Статья "Игра как средство формирования культуры общения дошкольников"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_formirovaniya_kultury_obshcheniya_doshkolnikov.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство формирования культуры общения дошкольников
Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
С детьми педагог проигрывает проблемные ситуации, с помощью которых ребята не просто рассуждают о том или ином аспекте этикета, а эмоционально проживают её.
Важно и дисциплинирующее значение игры, так как соблюдение установленных правил является важным условием выполнения этикетного поведения.
Дидактические игры помогают закреплять знания детей о назначении, классификации, способах взаимодействия с предметами и людьми.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовлю постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора педагог обращает внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. Во время театрализованной деятельности с детьми педагог обращается к правилам поведения зрителей в театре.
В режимных моментах воспитатель может проводить игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “ Встреча гостей” учиться с детьми, как можно здороваться, прощаться, благодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научить и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.
В своей работе педагог использует наборы перчаточных и пальчиковых кукол, магнитофон для музыкального оформления и проведения занятий, записи с детскими песенками, с лирической, ритмичной музыкой, настольные игрушки животных, сюжетные картинки, куклы, шапочки, косынки, шарфы для инсценировок, драматизаций, подвижных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОСТУПКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Консультация "Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"
"Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"...
Проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях»
Я сделала проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях».посмотрите, может найдете что-то интресное для себ...
Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников
Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год...
" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"
консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....
Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...
Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе
laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков Россия является многонациональным государством...