Мастер- класс «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников».
материал
Тема: опытно- экспериментальная деятельность с использованием сказок.
Цель: развитие познавательной, опытно –экспериментальной деятельности детей средствами сказок .
Задачи:
Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, развивать речь.
Образовательные: познакомить детей со свойствами воды, бумаги, воздуха, пластилина, пузырьков газа.
Воспитательные: воспитывать интерес к придумыванию и составлению своих сказок, переделок.
Воспитывать интерес к наблюдательности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников».
Воспитатель:
Амозова Н.В.
п.Саркел,2023
Тема: опытно- экспериментальная деятельность с использованием сказок.
Цель: развитие познавательной, опытно –экспериментальной деятельности детей средствами сказок .
Задачи:
Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, развивать речь.
Образовательные: познакомить детей со свойствами воды, бумаги, воздуха, пластилина, пузырьков газа.
Воспитательные: воспитывать интерес к придумыванию и составлению своих сказок, переделок.
Воспитывать интерес к наблюдательности, любознательности.
Актуальность.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, экспериментальной активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное экспериментально- творческое отношение к миру.
Дошкольники прирожденные исследователи, экспериментаторы, сказочники. Эта особенность заложена от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к экспериментам, желанию самостоятельно находить решение проблемной ситуации . С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями , принимает участие в разговоре.
Экспериментально-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а активно помогать.
Всем известно , что важным критерием в подготовки к школе ребенка является воспитание у него внутренней потребности в знаниях . И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем , что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод ,соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом , в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Отличительной особенностью моего мастер-класса является то, что все идеи экспериментов берутся по мотивом сказок , либо сказок переделок. Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты , дома ,улицы, так как иного не могут себе представить. Проводя эксперименты с этими сказочными предметами, мы тренируем интеллект ребенка, так как его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Ожидаемые результаты.
Дети:
проявляют устойчивый интерес познавательный интерес к экспериментированию, составлению интересного сюжета сказки. Учатся выдвигать гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательством.
Проявляют свою инициативу и творчество , в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы. Развивают речь и словарный запас благодаря прочтению сказок.
Педагоги:
Продолжают осваивать методы экспериментирования совместно со сказками. Методом организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:
получили новые знания, расширили возможности сотрудничества с детьми.
Результативность
Создание картотеки индивидуальных и неповторимых сказок.
Журнал опытов и экспериментов.
Мастер- класс
Здравствуйте уважаемые председатели жюри!
Добрый день коллеги, меня зовут Екатерина Геннадьевна!
Слайд2
Ход занятия
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по организации опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок.
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому , и я научусь.
(Конфуций)
Такое выражения отлично подходит к теме моего мастер-класса.
Дети любого возраста обожают экспериментальную деятельность , а что если добавить немного наших любимых сказок ? То получится волшебное и полезное сочетание ,которое увлекает не только детей ,но и педагогов а так же родителей!
Еще одна немаловажная особенность сказки и экспериментирования — это способность объединять все сущее (живой и неживой мир, землю, воду, небо, их обитателей, общество в целом и временное пространство — прошлое, настоящее и будущее). Это позволяет ребенку увидеть мир объемно и многомерно, а это как нельзя лучше соответствует детской психике.
Сказка способна с помощью малого представлять большое, в крошечном сюжете отобразить огромную проблему, с помощью одного персонажа — изобразить силу зла или добродетель и непрекращающуюся борьбу этих сторон. Это очень важно на начальном этапе становления психики ребенка.
И так уважаемые коллеги начнем!
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
Слайд3
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Слайд4
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)
Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?
Давайте ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)
-Здесь живет сказка!
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Что за девушка такая?
Платье — бархат и парча.
И корона золотая,
Нежность шеи и плеча.
Только плачет все девица,
Не смеется, не поет,
Ничему не удивится,
Безутешно слезы льет.
Нет у девушки изъяна
Все же плачет … .
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это «Царевна Несмеяна»
(Показ из сундучка атрибут Несмеяны платок и ее портреты»
-Жила-была Царевна Несмеяна. Была она очень грустной и постоянно плакала. Однажды ее Отец Царь издал указ: тому кто развеселит Царевну обещаю мешок золотых монет!!!
Пробовали многие ее развеселить и удивить , но не у кого это не выходило. Ничем не удивить и не развеселить Несмеяну!
Я предлагаю вам коллеги попробовать удивить и развеселить нашу Царевну!
(Заранее пишу письмо Царевне!!!)
Здравствуй дорогая Царевна пишет тебе письмо воспитатель детского сада «Росинка» Екатерина Геннадьевна !
Приглашаю тебя вместе с моими коллегами прогуляться к волшебному озеру!!! Обещаю мы тебя удивим и развеселим !!!
Царевне стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Несмеяна отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, но ничего не веселило. Несмеяна собирала цветы, шагала грустная к нам на встречу вдруг она увидела, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Она подошла поближе и увидела, что река была сказочно- разноцветной. Давайте вместе с Несмеяной полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
Тогда подходите к столу.
Слайд 5
Опыт № 1.
Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.
Налейте молоко. Добавьте него несколько капель пищевого красителя разных цветов, Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь Мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ей в цветные капельки.
-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее)
- Несмеяна увидела озеро, в этом озере красивые цветы.
На пруду большой цветок
С желтой сердцевинкой.
На воде растет, цветет
Белая кувшинка.
Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки! А почему они распускаются? Потому что простая улыбка Царевны провоцировала цветение благоухающих садов!
Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.
Слайд 6
Опыт №2.
Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тарелочка с водой.
Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.
-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее)
Несмеяна полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Царевна спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Несмеяне понять - как идет дождь?
Слайд 7
Опыт № 3 «Дождевые облака»
Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.
В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)
-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко.
А что после грозы появляется ??? Правильно радуга !
Слайд№7
Опыт4
Предлагаю вам взять бумажное полотенце сложить его вдвое и черным маркером нарисуем 7 дуг радуги!
А с другой стороны уже цветную радугу !
Складываем , опускаем наше полотенце в воду и вот наша радуга появилась!!!
Как же это произошло?
Бумага намокает и проявляет цвет!!!
Наша Царевна улыбается!!!
Но у нее к нам вопрос а что это за круги на воде рядом с кувшинками? Кто то выныривает и исчезает?
Правильно это рыбки !!!
Слайд№8
Опыт5
Уважаемые коллеги перед вами стакан ,минеральная вода и пластилин .
Нальем половину стакана минеральной воды с газом, далее катаем небольшие шарики пластилина и бросаем их в стакан.
Что же происходит?
Наш пластилин поднимается вверх и снова падает на дно!
А почему это происходит ?
Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает .Значит воздух легче воды!
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Несмеяна обязательно покажет и расскажет об этом всему своему Царству!
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Несмеяной пора
Скажем ей,
До свидания!
Ну что коллеги наша Царевна счастлива! И с улыбкой возвращается к Царю батюшке!
А Царь в свою очередь слово сдержал и передал нам мешочек золотых монет!
Рефлексия
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы на вопросы. Многое увидели и узнали.
Сейчас я предлагаю с помощью разного цвета монет выразить свое впечатление от мероприятия на чудо сундучке.
Золотая монета – полученная информация полезна для меня.
Серебреная монета- полученная информация не полезна, ничего нового не узнала.
Хочется завершить наш мастер –класс с словами К. А. Тимирязива.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».
Спасибо за внимание и участие мастер – классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Мастер-класс для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников"...
Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"
Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой...
Мастер - класс " Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников"
Материал знакомит педагогов с одной из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"
Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"...
Мастер-класс «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников»
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как именно сказки воспитывают ребёнка в традициях русског...