Статья "Игра как средство формирования культуры общения дошкольников"
статья

Левина Анастасия Владимировна
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования культуры общения дошкольников

Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

С детьми педагог проигрывает проблемные ситуации, с помощью которых ребята не просто рассуждают о том  или ином аспекте этикета, а эмоционально проживают её.

Важно и дисциплинирующее значение игры, так как соблюдение установленных правил является важным условием выполнения этикетного поведения.

Дидактические игры  помогают закреплять знания детей о назначении, классификации, способах взаимодействия с предметами и людьми.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовлю постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора педагог обращает  внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. Во время театрализованной деятельности с детьми педагог обращается к правилам поведения зрителей в театре.

В режимных моментах воспитатель может проводить игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “ Встреча гостей” учиться с детьми, как можно здороваться, прощаться, благодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научить и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

В своей работе педагог использует наборы перчаточных и пальчиковых кукол, магнитофон для музыкального оформления и проведения занятий, записи с детскими песенками, с лирической, ритмичной музыкой, настольные игрушки животных, сюжетные картинки, куклы, шапочки, косынки, шарфы для инсценировок, драматизаций, подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОСТУПКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Консультация "Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"

"Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"...

Проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях»

Я сделала проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях».посмотрите, может найдете что-то интресное для себ...

Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников

Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год...

" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"

консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....

Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...

Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе

laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков          Россия является многонациональным государством...