"Наблюдения за природой летом"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Абайдуллина Люция Мазитовна

Темы по организации наблюдений за растительным миром в летний период с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_za_rastitelnym_mirom.docx63.8 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=581592b9a5f1ccabf8cf9bc6b7706e14ff41d34b-9853960-images-thumbs&n=13Наблюдения за растительным миром

Прогулка № 1 Наблюдение «Что цветет летом

Прогулка № 2 Наблюдение за одуванчиком
Прогулка № 3
 Наблюдение за цветами на клумбе

Прогулка № 4 Наблюдение за подорожником

Прогулка № 5 Изучаем деревья и кустарники                                                                               Прогулка № 6 Наблюдение за березой.
Прогулка № 7 Наблюдение  за полынью                                                                                            Прогулка № 8 Наблюдение за пижмой
Прогулка № 9
Наблюдение за крапивой.                                                                                        Прогулка № 10 Рассматривание  лекарственного растения мать-и-мачехи                                           Прогулка № 11 Наблюдение за овощами, выросшими на грядках.                                                          Прогулка № 12 Лесные дары — грибы и ягоды

Прогулка № 1

Наблюдение «Что цветет летом
Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
Ход наблюдения: 

Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. 
Загадка. 

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)
Дидактическая игра.

«Опиши цветок». Цель: научить подбирать прилагательные к существительному. 
Трудовая деятельность
 Расчистка огорода от мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. 
Подвижные игры

 «Садовник и цветы». Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции. 

«Попади в корзину».  Цель: тренировать меткость бросков.
Индивидуальная работа 

Развитие движений. Цель: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе.

Игра с песком и водой.
Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Прогулка № 2

Наблюдение за одуванчиком

Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

Ход наблюдения

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное, ветерку послушное.

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

В   начале июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадки:

♦ Как выглядит одуванчик?

♦ Как распространяются его семена?

♦ Почему говорится, что у одуванчика два платья?

♦ Какое у него другое платьице?

♦ Из чего состоит белое платье?

♦ Знаете ли вы, для чего нужны одуванчику пушинки-семена?

А когда он отцветает -
Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает ... ! (Одуванчик)

На зелёненькой траве 
Летом вдруг снежинки,
С белого шара слетели
Лёгкие пушинки.
Знают девочки и мальчики :
Облетели -…(Одуванчики)

Трудовая деятельность 

Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры 

«Совушка». Цель: учить действовать по сигналу. «Пятнашки». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Прогулка № 3

Наблюдение за цветами на клумбе

Цель: учить  детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.

Ход наблюдения

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье,
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько здесь цветов душистых!

Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.

Столько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась,
К нам цветы разрисовать.

 Воспитатель обращает  внимание детей на  цветы, растущие на клумбах,  предлагает узнать, какие из цветов знакомы детям, знакомит с новыми. Спрашивает, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помогает детям выделить основные части растений,  назвать: «Стебель, листья, цветок». Объясняет, что есть  цветы, которые  растут только одно лето,  их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.

Воспитатель задает детям вопросы:

♦ Для чего сажают цветы?

♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?

♦ Какие мы с вами посадили цветы весной?

♦ Какие цветы вам больше всего нравятся?

♦ Какие цветы вы еще знаете?

♦ Для чего нужны растениям листья, корень?

♦ Можно ли их срывать с клумбы?

Что нужно для того, чтобы красивые были цветы?  

♦ Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Дидактическая игра 

«Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Поле из васильков. – Васильковое поле. Запах луга. – Луговой запах. И т.д.

Трудовые поручения

"В гостях у Золушки". Дать детям палочки и предложить прорыхлить землю вокруг цветов.
Цель: воспитывать трудолюбие, привлекать к рыхлению почвы.

Подвижные игры

«Прыгалки». Цель: учить детей прыгать через скакалку, «Цветы». Цель: закреплять знания о цветах, совершенствовать реакцию, скоростные качества.

Индивидуальная работа

Пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Прогулка № 4 Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с лекарственным растением — подорожником; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Ты найдёшь его всегда,
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи,
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!

Воспитатель знакомит детей с лекарственным растением Подорожник.  Это многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам.  Растение имеет корень, стебель, листья, прикорневую розетку. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Лечебные свойства имеют листья подорожника. Отваром из листьев промывают глаза, чистый свежий листок подорожника прикладывают к ранам, ожогам, укусам насекомых.. Листья подорожника  можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте.

Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку:

♦  Как называется растение, которое мы рассмотрели?

♦  Из каких частей состоит? (корень, стебель, листья, соцветие)

♦  Где чаще всего растет подорожник?

♦  Где лучше его собирать?

♦  Какая часть подорожника считается лечебной?

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (у подорожника жилки выпуклые, выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). 

Дидактическая игра

«Узнай и назови».

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Трудовая деятельность

Уборка крупного мусора на участке.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка № 5

Изучаем деревья и кустарники
Цель: сравнить березу с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом 
лета). 

Ход наблюдения.

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух. Рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливаютлекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья - круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.
Загадки 

Стоит Федосья,

Распустила волосья. (Береза)

Хоть зима, хоть весна,

Вся в зеленом... (сосна).

Дидактическая игра

«Найди дерево».

Цель: распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Трудовая деятельность 

Уборка участка от сухих веток.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры 

«Палочка-выручалочка».

Цель: развить быстроту, ловкость, внимание.

«Жмурки».

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа 

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):  «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.     

Прогулка № 6

Наблюдение за березой.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую…

Воспитатель предлагает детям обратить внимание, какая красивая берёзка растёт на участке детского сада.

Берёза – это дерево, которое олицетворяет русскую природу. Это дерево - символ России.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Но березка не только красивое, но и полезное дерево.  Береза дает чистый воздух (кислород), лечит от болезней, поит полезным соком. Настой почек употребляют как лекарство.

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы?

♦ Какие части березы вы еще знаете?

♦ Какого цвета ветки?

♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета на ней листья?

♦ Как можно ласково  назвать березу?

♦ Чем полезно это дерево?

Дидактическая игра

 «Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза.    Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен.       Кленовый, кленок и т. д.

Хоровод: «Во поле береза стояла».

Трудовая деятельность

Собрать листья березы для гербария. Цель: формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры

«Море волнуется». Цель: развивать координации движений, воображения.

«К названному дереву беги». Цель:  тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах с передвижением вокруг березы. Цель: воспитывать выносливость; развивать умения прыгать на двух ногах.

Прогулка № 7

Наблюдение  за полынью
Цель: познакомить с полынью. Разобрать ее строение, поговорить о пользе. 
Ход наблюдения. 

Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами. 
Боpька вместо молочка

Съел полыни гоpькой.

Закpичала Таня: "Кинь!

Выплюнь гоpькyю полынь!”
Дидактическая игра

 «Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений. 
Подвижные игры 
«Спящая лиса»
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
«
Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Игры с водой 

«Тонет - не тонет», «Пускание мыльных пузырей»

Игры с песком 

«Узоры на песке», «Выкладываем и печатаем на песке».

Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Прогулка № 8

Наблюдение за пижмой
Цель: познакомить с пижмой. Разобрать ее строение, поговорить о пользе. 
Ход наблюдения. 

Рассмотреть растение. В народе оно известно как дикая рябинка. Чем они похожи? (листья такие же). А какого цвета их листья сверху и снизу? (сверху темно-зеленые, снизу у пижмы – сероватые). Опишите цветки пижмы (они похожи на ярко- желтые пуговки, собранные вместе). А теперь понюхайте пижму. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли.

♦ Почему пижму назвали дикой рябинкой? (у неё листья похожи на листья рябины, и цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика). 

Т. Голикова:

Пусть пижма  - скромна,  да  лечебная  все же,

Не зря же  цветки  на  таблетки похожи,

Еще - на цыплят,  ярко- желтых пока,
На ощупь - на замшевый носик щенка.
Дидактическая игра.

 «Угадай по описанию» (воспитатель описывает растение, дети определяют)

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. 
Трудовая деятельность 

Уборка экологической тропы.

Цель: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе. 
Подвижные игры 

«Лесные тропинки».

Цель: упражнять в разных видах ходьбы.

«Выше земли».

Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Индивидуальная работа. 

Развитие движений. 
Цель: воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать умение в беге и прыжках.

Игра с песком и водой.
Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.



Прогулка № 9

Наблюдение за крапивой.

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения. 

Красиво выглядит крапива,

А поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) 

Рассказать детям о крапиве: злая как волчица, жжется как горчица.

Где вы встречаете крапиву?

Где она у нас растет в детском саду?

Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе. Крапива любит влажные места, она очень нежное растение, но дотронуться до себя не дает. Крапива жжется своими волосинками – иголочками, ими усеяна вся поверхность листьев сверху - донизу, иголочки ломаются и обжигают едким соком, крапива очень долго цветет, ее пыльцу очень любят пчелы. Она лечебная: много витамин, настой используют для остановки кровотечения. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами.
Посмотрите, притаилась,

И пушистой притворилась!
Мы тебя, крапива, знаем,
Ни за что срывать не станем.
Дидактические игры

«Узнай по описанию»

Закрепить умение узнавать растения по описанию или самому описывать нужное растение. 
«Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильную чувствительность.

Подвижные игры 

«Не оставайся на земле»

Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. 

«Ягодка-малинка»

 Цель: развить координацию речи с движением.

Трудовая деятельность.

Подмести дорожку к веранде.

Цель: развивать трудовые навыки.

Индивидуальная работа. 

Ходьба с наклонами.

Цель: учить выполнять движения по заданию воспитателя.

Прогулка № 10

Рассматривание  лекарственного растения мать-и-мачехи
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. 
Ход наблюдения. 

Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. 
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев: «Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка».
 Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и вечером - берегут капельку сладкого нектара. Мать и мачеха лечебное растение, его отвар принимают при простуде.
Нижняя часть листа мягкая и тёплая, как мамина ладонь, а верхняя – гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. 
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки. 

Мать-и-мачехи цветки. 

Словно солнца огоньки. 

На пригорочке растут,

 Прям из снега - и цветут! 
Дидактическая игра

«Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Трудовая деятельность.

Посадка семян лекарственных трав. 
Цель: учить правильному посеву семян. 
Подвижные игры 
«Догони свою пару». 
Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. 
«Попади в цель». 
Цель: учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры. 
Индивидуальная работа
«Веселые прыжки». 
Цель: закреплять прыжки через два предмета. 

Игра с песком и водой.
Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Прогулка № 11

Наблюдение за овощами, выросшими на грядках.

Цель: закрепить их названия, умение определять их по внешнему виду.

Ход наблюдения 

Тетушка Фекла —

Красная свекла.

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)

♦ Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле — клубни.)

♦ Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)

♦ Назовите характерные особенности моркови. (Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.)

♦ Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла — овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.)

♦ Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)

♦ Чем полезны свекла и морковь? (В них много витаминов.)

Исследовательская деятельность 

Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Дидактическая игра 

«Третий лишний»

Цель: учить детей классифицировать предметы по назначению.

Трудовая деятельность

Полив цветов в цветнике

Цель: научить детей помогать взрослым, ухаживать за растениями.

Подвижные игры

«Назови овощи».

Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч.

«Зайка серенький».

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

Игры с камушками.

Цель: учить детей определять свойства камушков (какой на ощупь: тяжелый или лёгкий, как можно играть с камушками?)

Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: учить детей играть дружно, делиться игрушками.

Прогулка № 12

Лесные дары — грибы и ягоды

Цель: закрепить знания детей о лесных растениях, вспомнить названия грибов — съедобных и ядовитых. 
Ход наблюдения 

Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно обратить внимание на ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок. 
Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали заметных. 
Собирай, не мешкай, 
Это... (сыроежки). (В. Степанов) 
Дидактическая игра  

«Чудесный мешочек»

Цель: научить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильную чувствительность.
Подвижные игры
«Ягодка-малинка» (хороводная)

Цель: развить координацию речи с движением.

«Где вы были?»

Цель: развить координацию речи с движениями, работать над речевыми
Трудовая деятельность

Подмести участок.

Цель: воспитывать трудолюбие, ответственность.

Индивидуальная работа

Прыжки через скакалку.

Цель: продолжать учить детей правильно прыгать через скакалку.

Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: приучать детей играть небольшими группками, играть дружно, не ссорясь, делиться игрушками.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе летом.

Планирование наблюдений с детьми в природе во время летнего выезда на загородную дачу....

Организация наблюдений в природе летом

проводимые летом занятия, экскурсии, целенаправленные прогулки...

Организация наблюдений в природе летом

занятия; экскурсии; целенаправленные прогулки...

Наблюдения в природе летом

Наблюдения в природе летом...

Наблюдения в природе летом.

В помощь педагогу, родителям....

Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»

Задачи:— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, коли...

Наблюдения в природе летом

Данный документ содержит материалы  для родителей о наблюдениях в природе...