прогулка даёт возможность наблюдать, познавать, запоминать.
Как интересно, например, узнавать растения «по именам»! Не просто травка, а травка «мышиный горошек», научиться различать ромашку и нивянку, а как детям интересно поздороваться с ромашкой.
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Жёлтая серёдочка,
Листья, словно лодочка.
В тёплый весенний денёк на участке детского сада слушать весёлое пение птиц. О чём они поют? Об этом мы разговариваем с детьми. По ходу беседы можно вспомнить стихотворение В. Берестова:
О чём кричат воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили, мы выжили
Мы живы, живы мы!
Чтение стихов о природе – полезный элемент экологического воспитания ребёнка. При помощи поэзии маленькому человеку легче объяснить, что всё растущее и движущееся вокруг нас – живое и требует бережного к себе отношения. Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к природе, вызвать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы. Они должны понять, что состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить детей с правилами поведения на природе, ребёнок должен осознать их значение, эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Словом, развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Подводя итог, можно сделать вывод, что прогулки в жизни детей оказывают существенное влияние на их всестороннее развитие и воспитание.
Игра «Экологи».
- Кто такие экологи? (люди, которые занимаются изучением природы и вопросами её охраны)
«Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
- Первый волшебник решил, что в лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.
- Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?
- Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своём лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чём была его ошибка?
- Четвёртый волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они скоро покинули этот лес. Почему это произошло?
- Пятый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не покинул. Почему?
Вопросы:
- Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
- Для чего природе нужны хищники?
- Что такое красная книга и для чего она нужна?
- Для чего люди создают заповедники?
- Расскажите, как связаны между собой ёлка, белка, рысь?
- Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
«Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов детского сада «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов детского сада "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов детского сада по теме: "Игры для детей с повышенной двигательной активностью"
Эту консультация предназанчена для воспитателей детского сада.У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием реч...
Консультация для педагогов детского сада «Пусть наши дети будут здоровыми!»
Консультация для педагогов детского сада «Пусть наши дети будут здоровыми!» Описание материала: Предлагаю вам консультацию для педагогов детского сада «Пусть наши дети будут здоровыми!». Дан...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...
Посткроссинг между детскими садами» - знакомим детей с Россией и помогаем найти друзей в других городах
Посткроссинг между детскими садами» - знакомим детей с Россией и помогаем найти друзей в других городах...
Консультация для педагогов детского сада «Ознакомление дошкольников с природой»
Консультация для педагогов детского сада «Ознакомление дошкольников с природой»...