Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Болховитина Елена Анатольевна

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

«Дети – один из величайших подарков. Но вырастить любящего, счастливого человека в современном мире – непростая задача для любого родителя» – Тим Селдин, «Энциклопедия Монтессори».

 Семья для ребёнка – это место, где он испытывает свой первый контакт с окружающей средой. Она закладывает условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Семья – это обитель, место, где ребенок защищен от неизвестности, от зла, его успокоят, приласкают, помогут, подарят свое тепло, заботу, уверенность.  Современная концепция взаимодействия семьи и доу основа на том, что родители несут ответственность за воспитание своих детей, а все остальные социальные институты могут только дополнять и поддерживать их воспитательную деятельность.

В законе РФ «Об образовании» говорится, что родители –  первые педагоги.  «Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Это говорит о том, что мамы и папы, должны знать и помнить, что детский сад - только помощник, наставник в воспитании ребенка, а родители не обязаны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

Семья играет неоценимую роль в воспитании и развитии ребенка. Особое значение имеет психоэмоциональный микроклимат в семье, где формируются ценностные ориентиры, мировоззрение, отношение к себе, окружающим и миру. При этом эффективность семейного воспитания напрямую зависит от тесного взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ). В детских садах создаются благоприятные условия для педагогической деятельности в области воспитания. Приоритетными являются дружеские, творческие и креативные отношения между педагогами, родителями и детьми. Объединение усилий в вопросах воспитания повышает авторитет взрослых в глазах ребенка и укрепляет доверие. Педагоги оказывают поддержку родителям, предоставляя им современные методические материалы, индивидуальные рекомендации и консультации по духовно-нравственному, экологическому и патриотическому воспитанию. Участие родителей в жизни детского сада способствует лучшему пониманию собственных детей, позволяет взглянуть на мир их глазами и приобщить их к культуре и традициям. В течение учебного года дошкольники знакомятся с народными праздниками, играми, сказками, малыми фольклорными формами, а также с произведениями живописи и музыки. Родители активно вовлекаются в образовательный процесс, совместно с детьми готовясь к выставкам и ярмаркам. Мероприятия, посвященные праздникам «Масленицы», «Покровы» и «Рождества», не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. На праздниках семьи водят хороводы, исполняют народные песни, участвуют в соревнованиях. Организуются чаепития с блинами или другими традиционными блюдами. В атмосфере праздника дети испытывают радость, удовлетворение и гордость за своих родителей.

Преимущества взаимодействия семьи и ДОУ

 Совместная работа семьи и ДОУ имеет многочисленные преимущества: 1. Целостное развитие ребенка: объединение усилий позволяет обеспечить гармоничное развитие ребенка во всех сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной. 2. Укрепление родитель-детских отношений: участие родителей в жизни детского сада укрепляет их связь с детьми и позволяет им лучше узнать их интересы и потребности. 3. Повышение педагогической компетентности родителей: родители получают профессиональные консультации и советы педагогов, что помогает им повысить свои воспитательные навыки. 4. Создание единой образовательной среды: совместная деятельность семьи и ДОУ создает единую образовательную среду, которая способствует всестороннему развитию ребенка.                

Детскому саду принадлежит важная роль в укреплении семейного воспитания: 1. Информирование и просвещение родителей: ДОУ проводит информационно-просветительские мероприятия, где специалисты делятся с родителями знаниями о возрастных особенностях детей, современных методах воспитания и психологической поддержке. 2. Психолого-педагогическое консультирование: в детских садах работают психологи, которые консультируют родителей по различным вопросам воспитания и взаимодействия с детьми. 3. Организация совместных мероприятий: ДОУ организует различные мероприятия, в которых участвуют дети и их семьи. Это позволяет родителям наблюдать за развитием своих детей и укреплять семейные связи. 4. Повышение родительской активности: педагоги детского сада поощряют участие родителей в образовательном процессе и организации мероприятий. Это способствует повышению родительской активности и ответственности за воспитание детей. 5. Индивидуальный подход к каждому ребенку: детский сад учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и оказывает соответствующую поддержку его развитию. Педагоги сотрудничают с семьей, чтобы обеспечить максимально комфортные и эффективные условия для воспитания и обучения.

Таким образом, семья и ДОУ играют взаимодополняющие роли в воспитании и развитии ребенка. Их взаимодействие способствует созданию благоприятной образовательной среды, которая обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка и формирует у него положительный образ семьи, общества и мира в целом.

Так, семейное экспериментирование – увлекательная практика, способствующая духовному развитию. Наши семейные уклады и традиции: «Счастливая семья», «Чтение вслух», «Сказки на ночь», «Фотохроники», «Субботний кинофильм», в которых дети обмениваются своими впечатлениями, эмоциями, проведенном в семейном кругу. Большой интерес у родителей и детей вызвала совместная деятельность «Спешите делать добрые дела», направленная на изготовление подарков для родных и близких, проведение дней рождения, семейных праздников: «Праздник дома», «Праздник картошки». Она учит сопереживать людям, помогать им, заботится друг о друге, уважать. Также очень интересно создавать семейные поделки: «Пасхальный фестиваль», «Символы года», «Космос». Родители и дети с удовольствием проявляют свои умения и таланты, развивают творческое, креативное, эстетическое, прекрасного чувство.

В последнее время у детей и родителей пользуются большой популярностью совместные праздники музыкальные и спортивные: «Голос», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Солдатушки – бравы ребятушки».  Эти праздники стали отличным способом активного времяпрепровождения для детей и их родителей. Дети с радостью становятся частью семейной команды и гордятся своей общей победой. Традиционными стали «Смотр песни и строя», «Юнармейцы, вперёд!», «Зарница». Воспитанники детского сада принимают участие в этих мероприятиях читают стихи, поют песни, танцуют. Знакомство с песнями военных лет, историей Родины, гордость за героические прошлые Родины укрепит патриотические чувства детей.

Так же детский сад сотрудничает с Краеведческим музеем, экскурсии к Вечному огню, к памятнику Воинам – интернационалистам, в библиотеку. В музее дети знакомятся с историей города, известных земляках, слушают интересный рассказ экскурсовода. Экскурсии в музей способствуют развитию познавательных интересов; здесь дети получают нравственно – патриотическое воспитание. Его суть заключается в том, чтобы заронить в душах детей семена любви к малой Родине и своей семье, истории и культуре её и всему тому, что создано трудом родных и близких, что формирует правильную историческую память у подрастающего поколения. Вовлечение родителей в жизнь своих детей не только дома, но и в детских садах, чтобы они лучше понимали своих детей, видели мир их глазами, формирует доверительные отношения.

Праздники «День защитника Отечества» и «День Победы», акция «Твой ровесник на войне» способствуют воспитанию патриотизма, формированию чувства священной любви к Родине, неустанной готовности к ее защите, силы духа, отваги, мужества перед российским народом. Во время Великой Отечественной войны и сегодня мы стараемся заботиться о наших защитниках, чтобы им было теплее. Мы всегда стремимся создать комфортные условия для наших воинов, и это приносит радость каждому из нас. Но не только военные имеют право на нашу заботу и внимание. Мы также организуем различные праздники, такие как «8 Марта», «День Любви и верности», в которых родители также принимают активное участие. На этих праздниках родители танцуют вместе с детьми, разгадывают загадки и участвуют в спортивных играх и эстафетах. Это не только помогает детям развиваться физически, но и формирует в их сердцах чувство уважения, любви, благодарности и почтения к своим мамам и бабушкам. Такие целенаправленные занятия помогают детям учиться быть добрыми и формировать правильное нравственное мировоззрение. Подготовка к праздникам стала уже традицией, и родители активно участвуют в оформлении выставок и озеленении территории детского сада. Это не только расширяет возможности родителей для участия в жизни детского сада, но и способствует сближению между мамами, папами и детьми. Дети гордятся тем, что они работали вместе со взрослыми, и испытывают радость от полученных результатов. Они также усваивают духовно-нравственные и социальные нормы морали. Из всего этого можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание ребенка возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи. Это взаимодействие позволяет нам создавать гармоничную и благоприятную среду для развития детей. Мы должны продолжать поддерживать и развивать эту взаимосвязь, чтобы наши дети выросли сильными, добрыми и морально ответственными людьми.

Литература

1.  Ганичева, А. Н.  Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 291 с.

2. Лесик, Л. И. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы) / Л. И. Лесик, Л. Л. Игошина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 396-398.

3. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя дет. Сада –М.: Просвещение, 1987г. –144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

«Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

 Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека.   Формирование правильных духовно-...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...