Программа компенсаторно-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
рабочая программа (младшая группа)

В документе представлена примерная программа сопровождения ребенка раннего возраста с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya.docx107.25 КБ

Предварительный просмотр:

Программа компенсаторно-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения

Санкт-Петербург

2019

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ         3

1.1. Цель и задачи Программы        3

1.2. Фактические сведения о ребенке        3

1.3. Возможные достижения детей в этой возрасте        4

1.Заключение о соответствии фактических достижений ребенка возрастным возможностям        9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        11

2.1. Направления и задачи компенсаторно-коррекционного сопровождения        11

2.1.1. Речевое и социально-коммуникативное развитие        11

2.1.2. Когнитивное развитие и пространственная ориентировка        14

2.1.3. Моторное развитие        18

2.1.4. Формирование навыков самообслуживания        21

2.2. Направления психолого-педагогического сопровождения        25

2.2.1. Психолого-педагогические правила общения и взаимодействия взрослого с ребенком в системе координат «зрячий-слепой»        25

2.2.2. Консультации родителей ребенка        26

2.2.3. Развитие опыта игры ребенка. Рекомендации родителям        28

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        41

Модель организации реализации Программы        41

Литературные и интернет источники        43

1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является организация условий развития ребенка с нарушениями зрения (слепой ребенок), позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

        Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  1. создание благоприятных условий развития слепого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями;
  2. активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства;
  3. развитие слухового и осязательного восприятия;
  4. развитие крупной и мелкой моторики посредством организации двигательной активности ребенка;
  5. активизация речевой активности ребенка;
  6. формирование и развитие навыков ориентировки в пространстве и навыков самообслуживания;
  7. активизация интереса к игрушкам и манипуляций с ними;
  8. создание специальной предметно-развивающей среды;
  9. обогащение предметно-игровой деятельности;
  10.  развитее коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка;
  11.  обучение родителей правилам взаимодействия с ребенком в системе координат «зрячий-слепой», методам и  способам воспитания, развития и обучения незрячего ребенка.

1.2. Фактические сведения о ребенке

        Ф.И.О.: Ангелина Д.

        Возраст: 2 года 9 месяцев.

        Диагноз: Атрофия зрительного нерва. OU-0. Ожирение III степени. Плоскостопие.

        Характеристика ребенка: Ангелина является малоподвижным ребенком, не ходит, но попытки наблюдаются. Она выполняет отдельные манипулятивные движения, ощупывание развито слабо. У ребенка не сформированы навыки ориентировки и присутствует страх пространства; без побуждения со стороны взрослого в пространстве не передвигается. Также не сформированы навыки самообслуживания: Ангелина самостоятельно не ест, не держит ложку. Ребенок гиперопекаем родителями. Активно пользуется слуховым восприятием, ее внимание привлекают звуковые игрушки.

1.3. Возможные достижения детей в этом возрасте (к трем годам)

Моторное развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

  • Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
  • Качается на качелях.
  • Скатывается на санках.
  • Катается на трехколесном велосипеде.
  • Учится ходить на лыжах.
  • Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
  • Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
  • Быстро проходит по наклонной доске.
  • Прыгает в длину с места на двух ногах.
  • Спрыгивает с небольшой высоты.
  • Бегает, подпрыгивает.
  • Бросает и ловит мяч.
  • Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
  • В сфере мелкой моторики ребенок способен строить башню из 9 кубиков, лепить из глины шары, колбаски пирожки; действовать двумя руками, выполняя простые операции (отвинчивает крышку банки, держит и крутит ручку мясорубки, выдергивает гвозди и кнопки).

Речевое развитие

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью.
  • Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и др.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
  • Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
  • Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?", знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
  • Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
  • Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
  • Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Сенсорное развитие

  • Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
  • Составляет картинку из двух частей.
  • Подбирает мозаику к несложному рисунку.
  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка.
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
  • Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Коммуникативное развитие

  • Стремится к общению со взрослым.
  • Начинает проявлять интерес к сверстникам.
  • Все чаще обращается к старшему за советом или разъяснением ситуации «здесь и сейчас».
  • Просит объяснить прочитанную сказку, интересуется составом своего обеда, увидев новый предмет или технику дома, стремится полностью исследовать его.
  • Начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре с проигрыванием целых сцен (путешествие, игра в дом, игра в животных).

Предметно-деятельностное развитие

  • Активно интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует.
  • Знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия).
  • Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Постепенно овладевает продуктивными видами деятельности (изобразительная деятельность, конструирование и др.).

Развитие навыков самообслуживания

  • Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
  • Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
  • Застегивает несколько пуговиц.
  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Держит ложку за конец ручки.
  • Самостоятельно ест суп ложкой из тарелки, пьет из чашки;
  • Пользуется салфеткой.

1.4. Заключение о соответствии фактических достижений ребенка

возрастным возможностям

Фактические достижения Ангелины не соответствуют ее возрастным возможностям. Отмечено выраженное отставание в моторном развитии, т.к. ребенок не ходит, выполняет только отдельные манипулятивные движения, слабо развито ощупывание и в целом ребенок малоподвижен. В связи с тем, что в исходной характеристике не упоминается речь ребенка, следовательно, мы не можем судить о ее речевом развитии.  Ангелина является гиперопекаемой родителями, вследствие чего у нее не сформированы навыки самообслуживания и ориентировки. Стоит отметить, что у Ангелины наблюдается интерес к двигательной активности (попытки ходить), к использованию слухового анализатора (при использовании звучащих игрушек), что создает благоприятную основу для ее дальнейшего развития.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        2.1. Направления и задачи компенсаторно-коррекционного сопровождения

Задачи  компенсаторно-коррекционного сопровождения:

  1. изучение  индивидуальных  психофизических и возрастных особенностей ребенка;
  2. составление плана работы с ребенком с учетом его особенностей;
  3. проведение специалистом коррекционно-развивающих занятий с ребенком и его родителями;
  4. повышение компетентности  родителей  по вопросам воспитания и развития ребенка;
  5. отслеживание динамики развития ребенка и внесение в программу сопровождения необходимых коррективов.

2.1.1. Речевое и социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий развития у слепого ребенка потребности в общении, освоения им опыта социального взаимодействия, развития коммуникативной способности (на довербальном и вербальном уровнях), обеспечение его психического развития с формированием картины мира, пониманием себя через восприятие окружающих, развитие готовности к общению на следующем возрастном этапе.

В сфере развития неречевого и речевого общения ребенка особое внимание обращается на развитие и удовлетворение потребности слепого ребенка в общении и социальном взаимодействии.

С этой целью важно создавать социальную среду, побуждающую ребенка реагировать, воспринимать и усваивать взаимоотношения с взрослыми на основе тактильных, слуховых, проприоцептивных, осязательных систем, их комплекса.

Взрослый стремится в непосредственно-эмоциональном общении с ребенком актуализировать, расширять его тактильные впечатления от нежного прикосновения к частям тела, поглаживанию, через вкладывание и совместное ощупывание того, что попадает ребенку в руки. Взрослый стремится развивать слух и слуховое восприятие ребенка как основу вербальной коммуникации посредством собственной речевой активности. Воспринимаемая ребенком речь взрослого – путь познания себя, осмысленное восприятие собственного имени, различение и узнавание других. Являясь средством получения информации, взрослый комментирует (вербализирует), описывает, сообщает о происходящем, вовлекает в обсуждение настоящих, прошедших и предстоящих событий. Взрослые должны проявлять максимальную активность в организации речевых игр, совместных подвижных играх (игры-забавы, игры-упражнения), ориентированных на познание (дифференциацию) малышом своего тела, на развитие объединенного внимания, на развитие чувства взаимного доверия, положительные эмоции и др.

Взрослый стремится побуждать ребенка к ранним проявлениям общения (довербальный уровень), к своевременному освоению ребенком общения на вербальном уровне, учитывая его компенсаторное значение для социально-коммуникативного развития ребенка, находящегося в условиях суженной сенсорной сферы. Он играет с ребенком, используя игрушки и предметы, речевые игры; при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; учит действиям с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельных предметных действий, предметных игр; поддерживает инициативу ребенка в общении, помогает организовать предметноманипулятивную активность, поощряет его движения и действия.

Взрослый стимулирует развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения, поощряет его достижения, инициативность в разных видах детской деятельности.

Также значение придается вовлечению слепого ребенка в социальные ситуации, побуждающие его к восприятию, проявлению различных чувств (радости, интереса, огорчения и др.).

Взрослый создает ситуации освоения слепым ребенком опыта общения, коммуникативного и прямого взаимодействия с другими детьми, поощряет проявление интереса к ним.

Основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить несложные мимические и жестовые движения. Обучение новому движению начинается с выполнения его сопряженно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, отраженно и только после успешного выполнения и закрепления сформированного навыка педагог предлагает ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно.

1. Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений:

а) развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови, сдвигать их;

б) развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки;

в) развитие мышц щек: учить надувать и втягивать щеки;

г) развитие мышц языка: учить умению уложить широкий и узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу уложить на нижнюю губу, покачать «маятником», поиграть в «болтушку».

2. Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях:

а) развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое-левое плечо, грудь, откидывать голову назад;

б) развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их одновременно и попеременно;

в) развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики, пристежек, шнуровок и т. п.

3. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, на другом человеке, на живом объекте (животные), на чучеле.

4. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте - на себе, на другом человеке:

- мимика: улыбка, спокойное состояние, плач;

- жесты: да, нет, нельзя, до свидания, здравствуйте, спасибо, можно я отвечу, тише, это я, это мое;

- интонация: в соответствии с мимикой и жестами.

5. Формирование умения пользоваться следующими неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима:

- что я делаю: чищу зубы, мою лицо и руки, вытираю их, ем суп, качаю маленького ребенка;

- что я чувствую: болит живот (зуб), ем вкусную конфету.

6. Культура общения: как знакомиться с детьми, как прощаться, как здороваться, как благодарить, как попросить у товарища игрушку, как вести себя за столом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Все формируемые у ребенка действия и движения обязательно оречевляются взрослым.

2.1.2. Когнитивное развитие и пространственная ориентировка

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у слепого ребенка потребности во взаимодействии с предметным миром, ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира, освоения ощупывания и действий с предметами (манипуляциями, по назначению, игровыми), познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый организует практическое взаимодействие ребенка с предметами быта и игрушками, учит узнавать их на основе тактильных и слуховых впечатлений, обоняния, на основе ощупывания и осязания. Взрослый методом пассивных движений и сопряженных действий в сочетании со словесным инструктированием знакомит ребенка со способами использования окружающих предметов, с их назначением и свойствами. Он стремится повысить активность и самостоятельность ребенка в освоении предметной окружающей действительности, опознании со знанием точного словесного обозначения предметов окружения. Взрослый учит ребенка и помогает ему освоить действия с бытовыми предметами-орудиями и игрушками с формированием компенсаторных способов деятельности. Особое внимание он уделяет освоению ребенком ориентировочно-поисковых действий и умений, повышает его способность в собственной организации взаимодействия с предметным миром.

В сфере развития ощущений и восприятия взрослый создает предметно-развивающую среду, обеспечивающую активность сенсорных функций и обогащение у слепого ребенка чувственного опыта: развитие слуха и слухового восприятия, тактильных и вкусовых ощущений, обоняния. Взрослый стремится знакомить ребенка с предметами и объектами с формированием у него полимодальных образов, помогает их осмысливать, запоминать, припоминать, вспоминать. Взрослый с особым вниманием относится к проявлению интереса ребенка к свойствам предметов, комментирует соответствующие ощущения и восприятия, помогает соотнести их с целостным представлением о предмете.

Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира включает в себя:

1. Развитие слухового восприятия пространства.

Развивать умения локализовать направление по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве); игры со звучащим мячом, колокольчиком; узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними (предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у ребенка).

Формировать умение различать по голосам окружающих людей (мама, воспитатель, няня, медсестра и др.); узнавать голоса животных.

2. Развитие осязательного восприятия пространства.

Формировать способы активного осязания (ребенок может передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань).

Формировать навыки восприятия предметов и игрушек пальцевым, кистевым и ладонным способами, упражнять прослеживающую функцию руки, координацию рук, развивать тонкую моторику пальцев.

Формировать умения распознавать подошвами ног некоторые покрытия (ковер, кафельный пол, паркет и линолеум); соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями ("Скажи, где ты находишься? Какая это комната? Что в ней делают?").

3. Развитие тактильного восприятия пространства.

Формировать умения тактильно-контактного познания себя и освоения внешнего мира.

Формировать умения опознавать тактильные ощущения, возникшие от воздействия специально подобранных взрослым предметов разной текстуры.

Формировать умения опознавать тактильные ощущения, возникающие от физического контакта с предметами окружения, имеющих протяженность в пространстве.

Формировать умения опознавать тактильные ощущения с актуализацией вибрационной чувствительности тела, рук, пальцев.

4. Развитие вкусовых ощущений.

Подводить ребенка к пониманию того, что предметы имеют разные вкусы.

Знакомить ребенка с некоторыми вкусами и учить иазличать и называть качества и свойства предметов и материалов, воспринимаемых на вкус (сладкий, кислый).

5. Развитие обонятельного восприятия.

Подводить ребенка к пониманию того, что предметы имеют разные запахи.

Знакомить ребенка с некоторыми запахами и учить локализовать их (запах пищи, медкабинета).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого адекватно насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее предметами, соответствующими сенсорным возможностям и особым потребностям слепого ребенка. Взрослые с особым вниманием относятся к проявлению интереса детей к окружающему предметному, природному миру, к детским вопросам, стремятся занимать позицию «ребенок – первооткрыватель мира», не спешат давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес, занимают позицию «не делаю за ребенка то, что ему доступно сделать самому». Особое внимание взрослые уделяют развитию способностей выпускать предмет из рук, поиска и подбирания предметов, освоению им умений действовать руками.

1. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

Формировать представления о собственном теле ребенка, умение находить и показывать части тела и лица, определять парные органы.

Развивать умение ориентироваться по сторонам собственного тела «на себя» и «от себя», правильно употреблять слова «справа», «слева».

Обучать элементарным навыкам ориентировки за столом во время еды и учебно-игровой деятельности.

2. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

Формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство: игрушки, мебель, посуда, одежда; формировать навыки обследования данных предметов; учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.

3. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия.

Изучать пространственную соотнесенность предметов (местоположение предметов).

Обучать по различным признакам определять предметы обихода и ближайшего окружения, их положения в пространстве.

Формировать навыки все ставить и класть на свои места и навыки безопасного передвижения в пространстве.

Формировать временные понятия (день-ночь).

2.1.3. Моторное развитие

1. Знакомство с основными положениями.

Основная стойка. Ребенок должен стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки).

Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа - на себя, стопа - от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад.

Положение рук - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину.

Положение ладоней - кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; кистей рук - обычное положение. Положение сидя, лежа.

2. Формирование представлений о движении

Основные движения:

-  ходьба - обычная, на носках (на пятках), за взрослым на звук, по спецдорожке;

- бег - обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохранять правильную осанку);

- катание, бросание, ловля мяча двумя руками: друг другу вверх, в ворота вниз;

- упражнения в равновесии: ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы; медленное кружение в обе стороны;

-  ползание на четвереньках по прямой, подлезание под препятствия, перелезание через скамейку.

-  прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;

Общеразвивающие упражнения.

Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и отводить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак. Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно.

На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше - ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сигналу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель.

Подвижные игры: с ходьбой и бегом, прыжками, с подлезанием с мячом, на ориентировку в пространстве.

Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним.

Спортивные игры: знакомство с санками, лыжами, трехколесным велосипедом.

Познакомить с терминологией простейших движений и положений. Учить осуществлять контроль за выполнением движения.

3. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

Развивать умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, сохранять равновесие на ограниченной площади опоры.

Формировать правильную позу в положении стоя, сидя за столом, в кресле, при ходьбе, при передвижении и действии с игрушками-каталками и игрушками-двигателями (подготовка к действию с тростью).

Формировать правильный жест, указывающий, направление.

4. Развитие мелкой моторики.

Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и др.), и игрушками. Развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.

Формирование двигательных умений:

  1. захватывать предмет ладонью, деталь – пястью или пинцетным захватом;
  2. брать предмет одной/двумя руками;
  3. выпускать предмет из рук;
  4. ставить, класть предмет на определенное место;
  5. перекладывать из руки в руку;
  6. потряхивать, трясти, ударять ладошкой, стучать указательным пальцем;
  7. перехватывание предмета, удерживаемого одной рукой, другой свободной рукой;
  8. отщипывание кусочка от целого;
  9. отрывать, разрывать бумагу.

Коррекция вторичных дефектов:

  1. исправление плоскостопия;
  2. коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений;
  3. преодоление боязни передвижения в пространстве.

2.1.4. Формирование навыков самообслуживания

При обучении детей действиям по самообслуживанию взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.

Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например: — Возьмем свитер, найдем воротник... вот он. Положим свитер перед собой... Теперь проденем руки в рукава и т. д.

Очень важно не упускать ни одной попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное движение. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться.

Рассмотрим некоторые приемы обучения детей второго-третьего года жизни основным действиям по самообслуживанию, предложенные Л.И. Солнцевой и С.М. Хорош.

1. Обучение самостоятельности в еде.

Вначале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку, и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Необходимо следить, чтобы кружка не оказалась горячей — это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку или ложку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол и класть рядом с тарелкой ложку.

Прежде всего, нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребенка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать ее, объясняя при этом каждое свое действие. После этого можно дать ребенку ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками, и показать, как надо есть из ложки. Для этого надо зачерпнуть ложкой еду и показать это ребенку (потрогать еду в ложке его рукой). Очевидно, что делать это надо не на протяжении всего кормления, а лишь в его начале.

Ребенок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом, рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ.

После того как ребенок научится держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывание пищи. Если пища не жидкая, ребенок часто пытается положить ее в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать её.

2. Одевание.

Процесс одевания, прежде всего, должен происходить в замедленном темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс одевания превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дергают за руки, сковывают в движениях и т. д.).

Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т. п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию. Взрослый должен побуждать малыша к этому словом: "Давай снимем колготки, возьмемся за резинку", направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками.

Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно. Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить, выполнять вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам.

Бывает, что ребенок капризничает во время одевания: не хочет сам одеваться или, напротив, хочет все делать сам. В каждом конкретном случае нужно постараться разобраться в причине каприза.

Если ребенку трудно выполнить действие, которое он уже выполнял самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет ребенка, помогает поверить в свои силы.

—Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера?

Слепой ребенок должен учиться самостоятельно снимать рубашку, штанишки, колготки, переобуваться с помощью взрослого. Так, взрослый помогает ребенку определить, какой тапочек следует надеть на какую ногу, а надевает тапочки ребенок сам. Ребенок должен учиться находить в одежде рукава и вдевать в них руки, находить горловину у платья и надевать его, надевать шапку. Взрослый направляет его руки, руководит его действиями.

Во время раздевания нужно учить малыша не выпускать снятую одежду из рук, а протягивать ее взрослому. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить белье на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати. Он должен также узнать, где висит верхняя одежда, стоит обувь.

Ребенка раннего возраста более привлекает процесс действия с предметом, чем его результат. Поэтому ребенок может вновь и вновь повторять действие, не стремясь его закончить. Этому не следует препятствовать, поскольку многократное повторение отдельных операций способствует формированию у него элементарных навыков самообслуживания.

Следует приучать убирать игрушки после игры на место, при этом нужно следить, чтобы ребенок играл одновременно не более чем с двумя-тремя игрушками.

Аккуратность в воспитании слепого ребенка имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Нужно стараться, чтобы ребенок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.

Мать может привлечь малыша и к своей "взрослой" деятельности. Например, накрывая на стол, она может дать ему в руки ложки и попросить положить их на стол или дать ложку папе. Готовя тесто для пирога или фарш для котлет, можно дать ребенку слепить пирожок или котлетку. При чистке картофеля малыш может давать картофелины или опускать почищенные картофелины в воду.

Такая деятельность очень ценна для ребенка, поскольку она способствует обогащению его чувственного опыта: участвуя в ней, он знакомится с окружающими предметами и учится действовать с ними. На каждом шагу его подстерегают "открытия". Так, он узнает, что "котлетку", которую он сделал, нельзя есть, пока мама ее не пожарит, что к плите лучше не подходить, так как можно обжечься. Конечно, результат его деятельности ничтожен, чаще он даже мешает матери. Однако если ребенок будет знать, что он "помогает маме", - это будет дисциплинировать его и ориентировать на результат труда.

3. Обучение навыкам туалета.

 Обучение слепого ребенка навыкам туалета, чтобы опрятность и чистота стали для него привычкой, по существу, ничем не отличается от того, что делают родители зрячих детей.

В выработке навыков туалета очень важно, чтобы мать была внимательна к поведению своего ребенка и знала способы выражения им неудобства.

Не следует начинать высаживать ребенка на горшок слишком рано; надо четко выработать время высаживания (до сна, после сна, после еды и т. д.). И если попытки не всегда увенчаются успехом, не следует настаивать, так как это часто приводит к сопротивлению ребенка, что значительно затянет время формирования навыка. Нельзя оставлять ребенка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и оставлять его сидеть долго, так как слепой ребенок, как и зрячий, ищет в таких случаях занятия и у него могут выработаться вредные привычки.

2.2. Направления психолого-педагогического сопровождения

2.2.1. Психолого-педагогические правила общения и взаимодействия взрослого с ребенком в системе координат «зрячий-слепой»

Необходимо обеспечить помощь и поддержку родителям в освоении умений практического взаимодействия со слепым ребенком в системе координат «зрячий-слепой», «слепой-зрячий».

В сфере практического взаимодействия со слепым ребенком взрослому следует придерживаться следующих позиций:

  • отсутствие зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.);
  • детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих;
  • во взаимодействии со слепым приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем он владеет.

Зрячим взрослым следует знать:

- приемы обучения ребенка движениям и действиям: прием прямого обучения – «мои руки учат руки ребенка», прием опосредованного обучения – «мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам»;

- двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре;

- требования к организации «рабочей зоны» предметной (игровой, бытовой, познавательной) деятельности, орудийных действий с обеспечением ее стабильности.

Требования к взрослому:

- рефлексия и поведение (поведенческие реакции) взрослого в общении с ребенком с обеспечением «субъектно-субъектной» модели;

- освоение зрячими взрослыми (ближайший социум ребенка) определенного опыта проявления себя в действительности (передвижение: ползанье, ходьба, бег, пространственная ориентировка без трости и с ней, предметно-объектная ориентировка) в условиях моделирования ситуации слепоты (повязка из плотной ткани на глазах);

- практическое освоение родителями умений стимуляции и развития у ребенка тактильных ощущений, слуха, остаточного зрения;

- в условиях взаимодействия педагога и родителя путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности для развития слепого малыша и укрепления эмоциональной близости между слепым ребенком и зрячим родителем.

2.2.2. Консультации родителей ребенка

В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых и ребенка.

Включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка, что будет способствовать его интеграции в общество.

  1. Рождение слепого ребенка в семье

Цель: оказать поддержку родителям незрячего ребенка.

Содержание:

- Особенности детей с нарушением зрения.

- Позиция родителей детей с нарушением зрения.

- Роль и важнейшие задачи родителей в развитии и воспитании слепого ребенка.

- Помощь специалистов.

- Общие стратегии нормализации жизни семьи с ребенком, имеющим нарушение зрения.

  1. Атрофия зрительного нерва

Цель: закрепить знания родителей о диагнозе «атрофия зрительного

нерва».

Содержание:

- Атрофия зрительного нерва: общее описание.

- Причины атрофии зрительного нерва.

- Как лечится атрофия зрительного нерва?

  1. Детское ожирение

Цель: объяснить родителям, что ожирение в раннем возрасте может иметь тяжелые последствия.

Содержание:

- Детское ожирение как одна из важнейших проблем здравоохранения.

- Основные причины детского ожирения.

- Последствия ожирения.

- Методы коррекции веса у детей.

  1. Плоскостопие

Цель: расширить представления родителей о плоскостопии и его лечении.

Содержание:

- Что такое плоскостопие? Особенности детской стопы.

- Причины возникновения плоскостопия у детей раннего возраста.

- Лечение плоскостопия.

- Уход за ногами. Правильный подбор обуви.

- Формирование правильного навыка ходьбы.

  1. Родительская гиперопека

Цель: оказать помощь родителям в разрешении проблемы родительской гиперопеки.

Содержание:

- Что такое «гиперопека»?

- Причины, по которым возникает гиперопека.

- Последствия гиперопеки.

- Как найти «золотую середину»? Советы родителям.

2.2.3. Развитие опыта игры ребенка. Рекомендации родителям

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как зрячего, так и слепого) является игра.

В сфере развития игры взрослый выступает организатором игрового поля, игровой среды слепого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития, занимает активную позицию в вовлечении ребенка в соответствующую игровую среду, обучает простым игровым действиям, помогает брать на себя роли взрослых.

В организации игры ребенка раннего возраста, особенно слепого, особое место занимают игрушки.

Когда ребенок бодрствует, нужно поговорить с ним, погреметь погремушкой с обеих сторон от него, стараясь, чтобы малыш повернулся к источнику звука. Нужно вкладывать в руки ребенку погремушку, погреметь ею, взяв его руку в свою. Ребенок сначала еще не сможет удержать в руке предмет, но прикосновение к различным по форме и фактуре предметам обогатит его чувственный опыт, поможет укрепить связи с внешним миром.

Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине и весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать предмет. Предметы, предназначенные для занятий, должны быть разнообразными по форме: мяч (нужно брать двумя руками), шарик от пинг-понга (нужно брать одной рукой), маленькие и большие кубики. 

Когда ребенку надоест игрушка или предмет, надо его убрать и предложить другой. Но ребенок должен учиться играть и самостоятельно.

Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки, делая это сначала его руками. При этом движения должны быть мягкими, прикосновения к рукам ребенка несильными. Однако если ребенок вырывает руки, занятия надо отложить до следующего раза.

Обучая ребенка строить башенку из двух кубиков, надо показать ему, как выполнить это действие: левой рукой держать первый кубик, а правой ставить на него второй. Для этого действие сначала выполняют руками ребенка, а затем его руки только направляют.

Развитию движений рук ребенка, его мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве способствует следующая игра. Перед ребенком ставят небольшую коробку или корзинку (примерно 20 см в длину) и учат его класть в нее по одному небольшие игрушки и предметы. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо коробки можно использовать небольшое детское металлическое ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действие.

На третьем году жизни ребенка учат бросать предметы. Ему дают небольшой мяч (диаметром около 15 см) и учат протягивать и бросать мяч. Когда ребенок научится играть в эту "игру", его можно посадить на коврик у стены и катить мяч к нему. Ребенка можно научить катить и бросать мяч. Для этого надо встать сзади ребенка и выполнить действие вместе с ним, взяв его руки в свои. Лучше, если мяч озвучен.

На третьем году жизни ребенка учат показывать основные части знакомых ему игрушек. Взрослый берет руки ребенка в свои или направляет их. Ребенку сначала показывают колеса игрушечной машины и как они крутятся, потом кузов и как в него положить и взять из него кубики и другие мелкие игрушки. Затем малышу предлагают повторить действия самостоятельно.

Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глаза, рот, нос), предварительно попросите малыша показать ту же часть тела у него, у мамы.

Когда ребенок научится показывать части своего тела, взрослого и куклы, нужно начинать учить его элементарным игровым действиям с куклой.

Прежде всего, нужно научить ребенка держать куклу головой вверх, затем учат укладывать куклу спать (класть на диван, стул, накрывать и говорить при этом: "Спи, Ляля. Спокойной ночи" и т. п.).

Вслед за этим следует учить ребенка кормить куклу. Надо дать в руку ребенку чайную ложечку и маленькую мисочку, блюдце, показать все игровые предметы (куклу, ложку и блюдце) и обследовать их с ребенком, действуя его руками или направляя их. Затем левой рукой ребенка находят рот куклы, а правой рукой, держащей ложку, "зачерпывают" еду и подносят ко рту куклы. Не следует при этом забывать проговаривать каждое действие: "Куколка хочет кушать. Давай ее покормим. Нам нужна тарелочка. Вот она... И ложка. Вот ложка..."

Следует помнить, что обучение кормлению куклы может иметь успех только в случае, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать.

Ребенка можно научить выполнять с куклой и другие знакомые и доступные ему действия. Например, если ребенок знаком с расческой и его учили причесывать себя, то его можно научить причесывать куклу.

Действия с игрушками, которым учат малыша взрослые, еще не являются настоящей игрой. Ребенок выполняет лишь те конкретные действия, которые ему знакомы из собственного опыта, и выполнять которые с определенной игрушкой научил его взрослый. Однако выполнение простейших игровых действий является необходимым этапом развития игровой деятельности, которая должна стать основной, ведущей в дошкольном возрасте.

Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы:

- игрушки, рассчитанные, главным образом, не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие (например, кубики с выпуклым рисунком);

- игрушки, способствующие полноценному развитию как слепого, так и зрячего ребенка.

Общим для всех игрушек является то, что в них учтен набор свойств, необходимых для того, чтобы слепой ребенок мог их воспринять и производить с ними правильные действия.

Л.И. Солнцева и С.М. Хорош рассмотрели некоторые свойства игрушек по отношению к особенностям психического развития слепых детей.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. У слепых детей избирательное отношение к материалу предметов, игрушек наблюдается в разной степени и в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что слепой ребенок чувственно, с помощью осязания, познает окружающую действительность.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив, мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги (бумажные куклы и т. д.). Они рассчитаны, как правило, на зрительное восприятие. Кроме того, они очень непрочны. Слепой ребенок, обследуя игрушку и действуя с нею, с усилием нажимает на нее, сжимает ее пальцами. Особенно свойственно это маленьким детям. Часто они теребят, мнут игрушку в руках, стучат ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издает. Поэтому, говоря о материале игрушек для слепых детей, следует подчеркнуть, что к их прочности должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно-образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки.

Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться.

Давая детям игрушки из различного материала, следует обращать их внимание на его свойства. Так, например, знакомя ребенка третьего года жизни с мохнатой собачкой из искусственного меха, можно сказать: "Посмотри, какая собачка мягкая, теплая". При игре с резиновым мячом нужно обратить внимание ребенка на то, какой он упругий, как он "звенит", ударяясь о пол.

Формированию представлений детей о предмете, который изображен в игрушке, способствует ознакомление с игрушками, выполненных на одну тему, но из разного материала (например, заяц из искусственного меха, из ткани, из пластмассы; автомобиль из дерева, металла, пластмассы).

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размеры. Мелкие игрушки (но не менее 9 см) нужны для всех слепых детей. Однако в зависимости от возраста ребенка и уровня его психического развития они выполняют разные функции. Так, слепому малышу трудно посадить за стол и накормить маленькую куклу (10-15 см.). В то же время при соответствующем обучении он сможет это сделать, играя с соразмерной куклой, отдельные части которой он будет способен находить с помощью взрослого.

Ребенок от года до трех лет с удовольствием будет манипулировать мелкими игрушками (деталями пирамидки, погремушками, кубиками). Дети третьего года жизни учатся классифицировать их по форме, раскладывая мелкие игрушки по разным коробкам.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики. К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем.

Особые требования предъявляются к художественно-образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом (условным, декоративным) не соответствует по своему художественно-образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать (матрешки, дымковские глиняные свистульки и т. д.). При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения ее функции: матрешку можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых, в то же время, были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображенного в игрушке предмета. Так, заяц может иметь круглую голову с длинными ушами, большими выпуклыми глазами, хорошо осязаемой мордочкой, у него могут быть небольшие передние и длинные задние лапы, маленький хвостик.

В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Все эти игрушки должны иметь четкую форму.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затруднит формирование у ребенка образа, не вызовет желания играть с ней.

В каждой игрушке набором определенных свойств зафиксировано то человеческое действие, которое должно сформироваться у ребенка. Глубокое нарушение зрения или его полное отсутствие влечет за собой значительное отставание ребенка в овладении действиями с предметами, приводит к обеднению его жизненного опыта, конкретных представлений. Поэтому в жизни слепых детей значительное место должны занимать игрушки, в которых заданы свойства, способствующие развитию сохранных органов чувств слепого ребенка, его движений, ориентировки в пространстве, формированию действий с различными предметами.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребенка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять из трех-пяти колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы (в форме шара, конуса или даже в виде головы животного).

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску — этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнется при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка "теплее", приятней для осязания.

Сначала ребенок учится снимать кольца с пирамидки, а затем уже собирать ее. Взрослый руками ребенка находит в кольце отверстие, соотносит его со стержнем и нанизывает на стержень кольцо. Постепенно участие взрослого в каждой операции уменьшается, и в итоге действие нанизывания колец начинает совершаться ребенком самостоятельно. При этом ребенку важен сам процесс нанизывания колец, и он располагает их на стержне в случайной последовательности. Когда ребенок научится самостоятельно собирать пирамидку без учета величины колец, а это произойдет не раньше конца третьего года жизни, можно начать учить его сравнивать кольца по величине. Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок понял, что он собрал пирамидку неправильно. Для этого взрослый должен проводить пальцами руки ребенка по собранной им пирамидке, обращая его внимание на выступы и впадины на ней, обстоятельно сравнивая нанизанные кольца по величине. Только когда ребенок уяснит, что пирамидка собрана им неправильно и почему это произошло, можно приступить к обучению ребенка правильному способу действия. При этом для сравнения нужно давать детям по паре колец. Вначале кольца должны резко отличаться друг от друга по величине, впоследствии различия между ними могут стать менее заметными.

В отличие от пирамидки, матрешки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности. При отсутствии вкладных шаров, матрешек, кубов можно предложить детям для игры вкладные стаканчики.

Овладению орудийными действиями ребенка учит игра в бирюльки. Дети берут по одному предмету (1,5-2 см) и кладут в коробку. Если коробка металлическая, можно научить ребенка трясти ее после опускания в нее очередного предмета.

Формированию умения слепого ребенка ориентироваться в пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры с искусственными строительными материалами (кубиками, кирпичиками, брусками и т. п.) у детей формируются пространственные умения и навыки.

Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек. Для этого нужно в одну руку ребенка вложить кубик, а в другую шарик или кольцо от пирамидки и попросить показать кубик. Со временем ребенок научится находить кубик среди нескольких игрушек, лежащих перед ним.

На третьем году жизни ребенка нужно учить делать из кубиков постройку. Для этого надо взять рукой ребенка один кубик и положить его на другой (правая рука кладет верхний кубик, левая придерживает нижний); провести рукой малыша по постройке и сказать ему, что построили домик (башенку). Через некоторое время ребенок попытается сделать постройку самостоятельно. Его движения будут еще неловкими, он не сразу научится устанавливать кубики ровно, будет ронять их или стучать одним кубиком о другой. Очень важно, не подавляя инициативы ребенка, помочь ему: поправить его руки, выполнить часть действия его руками, сопровождая практическую помощь пояснением. Например: "Поставим один кубик на другой вот так... ровно, аккуратно. Теперь кубик не упадет".

Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Ведерко должно быть небольшим по высоте — 10-13 см. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. В этом случае слепому ребенку будет легче насыпать песок в формочки. Хорошо иметь несколько формочек круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы, а также формочки-цветы, звезды, овощи и другие с хорошо различимой формой.

Развитию движений слепого ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров (35-50 см в окружности). Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большей упругостью и, что очень важно, отскакивая от твердой поверхности, издает приятный звук - "звенит".

Для развития ориентировки детей двух-трех лет в большом пространстве также могут быть использованы игрушечные автомобили и мотоциклы-каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошади на колесах. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой ровной дорожки, свободной от посторонних предметов.

Предметы, с которыми сталкивается слепой ребенок в своей жизненной практике, не являются чем-то статичным, неизменным. Они постоянно изменяются по тем или иным параметрам: по форме, величине, положению в пространстве и т. д. Движение предметам в пространстве задают либо сам ребенок, либо посторонние по отношению к нему силы: окружающие его люди, ветер и т. д. Для обогащения чувственного опыта слепым детям нужно давать игрушки, имеющие большие динамические возможности. В частности, малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками.

Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. Поэтому для игры не годятся заводные автомобили, летающие пропеллеры и вертолеты. В то же время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку и другие игрушки-забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием (резиновой присоской, прикрепленной у основания). Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребенком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребенку возможность проследить за его вращением.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать ее неподвижной, иначе она может напугать ребенка.

В жизни слепого ребенка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно начинаться с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребенка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Можно играть также в игры, в процессе которых ребенок должен поворачиваться в сторону звука или идти.

Слепые дети лишены возможности смотреть цветные картинки и иллюстрации, поэтому, читая слепым детям сказки, рассказы, желательно показывать им игрушки, изображающие персонажей, а также предметы, с которыми действуют персонажи произведений. Так, например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого "Три медведя", нужно показать ребенку трех игрушечных медведей разной величины, а также большую, среднюю и маленькую миски и ложки и т. д.

Детей третьего года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы (поливинилхлоридного пластизоля). При этом толщина материала должна быть достаточной для того, чтобы кукла была упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались, были вставленными, с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели четкую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Если ребенок умеет показывать части своего тела, учите его (действуя его руками, а затем лишь направляя его руки) находить части тела куклы ("Где у куклы голова?", "Покажи, где у Кати глазки?" и т. д.).

Когда ребенок научится с помощью взрослого находить части тела куклы, можно начинать учить его выполнять простые игровые действия: укладывать куклу спать, кормить ее.

Малышам с глубоким нарушением зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов: пластмассы, дерева, резины, ткани. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания и т. д.

Игрушки следует подбирать с учетом возможности их использования. Например, наличие кузова в автомобиле позволяет возить в нем игрушки. По той же причине простая по конструкции лодочка окажется предпочтительней игрушечного теплохода.

Ребенку нужно предоставить возможность попускать лодочку в тазу или в ванне, показать, что в ней, так же как и в автомобиле, можно перевозить мелкие игрушки. Слепые дети гораздо реже сталкиваются в своей жизненной практике с водным транспортом, поэтому им значительно труднее дать о нем даже самое общее представление.

Взрослому не следует заниматься с ребенком все время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого надо дать ему игрушку и постараться заинтересовать его ею. Можно положить рядом с ним еще одну - две игрушки, но не больше. Время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Модель организации реализации Программы

Занятия строятся с учетом интересов ребенка, уровня развития познавательной деятельности, навыков практической деятельности, способов ориентировки в окружающем мире. На разнообразном доступном для ребенка материале в игровой форме постепенно отрабатывается каждый прием и способ деятельности, позволяющий ребенку в дальнейшем овладеть более сложными и эффективными способами деятельности. Таким образом, овладение ребенком определенным набором навыков и умений ребенка становится базовой основой для формирования новых, более сложных и эффективных предметно-практических, коммуникативных и др. действий и обогащения различных видов деятельности.

Важнейшее условие успешности психолого-педагогического сопровождения слепого ребенка - это обеспечение практического действия. Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в правильности, достоверности, истинности совершаемых действий, чтобы он мог в результате конкретных практических действий достигнуть желаемой цели. Принципиально важно, чтобы построение сопровождения предстало как единое целое образование, содержание отдельных составных частей которого можно было бы логически сочетать и дополнять одно другим.

Занятия с ребенком носят поисково-диагностический характер. Если ребенок усвоил пути и средства решения предлагаемых заданий, проявляет интерес к ним, педагог определяет пути расширения и обогащения поля его деятельности. Такая скрининг-диагностика, осуществляющаяся в контексте индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, позволяет усложнять (облегчать) содержание заданий и менять тактику педагогической поддержки с учетом возможностей и интересов воспитанника. При этом в основе психолого-педагогической поддержки лежит сохранение максимума свободы и ответственности ребенка за выбор варианта решения проблемы.

Следует особо подчеркнуть мысль о едином содержании и распределении программного материала по темам. Принцип единого содержания всех коррекционных занятий состоит в том, что внимание ребенка не отвлекается на новые объекты и пособия, а упражнения по развитию речи, мелкой моторики, осязания, навыков ориентировки проводятся на едином материале, облегчая тем самым социально-бытовую ориентировку детей в пределах изучаемой темы.

Следует соблюдать гигиенические требования к проведению занятий: удобная посадка ребенка, применение подставок, подбор мебели соответственно росту ребенка.

Консультативные лекции-семинары с родителями по Программе компенсаторно-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения должны проводиться до занятий с ребенком, а также по окончании реализации Программы.

Коррекционные занятия с Ангелиной  по данной Программе рекомендуется проводить 2 раза в неделю в первую половину дня и продолжительностью 15-20 минут.

Литературные и интернет источники

1. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / Пер. с нем. В.Т.Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. —— М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Волосова. - М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 253 с. 

4. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка раннего возраста в условиях лекотеки дошкольной образовательной организации. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-tyutorom-semi-vospityvayuschey-slepogo-rebenka-rannego-vozrasta-v-usloviyah-lekoteki-doshkolnoy-obrazovatelnoy

5. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995.

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей/ Одобрена решением федерального учебно-методического объединении по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 Режим доступа: http://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/doshkolniki/примерная-аооп-дошкольного-образования-слепых-детей.pdf.

7. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста. Режим доступа:http://suvagcentr.ru/userfiles/files/konkursy2016/ПрАООП%20ДО%20для%20слепых%20детей.pdf.

8. Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста: 3-е издание. – М., 2003.

9. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. В.А.Феоктистовой. –– СПб.: Образование, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)

В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением зрения

Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения тПМПК. В разработке ИОП уч...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с нарушением зрения)

Целевое назначение такой индивидуальной образовательной программы - создание условий для индивидуального обучения ребенка....