Дидактические игры для развития мышления
методическая разработка (средняя группа)

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия и мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ

«Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения при ознакомлении детей с правилами дорожного движения»

МБДОУ «Детский сад№34» воспитатель: Сморчкова О.Б.

2022-2023 учебный год

Игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения при ознакомлении детей с правилами дорожного движения оказывают действенное влияние на знания, умения и навыки дошкольников. Одним из необходимых условий безопасного поведения на улице является именно сосредоточение внимания.

«Дверная скважина»

Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

Ход игры: Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме замочной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4—5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый видит лист в течение одной минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

«Отвечай быстро»

Цель: воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнение в классификации предметов.

Правила: подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Ход игры. Дети стоят в кругу, воспитатель в центре: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом сам называет любой цвет и перебрасывает мяч другому. Тот тоже ловит мяч, называет свой предмет, свой цвет и т.д.».

Основными признаками классификации могут быть цвет; материал, из которого сделан предмет (деревянный, стеклянный, стальной); форма (круглая, квадратная и т.д.); а также предназначение предмета (для игры, для еды, для работы, для ремонта, для рисования, для шитья и т.д.)

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое слово ты слышал?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, ведущий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какое он услышал слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает последнее место в ряду.

«Зеваки»

Цель: развитие волевого (произвольного) внимания. Ход игры. Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп!» дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из круга и садится на стул. Игра заканчивается, когда в кругу остается 2—3 человека. Они объявляются победителями.

«Слушай хлопки!»

Цель: развитие активного внимания. Ход игры. Перед игрой разучиваются нужные позы. Поза «аиста»: ребенок стоит на одной ноге, поджав другую. Поза «лягушки»: присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу.

Свободное движение по игровой комнате. Воспитатель договаривается с детьми, что каждое движение бу-' дет соответствовать определенному количеству хлопков: когда воспитатель хлопнет один раз — принимается поза «аиста», два хлопка — поза «лягушки», три хлопка — свободное движение.

«Буквы алфавита»

Цель: развитие активного внимания.

Ход игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Воспитатель называет букву; тот ребенок, которому присвоена буква,, делает хлопок в ладоши. Затем игру можно усложнить: воспитатель произносит слово (лучше из 4—5 букв), дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры. Дети сидят на стульях по кругу. По команде воспитателя дети выполняют определенное движение руками. *

Команда «Земля!» — дети опускают руки вниз. 4

Команда «Вода!» — дети вытягивают руки вперед.

Команда «Воздух!» — дети поднимают руки вверх.

Команда «Огонь!» - дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Будь внимателен!»

Цель: развитие, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ход игры. Дети стоят группой, свободно, на расстоянии не менее 0,5 м. Звучит маршевая музыка, под которую дети маршируют на месте. Воспитатель произвольно, с разными интервалами вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команды и соответствующие им движения: «Зайчики» — дети прыгают, имитируя движения зайца. «Лошадки» — дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки» — дети пятятся спиной. Как раки.

«Птицы» — дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

«Аист» — дети стоят на одной ноге, поджав другую. «Лягушка» — присесть и скакать вприсядку. «Собаки» — дети имитируют движение, когда собака служит, и лают.

«Курочки» — дети «ищут зерна» на полу и говорят «ко-ко-ко». «Коровки» - дети встают на четвереньки и мычат.

Литература: О.А. Скоролупова. «Правила и безопасность дорожного движения», Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992;Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1991.

Нартова-Бочавер С.К., Мухортова е.А. Скоро в школу! — М.: Глобус, J995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие мышления

Данные игры помогут родителям и педагогам провести время с пользой...

Дидактические игры на развитие мышления

Дидактические игры в помощь воспитателю для развития мышления в игровой форме. Дети закрепляют знания о природе, домашних животных, фруктах и овощах, развивают внимание, речь, познавательную...

Дидактические игры на развитие мышления (ИКТ)

В презенации предсавлены игры на развитие мышления детйе дошкольного возраста (интерактивные). Ребенок управляя мышью, решает поставленные задачи в игровой форме. ...

Дидактические игры на развитие мышления в средней группе

«Посади огород» Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огу...

Дидактические игры на развитие мышления дошкольников

Данные игры очень нравятся детям. Организуя эти игры на занятиях,  в индивидуальной работе позволит развить у детей такой психический процесс, как мышление....

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...