Программа «Юные таланты» развивающая психолого-педагогическая
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
На данном этапе развития общества, стремительно меняющихся технологий актуальной проблемой стала подготовка детей к современным условиям.
Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На государственном уровне создаются различные типы учебных заведений, учитывающих разные потребности детей, проводится подготовка научных кадров для работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_talanty.docx | 70.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский
сад №39 «Юбилейный»
_____________ Н.И.Усачева
Программа
«Юные таланты»
развивающая психолого-педагогическая
2022-2024 учебный год
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка ………………………....……………………...….........................2
Цели и задачи программы……………………...…...........................................................3
Основные принципы реализации программы.....................................................................4
Характеристика особенностей развития одаренных детей дошкольного возраста........4
Планируемые результаты реализации программы (целевые ориентиры)........................5
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Этапы реализации программы..............................................................................................5
Исследовательско-диагностический этап.........................................................................5
Диагностический инструментарий....................................................................................6
Информационный этап.......................................................................................................7
Реализация программы.......................................................................................................7
Заключительный этап.........................................................................................................7
Учебно-тематический план................................................................................................8
Содержание учебного плана..............................................................................................8
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Нормативно-правовое обеспечение программы................................................................27
Организация коррекционно-развивающих занятий..........................................................27
Материально-техническое обеспечение программы.........................................................28
Кадровое обеспечение программы......................................................................................28
Список литературы...............................................................................................................28
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
- Целевой раздел
Пояснительная записка
На данном этапе развития общества, стремительно меняющихся технологий актуальной проблемой стала подготовка детей к современным условиям.
Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На государственном уровне создаются различные типы учебных заведений, учитывающих разные потребности детей, проводится подготовка научных кадров для работы с одаренными детьми.
Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Существуют различные подходы специалистов в вопросе одаренности, как феномена развития личности. Интересен динамический подход как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностике развития» (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, Э.П. Торрэнс и др.). В дошкольном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности.
Одним из актуальных направлений является разработка методов идентификации одаренных детей (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Е.И. Щебланова, И.В. Дубровина и др.).
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность - «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на изучение нового. Раскрыть задатки детей возможно только при развитии их внутреннего потенциала в полной мере, через своевременное выявление и совершенствование на данный момент имеющихся способностей.
Значимость работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, безусловно, актуальна для современного общества и обусловлена наличием необходимости новых нестандартных идей во благо развития страны в целом. Многие современники осознают, что одаренные дети - потенциал, который необходимо бережно, учитывая их индивидуальность развивать, поощрять оригинальный творческий поиск, однако, на мой взгляд, сегодня существует основная проблема - вовремя разглядеть, заметить скрытые задатки, мотивировать ребенка на открытие нового. Без наличия соответствующей диагностической составляющей, выявляющей наличие одаренности у детей, вся последующая работа на развитие будет лишена всякого смысла, поэтому в данной программе реализуется поэтапный диагностический блок, позволяющий определить задатки и способности.
Одна из важных задач в нашем дошкольном учреждении – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его познавательной активности. Основой образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» является «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, направленная на развитие разнообразных видов детской творческой деятельности.
Одно из направлений моей работы как социального педагога детского сада – создание условий для оптимального развития одаренных детей, учитывая их индивидуальность, бережное отношение к проявлению нестандартного мышления и оригинальной творческой активности. Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду реализована в рамках образовательной программы ДОО через организацию индивидуальной и подгрупповой работы педагога-психолога и других специалистов. Программа позволит своевременно выявить задатки и развивать имеющиеся способности одаренных детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
Сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Основными чертами ребенка дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Развитие своих способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте заявить о себе в области познания, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.
Основой данной программы является система работы и методические рекомендации, представленные в пособиях Локалова Н.П., Локалова Д.П. «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию дошкольников», Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства», Юркевич В. С. «Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность». На основе данной методической литературы была разработана программа для выявления задатков и развития имеющихся способностей одаренных детей.
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание системы психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие одаренных детей и реализацию их способностей.
Задачи реализации программы:
- создать систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста;
- содействовать самореализации талантливых детей посредством подготовки к участию в различных интеллектуальных конкурсах, викторинах, посредством мотивации родителей и педагогов, активизировать участие детей в конкурсном движении;
- способствовать раскрытию способностей воспитанников посредством развития высших психических функций и приобретения углубленных знаний, умений и навыков.
Задачи для работы с педагогами:
- формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
- содействие повышению профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми;
- обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы);
- развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала педагогов.
Задачи для работы с родителями:
- повысить компетентность родителей в области воспитания и развития детей с целью создания в семье благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка;
- создать условия для активного участия в учебно-воспитательном процессе, учитывая опыт, знания и умения детей, приобретенные в детском саду для отработки и формирования навыков дома.
Основные принципы реализации программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Учреждения с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, духовно-нравственным ценностям;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Характеристика особенностей развития одаренных детей дошкольного возраста
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находят и читают соответствующую литературу, наблюдают, пробуют экспериментировать.
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Характер развития творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию.
Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.
Планируемые результаты реализации программы (целевые ориентиры)
- создана система выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста;
- выявлены дети с предпосылками одаренности;
- наблюдается повышение уровня познавательной активности у детей;
- положительная динамика развития высших психических функций у детей, выражающаяся в данных итоговой психологической диагностики;
- осуществляется участие одаренных детей в конкурсном движении.
Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов
Отчет в конце мая педагога-психолога, представленный на педагогическом совете ДОО по результатам работы за учебный год, аналитическая справка по результатам психологической диагностики детей, журнал посещаемости занятий, материалы анкетирования и тестирования, наличие заполненной детьми рабочей тетради, отзывы детей, итоговые анкеты родителей и педагогов.
- Содержательный раздел
Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
- первый этап – исследовательско-диагностический этап;
- второй этап – информационный;
- третий этап – реализация программы «Юные таланты» для детей в возрасте 5- 7лет;
- четвертый этап – заключительный.
Исследовательско-диагностический этап
Срок: сентябрь – октябрь
Цели: получение информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей; изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников; анализ полученных результатов психодиагностики; изучение профессионального развития личности педагогов.
Виды деятельности: наблюдение, беседы, психологическая диагностика.
Задачи:
- разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада;
- выявить детей с предпосылками одаренности.
Направления деятельности:
- Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития, анкетирование);
- Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
- Работа с родителями (беседы, анкетирование, анкета способностей ребенка).
Принципы тестирования детей:
- Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
- Игровой характер тестовых методик;
- Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
- Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
- Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Диагностический инструментарий
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический этап, подразумевающий использование разносторонней информации, включающий мнение родителей, воспитателей, психологическую диагностику детей, оценку специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам проводится педагогом-психологом детского сада. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится круг детей с особыми задатками и способностями. Эти данные используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Методики психологической диагностики:
С детьми:
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко (дошкольники: 5-7 лет);
- Методика «МЭДИС» (экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет);
- Тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»;
- Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»;
- Методика Т. Марцинковской «Два домика».
С педагогами:
- Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В.С. Юркевич;
- Анкета для педагогов «Уровень готовности к работе с одаренными детьми»;
- Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (А.А. Лосева);
- Экспрес-анкета «Одаренный ребенок»;
- Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа.
С родителями:
- Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн;
- Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа;
- Методика «Определение склонностей ребенка».
Итог первого – исследовательско-диагностического этапа:
- Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одарённого дошкольника;
- Создание базы данных одарённых и талантливых детей;
- Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Ориентировочно данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
Таким образом, на первом этапе педагог-психолог проводит промежуточную диагностику достижений, анализирует результаты, проводит коррекцию рабочей программы с учетом индивидуальных способностей детей. Результаты психологической диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносится в базу данных по одаренным и талантливым детям.
Информационный этап
Срок: ноябрь-апрель.
Цель: повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.
Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с родителями и педагогами по итогам исследований; стендовая информация; просветительская информация на сайте ДОУ; родительские собрания с информированием и рекомендациями о способах развития ВПФ; подготовка памяток, буклетов с рекомендациями педагога-психолога и др.
Примерная тематика просветительской информации для родителей и педагогов (стенды, буклеты, сайт и др.):
- стендовая информация: «Развитие творческих способностей у детей»;
- стендовая информация: «Особенности развития воображения у детей»;
- консультация для воспитателей: «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»;
- консультация для родителей: «Проблемы одаренных детей»;
- информационный буклет для педагогов и родителей: «Одарённость. Что это такое?»;
- памятка для педагогов и родителей: «Возрастные особенности одаренности».
Участники этапа: педагоги, родители.
Итог второго – информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.
Реализация программы
Цели этапа: коррекция программы с учетом уровня одарённости и развитие ВПФ талантливых детей.
Виды деятельности: создание развивающей среды для детей.
Подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Рефлексивные техники. Занятия по развитию эмоционального интеллекта ребенка.
Семинар по развитию креативности педагогов.
Участники этапа: педагоги, дети, родители.
Заключительный этап
В конце учебного года проводится заключительный этап работы с данной программой:
- педагог-психолог и социальный педагог, проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с тематическим планом;
- обсуждаются с педагогами итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.
Итог этапа: Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Анкетирование родителей и педагогов. Участие в конкурсах, соревнованиях, открытых занятиях, мастер-классах и др.
Перспективы программы:
- обмен и передача опыта педагогам других ДОО;
- гибкое построение работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов с учетом индивидуальности развития.
Учебно-тематический план программы
Учебный план психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-7 лет по программе «Юные таланты»
№ п/п | Месяц | Название темы | Количество часов |
1 | сентябрь | Психологическая диагностика |
|
2 | октябрь | «Домашние и дикие животные»; «Домики для зверят»; «Овощи и фрукты; «Ягодная корзинка» | 2 часа |
3 | ноябрь | «Осенняя пора»; «Птицы осенью»; «Домашние птицы»; «На грибной полянке» | 2 часа |
4 | декабрь | «Зимушка-зима»; «Лед и снег»; «Хрупкие снежинки»; «Зимние игры» | 2 часа |
5 | январь | «Сказка о необычной школе»; «Зимний лес»; «Подарок под елкой»; «Коробочка с секретом» | 2 часа |
6 | февраль | «Запоминай-ка»; «Инопланетянин»; «Путешествие в страну радости»; «Мы делили апельсин» | 2 часа |
7 | март | «Мир профессий»; «Весна в лесу»; «Птицы вернулись»; «Самые внимательные» | 2 часа |
8 | апрель | «Страна Фантазия»; «Разноцветная мозаика»; «Страна Внимания»; «Запоминай-ка» | 2 часа |
9 | май | «Картина из кружков»; «Игра слов»; «Скоро в школу»; «Страна Знаний» | 2 часа |
10 | май | Психологическая диагностика |
|
|
| Общая продолжительность программы | 16 часов и 2 диагности-ческих занятия |
Содержание учебного плана
Календарно-тематическое планирование психолого-педагогических занятий для дошкольников 5 -7 лет по программе «Юные таланты»
№ п/п | Тема | Задачи занятия | Оборудование | Содержание |
1 | Психологическая диагностика | Психологическая диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для психологической диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | С детьми: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко; методика «МЭДИС» (экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет); тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»; методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»; методика Т. Марцинковской «Два домика»; Вербальный тест творческого мышления Авериной И.С., Щеблановой Е.И С педагогами: - Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В.С. Юркевич; - Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (А.А. Лосева); - Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»; - Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа. С родителями: - Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн; - Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа; - Методика «Определение склонностей ребенка». |
2
| «Домашние и дикие животные» |
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность. Формировать произвольность поведения, положительное отношения к школе, умение действовать по образцу, способность к сосредоточению. Укрепление психического здоровья: снять эмоциональное напряжение, формировать установку к сотрудничеству. | Мягкая игрушка – дракончик, картинки с изображениями животных (диких и домашних), счетные палочки, цветные карандаши, листы бумаги формат А4, колокольчики, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради с заданиями.
| Приветствие, правила участников занятий, ритуал, «Улыбка – каждому!», блиц-викторина о животных, упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Кошка и зайчик», упражнение «Дорисуй половинку», упражнение «Буквы спрятались», упражнение «Дорисуй фигурки», упражнения на внимание «Лягушки», «Грибок», Работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости»
|
3
| «Домики для зверят»
| Развивать мыслительные операции, речь, мышление, внимание, познавательную активность. Формировать произвольность поведения, положительное отношения к школе, умение действовать по образцу, способность к сосредоточению. Укрепление психического здоровья: снять эмоциональное напряжение, формировать установку к сотрудничеству. | Мягкая игрушка – дракончик, мяч, бланки корректурной пробы, цветные карандаши, счетные палочки, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради и бланк с заданиями.
| Приветствие, упражнение «Моё ласковое имя», напоминание правил участников занятий, ритуал, «Улыбка – каждому!», игра «Скажи что чувствуешь!», игра на внимание «Скрещенные руки», игра «Внимательные глазки», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Грибок», упражнение «Соедини картинку», упражнение «Кто, где живет?», упражнение на внимание «Веселый пальчик», «Корректурная проба», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
4
| «Овощи и фрукты»
| Развивать слуховое внимание, память, быстроту реакции, речь, воображение, творческие способности. Формировать произвольность поведения, положительное отношения к школе, умение действовать по образцу, способность к сосредоточению. Снять эмоциональное напряжение.
| Мягкая игрушка – дракончик, мяч, картинки овощей и фруктов, бланки корректурной пробы, цветные карандаши; шариковые ручки по количеству детей; наборы картинок (4 – лишний); счетные палочки, геометрические фигуры; рабочие тетради и бланк с заданиями, шарики массажные, музыка. | Приветствие, упражнение «Ветер дует на...», напоминание правил участников занятий, ритуал, «Улыбка – каждому!», блиц-викторина о фруктах и овощах, игрой массаж «Ежик», упражнение «Логический квадрат: овощи»; упражнение «Логический квадрат: фрукты», упражнение «Четвертый лишний», упражнение «День, ночь: какой фигуры не стало?», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Продолжи ряд», упражнение «Штриховка», упражнение «Собери слово», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
5 | «Ягодная корзинка» | Развивать логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности. Формировать произвольность поведения, положительное отношения к школе, умение действовать по образцу, способность к сосредоточению. Снять эмоциональное напряжение. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинки – ягоды, рабочие тетради и бланк с заданиями, музыка.
| Приветствие, упражнение «Дотронься до...», напоминание правил участников занятий, Ритуал, «Улыбка – каждому!», блиц-викторина о ягодах, упражнение «Путаница», упражнение «Узоры», упражнение «Рисуем по дорожке», упражнение «Дорисуй половинку», упражнение «Фигуры из палочек», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
6 | «Осенняя пора»
| Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, координацию движения, общую и мелкую моторику, закреплять знания об осенних явлениях в природе. Формировать произвольность поведения, положительное отношения к школе, умение действовать по образцу, способность к сосредоточению. Снять эмоциональное напряжение. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, разноцветные коробочки и яблоки, рабочие тетради, музыка.
| Приветствие, игра с движением «Зонтик», напоминание правил участников занятий, ритуал, «Улыбка – каждому!», беседа об осени, пальчиковая игра «Паучок», упражнение «Собирай урожай», игра «Осенние листья», загадки о природных явлениях осенью, упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Волшебные квадраты», упражнение «Яблоко и цветочек», упражнение «Рисуем по дорожке», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
7 | «Птицы осенью» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на». Формировать обобщённые представления у детей о домашних птицах, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Снять эмоциональное напряжение. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц, картинка солнышко и снежинка, рабочие тетради, музыка. | Приветствие, игра с движением «Прыг-скок», напоминание правил участников занятий, ритуал, «Улыбка – каждому!», беседа о птицах, игра «Перелётные и зимующие птицы», игра «Кто из птиц лишний», игра «Кто, где живет», игра «Где птица находится», игра «Продолжи, найди причину», игра «Скажи ласково», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Волшебные шары», упражнение «Скрытая картинка», упражнение «Рисунок по точкам», упражнение «Круги», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости»
|
8 | «Домашние птицы» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение. Формировать обобщённые представления у детей о домашних птицах, внешнем виде, питании. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Снять эмоциональное напряжение.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинки с изображениями домашних птиц, картинка птичьего двора, рабочие тетради, музыка.
| Приветствие, игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», игра «Скажи ласково», беседа о домашних птицах, игра «Разрезные картинки», игра «Птенцы потерялись», «Птичья страна загадок», игра с мячом «Один – много», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Графический диктант: гусь», упражнение «Логический квадрат», упражнение «Найди такой же предмет», упражнение «Дорисуй квадрат», упражнение «Соедини по точкам», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
9 | «На грибной полянке» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение. Формировать обобщённые представления у детей о грибах съедобных и несъедобрых (название, форма, цвет), внешнем виде, учить различать грибы по внешнему виду и находить их на картинках. Снять эмоциональное напряжение. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, аудиозапись «голоса лесных птиц», картинки с изображением грибов, рабочие тетради, музыка.
| Приветствие, игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», игра «Поезд», Игра «Где растут грибы?», эмоциональная драматизация «Грибная охота», игра «Собираемся в лес», пальчиковая гимнастика «Грибы», объяснение пословиц о грибах, игра «Отгадай грибок», пальчиковая игра «Корзинка», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Помоги лисе и медведю», упражнение «Соедини ежика по точкам», упражнение «Соедини одинаковые предметы», упражнение «Продолжи ряд», упражнение «Соедини по точкам», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
10 | «Зимушка-зима» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение. Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы. Снять эмоциональное напряжение. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, аудиозапись «метели, вьюги», картинка «Зима», рабочие тетради, музыка Моцарт «Музыка для детей».
| Приветствие, игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», «Зимние загадки», «Зимняя история», психогимнастика «Снежок», игра «Зимние слова», психогимнастика «Снежинки», игра «Доскажи – словечко», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Нарисуй фигуры», упражнение «Дорисуй домик», упражнение «Закончи рисунок», упражнение «Найди одинаковые фигуры», упражнение «Графический диктант: домик», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
11 | «Лед и снег» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение. Расширить знания детей о свойствах снега и льда. Формировать чувствительность к противоречиям, давать варианты предполагаемых решений, производить анализ и выбирать лучшие, оригинальные решения. Снять эмоциональное напряжение. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинка «Лед, снежинки», рабочие тетради, музыка.
| Приветствие, игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», игра «Доскажи – словечко», упражнение «Эмоциональная разминка», упражнение «Составь предложение», беседа о снеге и льде, Загадки, игра «Хорошо - плохо», игра «Что мы делаем, покажем», упражнение «Изобрази предмет», упражнение «Продолжи», упражнение «Фигуры из палочек», упражнение «Штриховка: кошка», упражнение «Обведи клубочки», упражнение «Обведи собачку», упражнение «Дорисуй половинку», упражнение «Найди образец и дорисуй», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
12 | «Хрупкие снежинки» | Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения, формирование позитивной мотивации к обучению. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинка «Снежинки», рабочие тетради, музыка «Танец снежинок».
| Приветствие, игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», игра на внимание «Скрещенные руки», игра «Снежинки», игра «Внимательные глазки», психогимнастика «На горке», упражнение «Хрупкая снежинка», упражнение «Новое место», упражнение «Найди одинаковые снежинки», упражнение «Геометрические фигуры», упражнение «Елочка», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
13 | «Зимние игры» | Развитие познавательных процессов, развитие коммуникации, тонкой моторики рук и общей моторики, формирование позитивной мотивации к обучению.
| Мягкие игрушки – дракончик, снеговик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинка «Зимние игры», рабочие тетради, музыка, ведро, бумажные снежки.
| Приветствие, игра «Здравствуй», игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», упражнение «Ответь на вопросы», задание «Запомни слова», упражнение «Эмоциональная разминка», упражнение «Изобрази предмет», упражнение «Продолжи», пальчиковая гимнастика «Ручки», упражнение «Закончи строчку», речевая игра «Закончи предложение», упражнение «Придумай слово», упражнение «Третий лишний», игра-ребус «Прочитай по первым буквам», упражнение «Раскрась одинаково», упражнение «Штриховка: заяц», упражнение «Систематизация», упражнение «Закончи узор по точкам», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
14 | «Сказка о необычной школе» | Развитие познавательных процессов, развитие коммуникации, тонкой моторики рук и общей моторики, формирование позитивной мотивации к обучению.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, картинка «Зимние узоры», рабочие тетради, музыка.
| Приветствие, игра «Здравствуй», игра «Зима», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», загадки о зиме, упражнение «Ответь на вопросы», задание «Запомни слова», упражнение «Продолжи», пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие», пальчиковая сказка «Рукавичка», упражнение «Сочиняем сказку», упражнение «Закончи строчку», речевая игра «Закончи предложение», упражнение «Четвертый лишний», упражнение «Чайник», упражнение «Коврик», упражнение «Штриховка: домик», упражнение «Соедини по точкам: снеговик», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
15 | «Зимний лес» | Развитие мышления, образного воображения; развитие общей эрудиции; развитие памяти; развитие мелкой моторики, творческого воображения; снятие психоэмоционального напряжения, развития мелких движений кисти, чувства ритма; развивать эстетические чувства посредством музыки и поэзии; учить видеть красоту зимней природы, развивать желание передавать свои чувства в рисунке. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, фишки, картинки следов зайца, волка, медведя; листы бумаги затонированные синим цветом, акварель, кисти, рабочие тетради, музыка Дебюси «Танец снежинок» | Приветствие, игра «Скажи что чувствуешь!», игра с движением «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», загадки о лесных жителях, развивающая игра «Угадайте, где чей след?», беседа «Красота зимнего леса», развивающая игра «Запомни стихотворение», психомышечная тренировка «Ладушки», дидактическая игра «Наоборот», игра «Слово за слово», игра «Пантомима», графический диктант «Дерево», упражнение «Заполни фигуры», упражнение «Закономерность», упражнение «Соедини по точкам», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
16 | «Подарок под елкой» | Развитие зрительной памяти и воображения; развитие интеллектуальной сферы; познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения, формирование позитивной мотивации к обучению. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик.
| Приветствие, игра «Волшебный клубочек», игра «Самый внимательный», игра «Память на числа», игра «Наше настроение», напоминание правил участников занятий, ритуал «Улыбка – каждому!», игра «Кто куда пересел», игра «Горячая картошка», игра «Кто лучше слышит», игра «Запомни хлопки», задание «Запомни слова», игра «Путаница», игра «Назови ласково», логические задачки-шутки, упражнение «Аналогии», упражнение «Правда или нет?», релаксация «Подарок под елкой», упражнение «Волшебный ковер», упражнение «Сложи игрушки в квадрат», упражнение «Кораблики», упражнение «Штриховка: паровоз», упражнение «Дорисуй половинку: собачка», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
17 | «Коробочка с секретом» | развитие зрительной памяти и воображения; снятие психо-эмоционального напряжения; развитие интеллектуальной сферы. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик.
| Приветствие, игра «Разные приветствия», игра «Прошепчи ответ», игра «Скажи что чувствуешь!», дидактическая игра «Кто доскажет нам конец?», дидактическая игра «Что может быть…?», игра «Запомни хлопки», дидактическая игра «Скажи наоборот», упражнение «Аналогии», игра «Путаница», игра «Найди лишнее слово», игра «Да и нет - не говори», логические задачки, релаксация «Коробка переживаний», упражнение «Расскажем и покажем», игра с движением «Ритм», упражнение «Путаница», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
18 | «Запоминай-ка»
| Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, внимания; совершенствование умения четко отвечать на вопросы (полным ответом); мотивация к использованию приемов развития памяти; снятие психо-эмоционального напряжения.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик, раздаточный материал карточки «Классификация». | Приветствие, игра «Скажи что чувствуешь!», упражнение «Классификация», упражнение «Смысловой ряд», игра «Что изменилось?», логические задачки, упражнение «Подбери слово», упражнение «Закончи предложение», психогимнастика «Дни недели», парная работа «Рисунок памяти», упражнение «Корректурная проба: знаки», упражнение «Лабиринт», тест «Запомни и нарисуй», упражнение «Обведи по контуру», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
19 | «Инопла-нетянин» | Развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик. | Приветствие, игра «Скажи, что чувствуешь!», упражнение «Собери семейку», упражнение «Поиск закономерностей», смешные логические загадки, упражнение «Ответы на логические вопросы (ситуации)», игра на развитие мышления «Назови соседей», логические задачки, упражнение «Доскажи словечко», упражнение «Закончи стих», сказочные задачки, психогимнастика «Веселые мартышки», игра «Придумай инопланетянина», тест «Квадраты», упражнение «Светофор», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
20 | «Путешествие в страну радости» | Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти; закрепление у дошкольников знания об эмоциональных состояниях людей | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик, индивидуальный раздаточный материал карточки: «Эмоции»; картинка «Зашифрованные изображения».
| Приветствие, Упражнение «Улыбка», Пальчиковое упражнение «Колобок», Упражнение «Поезд из слов», Упражнение «Зашифрованные изображения», Игра «Слова», Игра «Запретное число», Игра «Магазин», Подвижная игра «Геометрические фигуры», Игра «Скажи наоборот», Игра «Веселый мяч», Упражнение «Узнай фигуры», Игра «Ухо - нос», Пальчиковое упражнение «Замок», Упражнение «Классификация», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
21 | «Мы делили апельсин» | Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, воображение, речь, саморегуляцию поведения. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик. | Приветствие, Кинезиологическое упражнение «Симметричные рисунки», Кинезиологическое упражнение «Кивание головой», Кинезиологическое упражнение «Горизонтальная (ленивая) восьмерка», Упражнение «Мяч поймай и быстро ответ давай», Игра «Чего не стало», Игра «Третий лишний», Игра «Найди лишнее слово», Игра «Часть и целое», Пальчиковое упражнение «Апельсин», Игра «Запомни движение», Игра «Магазин», Игра «Покупал баран баранки», Упражнение «Объяснялки», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
22 | «Мир профессий»
| Развивать зрительную, слуховую, двигательную память; закрепить у дошкольников знания о профессиях людей.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик.
| Приветствие, Игра «Назови ласково», Беседа психолога с детьми «Кем я хочу быть?», Загадки про мамины профессии, Загадки про папины профессии, Игра на внимание, Загадки о профессиях, Игра-рисунок «Я умею», Игра «Продолжи фразу», Психогимнастика «Топ и хлоп», Упражнение «Хлопни в ладоши», Упражнение «Назови одним словом», Задачки, Упражнение «Найди отличие», Упражнение «Узнай по описанию», Игра «Я буду ...», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
23 | «Весна в лесу» | Развивать наглядно-образное, словесно-логическое и ассоциативное мышление, воображение, фантазию, речь; воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик.
| Приветствие, Беседа с детьми «Ассоциации», Игра «Ассоциации», Весна (работа с картинкой), Дидактическая игра «Что бывает весной?», Динамичная игра «Почки, листочки, цветочки», Игра «Животные», Игра «Что не так?», Психогимнастика «Лесные жители», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
24 | «Птицы вернулись» | Уточнять и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, игрушка, мяч, колокольчик, аудиозапись голосов птиц.
| Приветствие, Игра «Хорошо - плохо», Пальчиковая игра «Птички», Упражнение «Запомни слова», Упражнение «Попробуй найти», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости»
|
25 | «Самые внимательные»
| Развитие у детей произвольного слухового и зрительного внимания, формирование позитивной мотивации к обучению. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, колокольчик, индивидуальный раздаточный материал карточки «Классификация». | Приветствие, Упражнение «Комплименты», Упражнение «Вещи вокруг нас», Упражнение «Какой? Какая? Какое?», Упражнение «Вспомни и нарисуй», Психогимнастика «Улыбка», Упражнение «Повтори за мной», игра «Как сказать по-другому?», Дидактическое упражнение «Придумай слово», Игра «Закончи предложение», Игра «Определите взаимосвязь слов», Упражнение «Перепиши», Упражнение «Ориентировка на листе бумаги», Пальчиковая игра «Подарки», Задачка «Зайчата», Релаксация «Ты хороший», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
26 | «Страна Фантазия»
| Развивать воображение и склонность к фантазированию в соответствующих видах творческой деятельности.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик.
| Приветствие, творческое задание «Нарисуй», игра «Бывает – не бывает», игра «Угадай, кто я?», упражнение «Дополни изображение», психогимнастика «Представь, себе...», игра «Придумай новые слова», упражнение «Угадай», упражнение «Нарисуй круг и треугольник», игра «Укрась слово», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
27 | «Разноцветная мозаика»
| Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, клубок ниток, колокольчик.
| Приветствие, игра «Поздоровайся без слов», упражнение «Рисование ниткой», игра «Назови как можно больше…», игра «Волшебный мешок», игра «Собери картинку», игра «Дорисуй картинку», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
28 | «Страна Внимания» | Развивать устойчивость внимания, образное мышление, воспитывать настойчивость.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик.
| Приветствие, упражнение-приветствие «Лошадки», упражнение «Формы», игра «День - ночь», игра «Предметы», игра «Наоборот», психогимнастика «Расскажем и покажем», графический диктант: фигуры, работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
29 | «Запоминай-ка»
| Продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик.
| Упражнение-приветствие «Улыбнись», игра «Мой дом», упражнение «Дорисуй», игра «Доскажи словечко», игра «Много слов», упражнение-зарядка «Запрещенное движение», упражнение «Вспомни слово по картинке», игра «Бывает - не бывает», графический диктант: предметы, работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
30 | «Картина из кружков» | Тренировать умение запоминать с помощью зрительных, слуховых, осязательных ассоциаций, развивать восприятие, ощущение.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик.
| Упражнение-приветствие «Солнышко», Игра «Цветная дорожка», Игра «Музыкальные движения», Упражнение - фантазия «Волшебные круги», Игра «Я знаю», Графический диктант «Собачка», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
31 | «Игра слов» | Познакомить с «методом оживления слов», учить использовать движения для запоминания словесной информации, развивать оригинальность мысли. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик.
| Упражнение-приветствие «Новый день», Упражнение «Запомни и покажи», Игра «Пирамида», Подвижная игра «Кричалки», Игра «Веселые цифры», Игра «Назови 5 предметов», Игра «Угадай-ка», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
32 | «Скоро в школу» | Вспомнить методы эффективного запоминания, развивать различные виды памяти, внимания, воображения, мышления. | Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик.
| Упражнение-приветствие «Мяч», Игра «Сравнение предметов», Упражнение «Ассоциации и слова», Упражнение «Шифр», Упражнение «Длинное предложение», Игра «Закончи слово», Ритмичный танец дружбы «Делай так», Игра «Говори правильно», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
33 | «Страна Знаний» | Развитие произвольной памяти, логического мышления, внимания.
| Мягкая игрушка – дракончик, счетные палочки, цветные карандаши, шариковые ручки по количеству детей, рабочие тетради, музыка, картинки для запоминания, колокольчик, лента | Игра «Гномик», Упражнение «Объедини слова», Игра «Узелки», Упражнение «Закончи фразу», Упражнение «Воздушные рисунки», Игра «Запоминаем вместе», Игра «Говори правильно», работа в рабочих тетрадях, ритуал прощания «Волна радости» |
34 | Итоговая психологическая диагностика | Психологическая диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы, определение эффективности коррекционно-развивающей работы | Комплект материалов предназначен для психологической диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | С детьми: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко; методика «МЭДИС» (экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет); тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»; методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»; методика Т. Марцинковской «Два домика»; Вербальный тест творческого мышления Авериной И.С., Щеблановой Е.И С педагогами и родителями: Анонимная анкета «Удовлетворительность деятельностью психологической службы» |
III. Организационный раздел
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 «Юбилейный» города Смоленска (в дальнейшем именуемое «Учреждение») разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 26.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» города Смоленска
- Устав Учреждения.
Организация развивающих занятий
Развивающие занятия проводятся социальным педагогом, педагогом–психологом ДОО с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с высоким уровнем интеллектуального развития подготовительных к школе групп, посещающих МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный».
Критерием отбора детей в группу является полученный результат психологической диагностики, которая позволяет сделать анализ уровня развития высших психических функций. Дети, получившие высокие баллы по тестам формируются в группу для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Форма организации занятий – подгрупповая, занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, состав группы – постоянный в течение учебного года.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для реализации программы – 16 часов и 2 диагностических занятия продолжительностью 1 час. Всего 34 занятия из них 2 диагностических.
Продолжительность программы – 1 учебный год с сентября по май включительно.
Формы и методы работы:
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня сложности;
- дополнительные индивидуальные занятия с одарёнными детьми в творческой совместной деятельности;
- подготовка детей к участию в конкурсах различного уровня;
- участие детей в интеллектуальных играх, викторинах.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Вводный этап
- создание эмоционального настроя в группе;
- раскрепощение участников, создание положительного эмоционального климата;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
- Основной (практический) этап
- сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий;
- выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
- отработка полученных навыков на практике;
- Рефлексивный этап
- обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия, рефлексия;
- Заключительный этап
- итоговое упражнение для завершения встречи.
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы: оснащение комнаты педагога-психолога; обеспечение необходимым оборудованием и дидактическими материалами для организации и проведения развивающих занятий.
Необходимое условие для реализации программы: активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Кадровое обеспечение программы
- Взаимодействие с педагогическими кадрами: педагоги, старший воспитатель, учитель-логопед, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, руководители кружков;
- Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам);
- Оказание психологической помощи родителям и педагогам.
Список литературы
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Методическое пособие. - М.: Генезис, 2019.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М.: 2000.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.
Используемые учебно-методические пособия для детей:
- Б.Б. Финкельштейн На золотом крыльце... Игры с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб.: КОРВЕТ, 2003.
- Рабочая тетрадь для дошкольников Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. - Киров: Первая образовательная типография, 2014.
- Рабочая тетрадь для дошкольников 36 занятий для будущих отличников. Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2019.
- Игры развивающие: «Сложи узор»; «Сложи квадрат» (П.Б. Никитин);
- Пособия развивающие: «Умный сундучок»; «Досочки Сегена».
Приложение
Таблица 1
Годовое планирование работы социального педагога ДОО с одарёнными детьми на 2022 – 2024 учебный год
Сроки | Мероприятия | Форма работы |
Сентябрь | Знакомство с детьми и их родителями (законными представителями) | Наблюдение, беседа |
Октябрь | Составление соглашений с родителями (законными представителями) на проведение диагностического и коррекционного сопровождения интеллектуально одаренных детей | Беседа, заключение соглашений |
Психодиагностическая работа с участниками образовательного процесса по выявлению у детей признаков одаренности | Анкетирование, психологическая диагностика, наблюдение | |
Представление педагогической информации родителям воспитанников, педагогам и специалистам ДОУ | Беседа, консультации | |
Октябрь-май | Проведение развивающих занятий с использованием различных технологий | Развивающие занятия, игры, упражнения |
Проведение просветительских и профилактических работ | Семинары, консультации, собрания | |
Организация и проведение консультативной работы с родителями воспитанников, педагогам и специалистам ДОУ | Консультации, рекомендации | |
Май | Итоговая диагностика (мониторинг) | Психологическая диагностика, наблюдение |
Таблица 2
Виды одаренности и их проявление
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.
Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________
Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________
_____________________________________________________________________________
Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _____________________________________________________________________________
Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и др.)? __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? ________________________
_____________________________________________________________________________
Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? __________________
_____________________________________________________________________________
Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? ___________
_____________________________________________________________________________
Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов. _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _____________________________
_____________________________________________________________________________
Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной
направленности? ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...
Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»
Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...
Программа конференции Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа Всероссийской конференции...
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...
Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)
Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...
Программа компенсаторно-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
В документе представлена примерная программа сопровождения ребенка раннего возраста с нарушением зрения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Игры-тренинги» по психолого-педагогическому развитию дошкольников (для детей 2,5 - 7 лет)
Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие...