Познавательно-исследовательский проект " Интересная капелька".
проект (средняя группа)

Григорьева Ольга Сергеевна

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с младшего  возраста. Ведущим познавательным процессом в младшем возрасте является восприятие. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно  постоянно возвращаться. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность

Экспериментирования, наблюдения, игры с водой и нетрадиционном материалом – пеной, открывают для ребенка дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Также большое удовольствие детям младшего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильных ощущений при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают малышам поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_interesnaya_kapelka.docx193.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7

Познавательно-исследовательский проект:

"Интересная капелька"

Подготовила:

Григорьева О.С.,

воспитатель  группы «Рябинка»

возрастная группа 3-4 года

г. Кропоткин 2023

Пояснительная записка

Тип проекта: педагогическое проектирование.

Вид: познавательно-исследовательский

Сроки реализации проекта: октябрь  - май

Возрастная группа: 3-4 года.

Актуальность проекта:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с младшего  возраста. Ведущим познавательным процессом в младшем возрасте является восприятие. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно  постоянно возвращаться. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность

Экспериментирования, наблюдения, игры с водой и нетрадиционном материалом – пеной, открывают для ребенка дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Также большое удовольствие детям младшего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильных ощущений при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают малышам поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.

   Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, был разработан проект по знакомству с  водой и нетрадиционным материалом – пеной.

Проблема:

В наше время, многие  родители  мало внимания уделяют  играм с водой и нетрадиционным материалом – пеной, со своими детьми в домашних условиях. В связи с этим дети не умеют действовать и аккуратно пользоваться водой. Не имеют представление о свойствах воды (теплая, холодная, прозрачная) и ее назначении (стирать, мыть, поливать цветы), а также не имеют представление о нетрадиционном материале - пены (легкая, воздушная).

Цель: расширение представлений детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире, через игры-эксперименты с водой.

Задачи:

1.Познакомить детей с ролью воды в жизни человека (природы);

2.  Формировать представления о свойствах воды «прозрачная», «холодная», «тёплая», «чистая», «грязная» и  пены: «воздушная», «легкая»;

3. Развивать наблюдательность, тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, с помощью игр- экспериментов с водой;

4. Формировать культурно – гигиенические навыки,  умение аккуратно пользоваться водой;

5. Побуждать к речевому общению;

6. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.

Участники проекта: педагог, дети.

Этап проекта

Мероприятия

Цель

Сроки

Организационный этап

Определение цели, задач

Сбор информации по теме проекта;

Сентябрь  2022 г

Этап апробации

                                    Работа с детьми

Практическая деятельность по проекту

Расширить

представления детей раннего дошкольного возраста об окружающем мире, через игры-эксперименты с  водой.

Октябрь 2022 г. – Май 2023 г.

Заключительный этап

Выступление на педагогическом совете.

Поделиться опытом среди коллег.

Май 2023 г.

Перспективный план работы с детьми по реализации проекта

"Интересная капелька"

Сроки

Содержание

Примечание

Октябрь

  1. Знакомство с героем «Капелька»! Беседа о воде. О свойствах воды.

Образовательная ситуация: Капелька решила искупаться (Исследование Теплая/Холодная вода)

II. Образовательная ситуация: Капелька испачкалась. КГН.

Заучивание потешек :

«Водичка,водичка,

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб кусался зубок

Чтоб смеялся роток»

III. Беседа о воде. Образовательная ситуация: Капелька приглашает поиграть! (игры с водой: набери ведерко)

Чтение потешек: «С гуся вода, с ванечки худоба».

IV. Образовательная ситуация: Капелька приглашает рисовать! 

Беседа о значении воды: зачем нужно умываться? Где в группе «живет» водичка? (наклеивание рисунков на дверь в ванную комнату).

Цель: познакомить со свойствами воды.

Ноябрь

I. Образовательная ситуация: ищем Капельке друга. 

Исследование: выбираем друзей: кубик, ткань или мыло  (мыло пенится)

II. Образовательная ситуация: Капелька с друзьями пришла поиграть  (рассматривание разных видов мыло (жидкое, твердое)

В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).

Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше. Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.

Вывод: мыло в воде – появляется пена.

Разучивание П/игры «Пузырь»;

III. Образовательная ситуация: Мылу без Капельки скучно!

Эксперимент «Мыло без воды не

мылиться».

Образовательная ситуация: Куда же спряталась капелька?  (рассматривание емкости с разноцветной водой) Вывод: вода может менять цвет.

Разучивание П/игры «Пузырь»;

IV. Образовательная ситуация: у меня испачкались платочки! Что делать? (позвать друзей)

Опыт «Стираем разноцветные платочки» (наблюдение за изменением, цвета воды). Беседа о разделении вещей (каждый стирает в своем тазике, д/и «Повесить платочки по цвету»).

П/игры «Пузырь»;

Цель: уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).

Декабрь

I. Образовательная ситуация: Капелька хочет искупаться в водичке.

Исследование: выбираем водичку: теплая и холодная. Воспитатель предлагает потрогать воду в тазиках (разной температуры). В какой водичке Капельке понравиться купаться?  (В теплой)

II. Образовательная ситуация: Капелька хочет поиграть с пеной.

Опыт «Разложи пену по формочкам»

Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.

III. Образовательная ситуация: Капелька и мыло хотят с вами поиграть.

Игра - эксперимент «Поймай пузыри!»

Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.

Образовательная ситуация:

Чтение стихотворения «Пузыри»  

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные!

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!

Разучивание П/игры «Ходят капельки по кругу»;

Цель: уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).

Январь

III. Образовательная ситуация: Капелька хочет познакомиться с разноцветными льдинками.

Эксперимент «Разноцветные  льдинки»

Вместе с детьми развести гуашь в стаканчиках с водой и разлить  в приготовленные заранее формочки. И вынести на улицу.

Образовательная ситуация: Какого цвета льдинки? (рассматривание разноцветных льдинок)

Вместе с детьми возьмем одну льдинку  и кладем из формы в мисочку: "Смотрите, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусочек льдинки в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотрите, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

Вывод: вода может менять цвет, замерзать, превращаться в лёд.

Разучивание потешки: «Зайка умывается»

Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

IV. Образовательная ситуация: Капелька приглашает рисовать! Нарисуем разноцветные льдинки.

Закрепить информацию о льдинках: Из чего состоит льдинка? Где «живет» льдинка? (развесить рисунки на стенд рисования).

Потешка: «Зайка умывается»

Цель: познакомить со свойствами воды, вода меняет цвет, замерзает..

Февраль

I. Образовательная ситуация:

Исследование: «Помоги Капельке поймать льдинку».

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Нужно  их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».

II. Образовательная ситуация: Капелька хочет пускать кораблики.

Эксперимент: Воспитатель вместе с детьми опускает бумажный кораблик в контейнер с водой и задает  детям вопрос: «плывет кораблик или стоит на месте?». Затем воспитатель слегка подула на кораблик. Дети наблюдали за движением кораблика. После чего воспитатель задает  опять вопрос: «Почему поплыл кораблик?». Объяснила детям, что его толкает ветер, воздух.  Воспитатель предложила детям самим подуть на кораблик с разной силой. Воспитатель спрашивает: кораблик плывет или тонет? (Плывет, если на него подуть)

III. Образовательная ситуация: У меня есть шарик и камушек.

Игра - эксперимент «Тонет, не тонет»

Приготовить две  емкости с водой. В одну емкость положить камушек, во вторую емкость положить шарик. Дети вместе с воспитателем смотрят, что происходит. Воспитатель детям поясняет и задает наводящие вопросы.

Беседа: Что случилось с камушком? (Тонет)

Почему камень тонет, а  шарик нет?

IV. Образовательная ситуация: Отправимся на морское дно. Рисование ладошками на ватмане с изображением моря, дети оставляют свои отпечатки ладошек и превращают их в жителей подводного царства. Закрепить знания о необходимости воды всему живому.

 

 

Март

I. Образовательная ситуация: Капелька не может перейти лужу.

Беседа: Кто сможет помочь Капельке?

Исследование: Воспитатель предлагает детям опустить в контейнер с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в контейнере не закончится вода.

Чтение стихотворения Н. Щербинина

Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам.
Мне товарищ  очень нужен.
Ведь по лужам под дождем
Лучше бегать нам вдвоем.

II. Образовательная ситуация: Капелька и Мыло хотят поиграть  с вами в прятки.

Эксперимент: В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.

III. Образовательная ситуация: Капелька и мыло хотят с вами поиграть.

Игра - эксперимент «Поймай пузыри!»

Дети совместно с воспитателем выдувают пузыри, а затем ловят их.

Образовательная ситуация:

Разучивание П/игры «Пузыри в баночке»

IV. Образовательная ситуация: Капелька и Мыло хотят рисовать.

Эксперимент: «Рисование мылом». На чистом белом листе бумаги кусочком мыла изобразить  предметы, далее раскрашиваем лист гуашью. В результате такой игры можно  получить не только  массу позитива, но и новую картину, созданную своими руками. П/игра «Пузыри в баночке»

Цель: закреплять знания о свойствах воды.

 

Апрель

I. Образовательная ситуация: Капелька предлагает полить цветочки.

Беседа: Для чего растениям вода?

Совместная трудовая деятельность воспитателя и детей  и наблюдение – как растения «пьют» воду.

Вывод – без воды растения погибнут.

II. Беседа о воде. Образовательная ситуация: Капелька приглашает поиграть! (игры с лейкой, сейчас будет дождик)

Чтение потешек:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Цель: выяснить что вода нужна всему живому.

 

Май

I. Образовательная ситуация: Капелька и мыло хотят с вами поиграть.

Игра - эксперимент «Поймай пузыри!»

Дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.

II. Образовательная ситуация: Капелька предлагает поиграть с пенкой.

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!» (дети в детском саду моют руки).

Закреплять умение ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»;

Разучивание потешки:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода.

Очень даже здорово!

Моет рученьки сама

Знаем, знаем да, да, да!

Где тут прячется вода!

III. Образовательная ситуация: Капелька предлагает поиграть.

Воспитатель наливает воду в стакан, другой стакан пустой. Воспитатель показывает  ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Дети пробуют самостоятельно переливать воду ложками.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

IV. Образовательная ситуация: У Капельки испачкалась посудка.

Кого нам нужна позвать чтобы помочь Капельке? (Мыло)

Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду с мылом, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.

Вывод: мыльная вода отмывает «грязь».

Потешка: «Ладушки»

Рефлексия:

Беседа: Что мы знаем о воде? Какая вода бывает? (Теплая, холодная). Для чего нужна вода?

Беседа: Что мы знаем о пене? Какая пена на ощупь (легкая, воздушая).

Перспективный план работы с семьями воспитанников  по реализации проекта

 «Интересная капелька»

Мероприятия

Срок

1.

Консультация для родителей «Воспитание культурно  - гигиенических навыков у детей младшего возраста»;

Октябрь, 2022 г.

2.

Консультация для родителей «Да здравствует мыло душистое!»;

Ноябрь, 2022 г.

3.

 Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома: «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка», «Ладушки-ладушки, с мылом моем лапушки» и другие;

Декабрь, 2022 г.

4.

Консультаций для родителей «Игры с водой»;

Январь, 2023 г.

5

Картотека игр-экспериментов с  водой и пеной с детьми младшего возраста;

Февраль, 2023 г.

    6.

Папка-передвижка для детей младшего возраста «Водичка-водичка»

Май, 2023 г.

Формы проведения итогов реализации проекта: выступление на пед. совете.

Ресурсное обеспечение:

Научно-методическое: методические пособия

Ожидаемый результат:

1. Дети знакомы с ролью воды в жизни человека;

2.  Сформированы  представления о свойствах  воды  «прозрачная», «холодная», «тёплая», «чистая», «грязная» и  пены: «воздушная», «легкая»;

3. У ребенка сформирован  интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.

4. Сформированы культурно – гигиенические навыки,  умение аккуратно пользоваться водой;

5. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям;

6. В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр;
7. Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой" для детей второй младшей группы...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Познавательно- исследовательский проект "Интересная капелька".

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприя...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"

Образовательная деятельность с детьми по познавательно – исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Путешествие с капелькой»...

проект "Интересная капелька" 2 группа р.в

В наше время, многие родители  мало внимания уделяют  играм с водой и нетрадиционным материалом – пеной, со своими детьми в домашних условиях. В связи с этим дети не умеют действовать ...