Познавательно-исследовательский проект " Интересная капелька".
проект (средняя группа)
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с младшего возраста. Ведущим познавательным процессом в младшем возрасте является восприятие. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно постоянно возвращаться. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность
Экспериментирования, наблюдения, игры с водой и нетрадиционном материалом – пеной, открывают для ребенка дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Также большое удовольствие детям младшего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильных ощущений при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают малышам поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_interesnaya_kapelka.docx | 193.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
Познавательно-исследовательский проект:
"Интересная капелька"
Подготовила:
Григорьева О.С.,
воспитатель группы «Рябинка»
возрастная группа 3-4 года
г. Кропоткин 2023
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: познавательно-исследовательский
Сроки реализации проекта: октябрь - май
Возрастная группа: 3-4 года.
Актуальность проекта:
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с младшего возраста. Ведущим познавательным процессом в младшем возрасте является восприятие. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно постоянно возвращаться. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность
Экспериментирования, наблюдения, игры с водой и нетрадиционном материалом – пеной, открывают для ребенка дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Также большое удовольствие детям младшего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильных ощущений при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают малышам поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, был разработан проект по знакомству с водой и нетрадиционным материалом – пеной.
Проблема:
В наше время, многие родители мало внимания уделяют играм с водой и нетрадиционным материалом – пеной, со своими детьми в домашних условиях. В связи с этим дети не умеют действовать и аккуратно пользоваться водой. Не имеют представление о свойствах воды (теплая, холодная, прозрачная) и ее назначении (стирать, мыть, поливать цветы), а также не имеют представление о нетрадиционном материале - пены (легкая, воздушная).
Цель: расширение представлений детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире, через игры-эксперименты с водой.
Задачи:
1.Познакомить детей с ролью воды в жизни человека (природы);
2. Формировать представления о свойствах воды «прозрачная», «холодная», «тёплая», «чистая», «грязная» и пены: «воздушная», «легкая»;
3. Развивать наблюдательность, тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, с помощью игр- экспериментов с водой;
4. Формировать культурно – гигиенические навыки, умение аккуратно пользоваться водой;
5. Побуждать к речевому общению;
6. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.
Участники проекта: педагог, дети.
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки | |||
Организационный этап | Определение цели, задач | Сбор информации по теме проекта; | Сентябрь 2022 г | |||
Этап апробации | Работа с детьми | |||||
Практическая деятельность по проекту | Расширить представления детей раннего дошкольного возраста об окружающем мире, через игры-эксперименты с водой. | Октябрь 2022 г. – Май 2023 г. | ||||
Заключительный этап | Выступление на педагогическом совете. | Поделиться опытом среди коллег. | Май 2023 г. |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
"Интересная капелька"
Сроки | Содержание | Примечание |
Октябрь |
Образовательная ситуация: Капелька решила искупаться (Исследование Теплая/Холодная вода) II. Образовательная ситуация: Капелька испачкалась. КГН. Заучивание потешек : «Водичка,водичка, Умой моё личико Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки горели, Чтоб кусался зубок Чтоб смеялся роток» III. Беседа о воде. Образовательная ситуация: Капелька приглашает поиграть! (игры с водой: набери ведерко) Чтение потешек: «С гуся вода, с ванечки худоба». IV. Образовательная ситуация: Капелька приглашает рисовать! Беседа о значении воды: зачем нужно умываться? Где в группе «живет» водичка? (наклеивание рисунков на дверь в ванную комнату). | Цель: познакомить со свойствами воды. |
Ноябрь | I. Образовательная ситуация: ищем Капельке друга. Исследование: выбираем друзей: кубик, ткань или мыло (мыло пенится) II. Образовательная ситуация: Капелька с друзьями пришла поиграть (рассматривание разных видов мыло (жидкое, твердое) В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло). Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше. Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть. Вывод: мыло в воде – появляется пена. Разучивание П/игры «Пузырь»; III. Образовательная ситуация: Мылу без Капельки скучно! Эксперимент «Мыло без воды не мылиться». Образовательная ситуация: Куда же спряталась капелька? (рассматривание емкости с разноцветной водой) Вывод: вода может менять цвет. Разучивание П/игры «Пузырь»; IV. Образовательная ситуация: у меня испачкались платочки! Что делать? (позвать друзей) Опыт «Стираем разноцветные платочки» (наблюдение за изменением, цвета воды). Беседа о разделении вещей (каждый стирает в своем тазике, д/и «Повесить платочки по цвету»). П/игры «Пузырь»; | Цель: уточнить знания о свойствах воды (вода пенится). |
Декабрь | I. Образовательная ситуация: Капелька хочет искупаться в водичке. Исследование: выбираем водичку: теплая и холодная. Воспитатель предлагает потрогать воду в тазиках (разной температуры). В какой водичке Капельке понравиться купаться? (В теплой) II. Образовательная ситуация: Капелька хочет поиграть с пеной. Опыт «Разложи пену по формочкам» Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию. III. Образовательная ситуация: Капелька и мыло хотят с вами поиграть. Игра - эксперимент «Поймай пузыри!» Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри. Образовательная ситуация: Чтение стихотворения «Пузыри» Открываем колпачки, Выдуваем пузыри, Вот такие – посмотри! Все они воздушные! И очень непослушные! Как бы нам их поймать – На ладошке подержать! Разучивание П/игры «Ходят капельки по кругу»; | Цель: уточнить знания о свойствах воды (вода пенится). |
Январь | III. Образовательная ситуация: Капелька хочет познакомиться с разноцветными льдинками. Эксперимент «Разноцветные льдинки» Вместе с детьми развести гуашь в стаканчиках с водой и разлить в приготовленные заранее формочки. И вынести на улицу. Образовательная ситуация: Какого цвета льдинки? (рассматривание разноцветных льдинок) Вместе с детьми возьмем одну льдинку и кладем из формы в мисочку: "Смотрите, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусочек льдинки в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотрите, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду". Вывод: вода может менять цвет, замерзать, превращаться в лёд. Разучивание потешки: «Зайка умывается» Зайка начал умываться. Видно в гости он собрался. Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл ухо, Вот и сухо! IV. Образовательная ситуация: Капелька приглашает рисовать! Нарисуем разноцветные льдинки. Закрепить информацию о льдинках: Из чего состоит льдинка? Где «живет» льдинка? (развесить рисунки на стенд рисования). Потешка: «Зайка умывается» | Цель: познакомить со свойствами воды, вода меняет цвет, замерзает.. |
Февраль | I. Образовательная ситуация: Исследование: «Помоги Капельке поймать льдинку». Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Нужно их спасать!» Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду». II. Образовательная ситуация: Капелька хочет пускать кораблики. Эксперимент: Воспитатель вместе с детьми опускает бумажный кораблик в контейнер с водой и задает детям вопрос: «плывет кораблик или стоит на месте?». Затем воспитатель слегка подула на кораблик. Дети наблюдали за движением кораблика. После чего воспитатель задает опять вопрос: «Почему поплыл кораблик?». Объяснила детям, что его толкает ветер, воздух. Воспитатель предложила детям самим подуть на кораблик с разной силой. Воспитатель спрашивает: кораблик плывет или тонет? (Плывет, если на него подуть) III. Образовательная ситуация: У меня есть шарик и камушек. Игра - эксперимент «Тонет, не тонет» Приготовить две емкости с водой. В одну емкость положить камушек, во вторую емкость положить шарик. Дети вместе с воспитателем смотрят, что происходит. Воспитатель детям поясняет и задает наводящие вопросы. Беседа: Что случилось с камушком? (Тонет) Почему камень тонет, а шарик нет? IV. Образовательная ситуация: Отправимся на морское дно. Рисование ладошками на ватмане с изображением моря, дети оставляют свои отпечатки ладошек и превращают их в жителей подводного царства. Закрепить знания о необходимости воды всему живому. |
|
Март | I. Образовательная ситуация: Капелька не может перейти лужу. Беседа: Кто сможет помочь Капельке? Исследование: Воспитатель предлагает детям опустить в контейнер с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в контейнере не закончится вода. Чтение стихотворения Н. Щербинина Лужи, лужи на дорожке! II. Образовательная ситуация: Капелька и Мыло хотят поиграть с вами в прятки. Эксперимент: В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену. III. Образовательная ситуация: Капелька и мыло хотят с вами поиграть. Игра - эксперимент «Поймай пузыри!» Дети совместно с воспитателем выдувают пузыри, а затем ловят их. Образовательная ситуация: Разучивание П/игры «Пузыри в баночке» IV. Образовательная ситуация: Капелька и Мыло хотят рисовать. Эксперимент: «Рисование мылом». На чистом белом листе бумаги кусочком мыла изобразить предметы, далее раскрашиваем лист гуашью. В результате такой игры можно получить не только массу позитива, но и новую картину, созданную своими руками. П/игра «Пузыри в баночке» | Цель: закреплять знания о свойствах воды.
|
Апрель | I. Образовательная ситуация: Капелька предлагает полить цветочки. Беседа: Для чего растениям вода? Совместная трудовая деятельность воспитателя и детей и наблюдение – как растения «пьют» воду. Вывод – без воды растения погибнут. II. Беседа о воде. Образовательная ситуация: Капелька приглашает поиграть! (игры с лейкой, сейчас будет дождик) Чтение потешек: От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! | Цель: выяснить что вода нужна всему живому.
|
Май | I. Образовательная ситуация: Капелька и мыло хотят с вами поиграть. Игра - эксперимент «Поймай пузыри!» Дети совместно с воспитателем выдувают пузыри. II. Образовательная ситуация: Капелька предлагает поиграть с пенкой. «Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!» (дети в детском саду моют руки). Закреплять умение ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»; Разучивание потешки: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода! III. Образовательная ситуация: Капелька предлагает поиграть. Воспитатель наливает воду в стакан, другой стакан пустой. Воспитатель показывает ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Дети пробуют самостоятельно переливать воду ложками. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный. IV. Образовательная ситуация: У Капельки испачкалась посудка. Кого нам нужна позвать чтобы помочь Капельке? (Мыло) Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду с мылом, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце. Вывод: мыльная вода отмывает «грязь». Потешка: «Ладушки» Рефлексия: Беседа: Что мы знаем о воде? Какая вода бывает? (Теплая, холодная). Для чего нужна вода? Беседа: Что мы знаем о пене? Какая пена на ощупь (легкая, воздушая). |
Перспективный план работы с семьями воспитанников по реализации проекта
«Интересная капелька»
№ | Мероприятия | Срок |
1. | Консультация для родителей «Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей младшего возраста»; | Октябрь, 2022 г. |
2. | Консультация для родителей «Да здравствует мыло душистое!»; | Ноябрь, 2022 г. |
3. | Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома: «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка», «Ладушки-ладушки, с мылом моем лапушки» и другие; | Декабрь, 2022 г. |
4. | Консультаций для родителей «Игры с водой»; | Январь, 2023 г. |
5 | Картотека игр-экспериментов с водой и пеной с детьми младшего возраста; | Февраль, 2023 г. |
6. | Папка-передвижка для детей младшего возраста «Водичка-водичка» | Май, 2023 г. |
Формы проведения итогов реализации проекта: выступление на пед. совете.
Ресурсное обеспечение:
Научно-методическое: методические пособия
Ожидаемый результат:
1. Дети знакомы с ролью воды в жизни человека;
2. Сформированы представления о свойствах воды «прозрачная», «холодная», «тёплая», «чистая», «грязная» и пены: «воздушная», «легкая»;
3. У ребенка сформирован интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.
4. Сформированы культурно – гигиенические навыки, умение аккуратно пользоваться водой;
5. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям;
6. В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр;
7. Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Путешествие Капельки».
Совершенствовать представление детей о свойствах воды....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой" для детей второй младшей группы...
Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....
Познавательно- исследовательский проект "Интересная капелька".
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприя...
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"
Образовательная деятельность с детьми по познавательно – исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Путешествие с капелькой»...
проект "Интересная капелька" 2 группа р.в
В наше время, многие родители мало внимания уделяют играм с водой и нетрадиционным материалом – пеной, со своими детьми в домашних условиях. В связи с этим дети не умеют действовать ...