Доклад "Дорогою добра"
консультация (старшая группа)

Гуркина Жанна Владимировна

1.     Духовно - образовательное направление: занятия, беседы.

2.     Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

3.     Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

4.     Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной  и трудовой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitatelya_gurkinoy_zh.docx370.11 КБ

Предварительный просмотр:

            Доклад воспитателя Гуркиной Ж.В.

На тему «Особенности развития и формирования памяти у детей раннего возраста»

Особенности развития памяти в раннем детстве

Память (так же как и все познавательные процессы) представляет собой отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанной с деятельностью. Память определяется как способность головного мозга воспринимать окружающую действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить их.

Память имеет огромное значение в жизни и деятельности человека.

Память - основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Рождается человек. Он ничего не знает и не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен овладеть языком, усвоить знания об окружающем мире, приобщиться к миру человеческой культуры, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с работой памяти. Память как особый психический процесс не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере созревания его мозга, в процессе его развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Память теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, образом жизни, поэтому развитие памяти происходит вместе с развитием всего индивидуально-психологического облика человека.

На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения. Непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, навыками и умениями, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми приводят как к количественным изменениям в памяти ребенка, так и к тем качественным преобразованиям, которые в конечном счете определяют дальнейшее развитие памяти.

Когда начинает развиваться память ребенка? В чем состоят ее первые проявления?

На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Попытки специалистов узнать, воспринимает ли новорожденный внешние сигналы и запечатлевает ли их в своей памяти, увенчались успехом. Удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые дни жизни ребенка у него можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятельным, к световым раздражителям. Это означает, что анализаторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать. Буквально в первые же дни жизни у младенцев вырабатывается условный рефлекс на время. Если соблюдать достаточно строгие интервалы между кормлениями, то уже к пятому-седьмому дню у малышей до очередного приема пищи появляются двигательные реакции: они пробуждаются и готовятся к обеду».

Проходит некоторое время, и ребенок начинает узнавать мать, отца, бабушку я других близких ему людей. Легко отличает своих от чужих, начинает узнавать предметы. К концу первого года жизни ребенок правильно реагирует на такие простые просьбы родителей, как «покажи носик», «дай ручку», «где ушко?». Ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, связывает их с определенными действиями, предметами, частями своего тела.

Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и восприятия. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого или начале второго года жизни. По мере овладения навыками ходьбы и речи память ребенка начинает быстро развиваться. Заметно увеличивается латентный, или скрытый период узнавания и воспроизведения. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем зрительные и слуховые. Так, восьмимесячный ребенок после десятидневного отсутствия своего отца не узнавал его, глядел на него с опаской, прячась за спину матери. Но стоило отцу взять ребенка на руки и посадить его к себе на ладонь, как он это часто делал ранее, и тревожное личико малыша прояснилось, он улыбнулся, стал подпрыгивать, т. е. он вспомнил своего отца. В конце первого года жизни ребенок узнает родное лицо после двух-трехнедельной разлуки, а на втором году жизни может узнать знакомого человека после полутора-двухмесячного перерыва.

Трехлетний малыш узнает сад, дорогу, дом, где провел лето год назад. К концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непреднамеренный характер, т. е. все запоминается как бы «само собой». В основном дети раннего возраста запоминают то, что в той или иной мере включено в их игру или какую-нибудь практическую деятельность, что им непосредственно нужно или интересно и что воздействовало на них эмоционально, произвело глубокое впечатление. Жизненный опыт показывает, что малыши легко овладевают не только своим, но и чужим языком, если постоянно находятся в контакте с детьми и взрослыми, которые говорят на этом языке. Иногда малышам требуется всего несколько месяцев, чтобы начать объясняться на языке той страны, в которую они прибыли с родителями, причем дети раннего возраста говорят практически без какого-либо акцента.

Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко. На этом основании некоторые зарубежные психологи считали, что у ребенка память лучше, чем у взрослого. Однако наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок запоминает и воспроизводит иначе, чем взрослый. Запечатление идет быстро, но часто беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал, а может удерживать в памяти случайные события, несущественные (по мнению взрослых) детали, обрывки разговоров взрослых, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему может быть и не совсем ясен. Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти; часто материал, запавший в память, неожиданно всплывает, пластичность усиливает сохранение ненужного материала. Это происходит еще и потому, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными процессами, а являются лишь способом овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью со звуковым составом слов.

Объективной основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек, стихов, является рифма и ритмическая структура этого материала. Характерными особенностями ранних детских представлений является их бессистемность, слитность, неподвижность, клочкообразность. Эти особенности представлений отчетливо выступают в разных видах деятельности ребенка, характеризуя как его память, так и его воображение.

Память ребёнка (запоминание, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный, непреднамеренный характер и на начальном этапе включена в процессы ощущения и восприятия (или тесно связана с ними). Качество непроизвольного запоминания в большой степени зависит от самого материала (легче запоминается ребёнком наглядное, конкретное, близкое его жизненному опыту). Очень важно и то, насколько активно ребёнок действует с этим материалом. Он лучше запоминает предметы (игрушки, картинки), если ему предлагается их ощупать, поиграть с ними, разложить по определённым местам. Большое значение при этом имеет речь, которая существенно изменяет восприятие и запоминание.

Память ребёнка избирательна. Ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти. Однако наиболее развита в этом возрасте двигательная, образная, эмоциональная память, слабее -- словесная. Уже в дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному. Дети гораздо лучше запоминают то, что необходимо им в трудовом процессе, игре; значительно труднее для них произвольное запоминание, не связанное с важным для них мотивом.

Для запоминания материала ребёнок использует различные способы. Механическое запоминание основано на многократном повторении. Ребёнок при этом не стремится понять запоминаемый материал, а опирается лишь на внешние связи между объектами. Не следует удивляться, что дошкольник легко запоминает считалки, стихи, каламбуры, малопонятные, бессмысленные тексты. Дошкольнику свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь на основе «ассоциации». Однако практика и экспериментальные исследования показывают, что детям дошкольного возраста доступны и элементы логического запоминания. Они возникают при запоминании ребёнком понятного им содержания; нередко они обнаруживаются в пересказах знакомых сказок, рассказов (малознакомые слова заменяют более знакомыми). Дети произвольно меняют последовательность, не нарушая основной логики изложения, могут добавить либо опустить подробности и т. д. Что именно ребёнок опустит в воспроизводимом материале, а что добавит, во многом зависит от непосредственного отношения ребёнка к героям художественного произведения. При положительном отношении многое «плохое», связанное с героем, забывается, зато вводятся подробности, усиливающие его положительные стороны.

В общении с дошкольниками взрослым важно знать и учитывать некоторые особенности их памяти. Дети не всегда способны отличить образы памяти от образов воображения. Отсюда непреднамеренная детская ложь: ребёнок выдаёт за реальный факт то, что на самом деле является продуктом его воображения. В этом случае не следует, разумеется, называть ребёнка обманщиком и т. п. Лучше вместе с ним разобраться и отделить реальность от фантазии. Случается в дошкольном возрасте и своеобразная внушённая ложь. «Ты опять в садике ничего не ел?» -- возбуждённо спрашивает мама. «Да, не ел»,-- отвечает ребёнок, хотя на самом деле обнаружил во время обеда хороший аппетит... Переход от непроизвольной к произвольной памяти, овладение логической памятью происходит постепенно. Важную роль в этом процессе играют взрослые. Воспитание логической памяти ребёнка предполагает, прежде всего, развитие его мыслительной деятельности - формирование умения анализировать, выделять в предметах определённые свойства, сравнивать их, классифицировать предметы и явления на основе произведённого обобщения и т. д. Смысловая обработка материала положительно сказывается на продуктивности запоминания. Ребёнка целесообразно одновременно обучать различным приёмам логического запоминания. Развивая память ребёнка, мы способствуем и подготовке его к обучению в школе.

           

Литература

  1. Волков Б.С.,  Волкова  Н.В.  Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 435 с.
  2. Детская  психология. Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский ,  Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; под  ред. Я. Л. Коломинского,   Е. А. Панько,  -  Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
  3. Детская психология. Учеб. Пособие /Я.Л. Коломинский , Е.А. Панько, А.Н. Белоус и  др.,  под ред. Я.Л. Коломинского,  Е.А. Панько,  – Мн.: Университетское,  1988. – 399с.
  4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М ., 1961.
  5. Истомина  З. М.  Развитие памяти. – М., 1978.
  6. Казаков В.Г., Кондратьева  Л.Л.  Психология: Учебник для  индустр. – пед. техникумов.  – М.: Высш. шк., 1989. – 383с.
  7. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. – пед. техникумов. – М.: Высш. шк., 1989. –  383 с.
  8. Общая психология : Курс лекций для первой ступени педагогического образования   / Сост. Е.И. Рогов.  – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.
  9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
  10.  Белоус А. Н. Исследование соотношения приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста//Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. психологов к УI Всесоюз. съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч 1. С. 22—24.
  11. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967. С. 3-11.
  12. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте /1 Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 381—395.
  13. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М., 1985. С. 5—92.
  14. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. С. 245—
    287.
  15. Истомина 3. 54. Развитие памяти. М., 1978.
  16. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1976, С. 4—72; 137—255.
  17. Смирнов А. А., Истомина 3. М. и др. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопр. психологии. 1969. 5. С. 90—100.

                                                         2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...