Мастер- класс «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников».
материал

Тема: опытно- экспериментальная деятельность с использованием сказок.

Цель: развитие познавательной, опытно –экспериментальной деятельности детей средствами сказок .

Задачи:

Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, развивать речь.

Образовательные: познакомить детей со свойствами воды, бумаги, воздуха, пластилина, пузырьков газа.

Воспитательные: воспитывать интерес к придумыванию и составлению своих сказок, переделок.

Воспитывать интерес к наблюдательности, любознательности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников».

Воспитатель:

Амозова Н.В.

п.Саркел,2023

Тема: опытно- экспериментальная деятельность с использованием сказок.

Цель: развитие познавательной, опытно –экспериментальной деятельности детей средствами сказок .

Задачи:

Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, развивать речь.

Образовательные: познакомить детей со свойствами воды, бумаги, воздуха, пластилина, пузырьков газа.

Воспитательные: воспитывать интерес к придумыванию и составлению своих сказок, переделок.

Воспитывать интерес к наблюдательности, любознательности.

Актуальность.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, экспериментальной активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное экспериментально- творческое отношение к миру.

Дошкольники прирожденные исследователи, экспериментаторы, сказочники. Эта особенность заложена от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к экспериментам, желанию самостоятельно находить решение проблемной ситуации . С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями , принимает участие в разговоре.

Экспериментально-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а активно помогать.

Всем известно , что важным критерием в подготовки к школе ребенка является воспитание у него внутренней потребности в знаниях . И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем , что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод ,соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом , в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Отличительной особенностью моего мастер-класса является то, что все идеи экспериментов берутся по мотивом сказок , либо сказок переделок. Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты , дома ,улицы, так как иного не могут себе представить. Проводя эксперименты с этими сказочными предметами, мы тренируем интеллект ребенка, так как его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Ожидаемые результаты.

Дети:

проявляют устойчивый интерес познавательный интерес к экспериментированию, составлению интересного сюжета сказки. Учатся выдвигать гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательством.

Проявляют свою инициативу и творчество , в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы. Развивают речь и словарный запас благодаря прочтению сказок.

Педагоги:

Продолжают осваивать методы экспериментирования совместно со сказками. Методом организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители:

получили новые знания, расширили возможности сотрудничества с детьми.

Результативность

Создание картотеки индивидуальных и неповторимых сказок.

Журнал опытов и экспериментов.

Мастер- класс

Здравствуйте уважаемые председатели жюри!

Добрый день коллеги, меня зовут Екатерина Геннадьевна!

Слайд2

Ход занятия

Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по организации опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок.

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому , и я научусь.

(Конфуций)

Такое выражения отлично подходит к теме моего мастер-класса.

Дети любого возраста обожают экспериментальную деятельность , а что если добавить немного наших любимых сказок ? То получится волшебное и полезное сочетание ,которое увлекает не только детей ,но и педагогов а так же родителей!

Еще одна немаловажная особенность сказки и экспериментирования — это способность объединять все сущее (живой и неживой мир, землю, воду, небо, их обитателей, общество в целом и временное пространство — прошлое, настоящее и будущее). Это позволяет ребенку увидеть мир объемно и многомерно, а это как нельзя лучше соответствует детской психике.

Сказка способна с помощью малого представлять большое, в крошечном сюжете отобразить огромную проблему, с помощью одного персонажа — изобразить силу зла или добродетель и непрекращающуюся борьбу этих сторон. Это очень важно на начальном этапе становления психики ребенка.

И так уважаемые коллеги начнем!

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?

Слайд3

• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.

• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

• расширению кругозора детей.

• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

• обогащению словарного запаса.

• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Слайд4

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)

Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?

Давайте ласково обратимся к нему:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)

-Здесь живет сказка!

-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Что за девушка такая?
Платье — бархат и парча.
И корона золотая,
Нежность шеи и плеча.
Только плачет все девица,
Не смеется, не поет,
Ничему не удивится,
Безутешно слезы льет.
Нет у девушки изъяна
Все же плачет … .

-Вы узнали героя этой сказки?

-Это «Царевна Несмеяна»

(Показ из сундучка атрибут Несмеяны платок и ее портреты»

-Жила-была Царевна Несмеяна. Была она очень грустной и постоянно плакала. Однажды ее Отец Царь издал указ: тому кто развеселит Царевну обещаю мешок золотых монет!!!

Пробовали многие ее развеселить и удивить , но не у кого это не выходило. Ничем не удивить и не развеселить Несмеяну!

Я предлагаю вам коллеги попробовать удивить и развеселить нашу Царевну!

(Заранее пишу письмо Царевне!!!)

Здравствуй дорогая Царевна пишет тебе письмо воспитатель детского сада «Росинка» Екатерина Геннадьевна !

Приглашаю тебя вместе с моими коллегами прогуляться к волшебному озеру!!! Обещаю мы тебя удивим и развеселим !!!

Царевне стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Несмеяна отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, но ничего не веселило. Несмеяна собирала цветы, шагала грустная к нам на встречу вдруг она увидела, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Она подошла поближе и увидела, что река была сказочно- разноцветной. Давайте вместе с Несмеяной полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.

Тогда подходите к столу.

Слайд 5

Опыт № 1.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко. Добавьте него несколько капель пищевого красителя разных цветов, Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь Мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ей в цветные капельки.

-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.

-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее)

- Несмеяна увидела озеро, в этом озере красивые цветы.

На пруду большой цветок

С желтой сердцевинкой.

На воде растет, цветет

Белая кувшинка.

Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки! А почему они распускаются? Потому что простая улыбка Царевны провоцировала цветение благоухающих садов!

Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.

Слайд 6

Опыт №2.

Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тарелочка с водой.

Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.

-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее)

Несмеяна полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Царевна спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Несмеяне понять - как идет дождь?

Слайд 7

Опыт № 3 «Дождевые облака»

Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.

В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.

-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)

-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)

Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко.

А что после грозы появляется ??? Правильно радуга !

Слайд№7

Опыт4

Предлагаю вам взять бумажное полотенце сложить его вдвое и черным маркером нарисуем 7 дуг радуги!

А с другой стороны уже цветную радугу !

Складываем , опускаем наше полотенце в воду и вот наша радуга появилась!!!

Как же это произошло?

Бумага намокает и проявляет цвет!!!

Наша Царевна улыбается!!!

Но у нее к нам вопрос а что это за круги на воде рядом с кувшинками? Кто то выныривает и исчезает?

Правильно это рыбки !!!

Слайд№8

Опыт5

Уважаемые коллеги перед вами стакан ,минеральная вода и пластилин .

Нальем половину стакана минеральной воды с газом, далее катаем небольшие шарики пластилина и бросаем их в стакан.

Что же происходит?

Наш пластилин поднимается вверх и снова падает на дно!

А почему это происходит ?

Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает .Значит воздух легче воды!

Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Несмеяна обязательно покажет и расскажет об этом всему своему Царству!

Мы чудесно погуляли

Много нового узнали

Но прощаться нам

С Несмеяной пора

Скажем ей,

До свидания!

Ну что коллеги наша Царевна счастлива! И с улыбкой возвращается к Царю батюшке!

А Царь в свою очередь слово сдержал и передал нам мешочек золотых монет!

Рефлексия

Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы на вопросы. Многое увидели и узнали.

Сейчас я предлагаю с помощью разного цвета монет выразить свое впечатление от мероприятия на чудо сундучке.

Золотая монета – полученная информация полезна для меня.

Серебреная монета- полученная информация не полезна, ничего нового не узнала.

Хочется завершить наш мастер –класс с словами К. А. Тимирязива.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».

Спасибо за внимание и участие мастер – классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников"...

Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой...

Мастер - класс " Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников"

Материал знакомит педагогов с одной из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"...

Мастер-класс «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников»

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как именно сказки воспитывают ребёнка в традициях русског...