Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная дорога"
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа) на тему
Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на дороге, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе дороги, пытаются перебежать её сами или взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил безопасного поведения на дороге, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
* неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
* быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
* процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
* потребность в движении преобладает над осторожностью;
* стремление подражать взрослым;
* недостаток знаний об источниках опасности;
* переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому автомобиль слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Беспечность детей на дороге зависит от нас – взрослых.
В первую очередь, это призваны делать воспитатели дошкольных учреждений. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.
Именно, поэтому начиная с дошкольного возраста, необходимо обучать детей правилам дорожного движения и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное
отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше,
пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге. Лишь путем правильного воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда он становиться неотъемлемым участником дорожного движения, пешеходом и водителем, можно сохранить его жизнь и здоровье.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество
дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они
любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая
возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает
напряженность страха ввиду этих опасностей.
Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В.Гостюшина, Н.И. Клочанова,М.М. Котик, О.А. Скоролуповой и др.
Как же добиться усвоения ребенком соответствующих норм и правил
дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. Ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в дорожных ситуациях.
Программа «Безопасная дорога» - это возможность доступно разъяснить
правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл
опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со
сложным миром перехода улиц и дорог.
Программа «Безопасная дорога» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17 октября 2013 года и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям ФГОС ДО – физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd.docx | 85.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района-детский сад «Алёнушка»
Программа
по правилам дорожного движения
(в соответствии с ФГОС ДО)
«Безопасная дорога»
(от 5 до 7 лет)
Воспитатель
Н.Н. Томилова
Куйбышев 2016
Содержание
Пояснительная записка……………….………………..…...………………3
1. Принципы программы……………………………………………………6
2. Содержание программы………………………………………………….7
2.1. Перспективно-тематическое планирование…………………………..7
2.2. Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге (старший дошкольный возраст (1 год)…….......................................................................................................8
2.3. Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге (подготовительный к школе возраст (1 год)………………………………………………………………13
3. Условия реализации программы………….…………….……………...18
3.1. Методическое обеспечение…………………………………………..18
3.2. Взаимодействие с родителями воспитанников……………………...19
4. Создание предметно-развивающей среды…………………………......22
5. Диагностическое обследование детей по ПДД………………………..24
6. Список литературы……. ……….………………………………………26
Пояснительная записка
Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на дороге, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе дороги, пытаются перебежать её сами или взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил безопасного поведения на дороге, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
* неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
* быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
* процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
* потребность в движении преобладает над осторожностью;
* стремление подражать взрослым;
* недостаток знаний об источниках опасности;
* переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому автомобиль слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Беспечность детей на дороге зависит от нас – взрослых.
В первую очередь, это призваны делать воспитатели дошкольных учреждений. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.
Именно, поэтому начиная с дошкольного возраста, необходимо обучать детей правилам дорожного движения и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное
отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше,
пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге. Лишь путем правильного воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда он становиться неотъемлемым участником дорожного движения, пешеходом и водителем, можно сохранить его жизнь и здоровье.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество
дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они
любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая
возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает
напряженность страха ввиду этих опасностей.
Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В.Гостюшина, Н.И. Клочанова,М.М. Котик, О.А. Скоролуповой и др.
Как же добиться усвоения ребенком соответствующих норм и правил
дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. Ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в дорожных ситуациях.
Программа «Безопасная дорога» - это возможность доступно разъяснить
правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл
опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со
сложным миром перехода улиц и дорог.
Программа «Безопасная дорога» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17 октября 2013 года и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям ФГОС ДО – физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
5. Формирование у родителей воспитанников устойчивого интереса к проблеме безопасности детей -участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в процессе реализации данной программы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и
безопасности окружающих;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы
избегать ее;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных
жизненных ситуациях;
- умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами
безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных
ситуациях»;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии
с усвоенными правилами на дороге;
- представление о возможных негативных последствиях для других
людей своими неосторожными действиями;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в
соблюдении правил поведения.
Целевые ориентиры программы на этапе реализации программы:
• формирование представлений об алгоритме поведения на проезжей части
дороги
• обогащение представления детей о возможных ситуациях на улице и обучение игровым и речевым действиям в рамках образа (пешехода, водителя автомобиля, регулировщика движения и т. п.) в театрализованных, сюжетно-дидактических играх по сюжетам сказок, стихотворений, рассказов, картин;
• развитие операций внутреннего программирования с опорой на реальные и
воображаемые действия на невербальном и вербальном уровне: раскладывание в последовательности и рассказывание по серии сюжетных картинок, фотографий, сюжетных картин (серия картин для детских садов «Азбука дорожного движения»), отражающих правильное поведение пешеходов, водителей, регулировщика движения на улице и т. п.;
• формирование представлений о труде взрослых: водитель (легкового
автомобиля, троллейбуса, автобуса, грузовой машины, пожарной машины и т. п.);
- Принципы программы
Работа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, в силу её особой значимости для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов.
Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия лучше проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же программное содержание используется в разных возрастных группах, но с использованием методов, соответствующих возрастным особенностям детей.
Принцип интеграции, то есть проникновение работы по воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах во все виды педагогической деятельности.
Принцип координации деятельности педагогов. Деятельность педагогов дошкольного учреждения должна быть скоординирована таким образом, чтобы обеспечить последовательную и систематическую работу по данному направлению.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи, который предполагает реализацию системы
сотрудничества с родителями по вопросам воспитания навыков безопасного поведения на дорогах.
И основной принцип, обеспечивающий перерастание знаний и умений детей не в количество, а в качество, а навыков в привычку и образ жизни, принцип сотрудничества и единства требований, перерастание педагогики требований в педагогику отношений личностей.
Выше перечисленные принципы определяют основные требования к построению содержания обучения детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах и ориентируют воспитателей на повседневную творческую работу, постоянное совершенствование и самообразование. Только такой подход обеспечит эффективность воспитательной работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге.
2. Содержание программы
2.1. Перспективно-тематическое планирование
Организация образовательной деятельности по обучению детей основам
безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.
Перспективные планы составлены с учетом требований программы,
возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
Примерами интеграции образовательных областей служат:
- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью
избежания несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой
травмирование организма, организация подвижных и спортивных игр по ПДД, обучение катанию на велосипеде, самокате («Физическое развитие»)
- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование
навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения
(сверстниками, взрослыми); организация встреч с сотрудниками ГИБДД
(«Социально-коммуникативное развитие»);
- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов
Моделирования) просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах поведения на улице, дороге; использование обучающих игр по ПДД; организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД («Познавательное развитие»);
- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование
литературно-художественных произведений и текстов о безопасном
поведении детей, организация игр на основе литературно-художественных
произведений («Речевое развитие»).
- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
(выставки, мини-музеи), художественно-творческая деятельность по теме,
использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).
Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе
(с 5 до 6 лет) (I год обучения)
Месяц | Тема | Образовательная область | Вид детской деятельности | Содержание деятельности |
Сентябрь | «Улицы нашего города» | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая
Музыкальная Изобразительная | Целевая прогулка по улице прилежащей к детскому саду. Беседа «Улицы нашего города»: Ситуативный разговор «Какой должна быть безопасная дорога». Дидактическая игра «Знаки дорожного движения». Дидактические игры «Собери дорожный знак», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию». С/р игра «Улица». Изготовление макета улицы, обыгрывание. Конструирование «Улица». Конструирование «Транспорт». Чтение стихотворения Р.Артамонов «Зоркий друг, умный друг». Составление детьми рассказов: «Что я видел по дороге в детский сад».
Подвижная игра «Кто быстро и правильно соберет светофор»
Аппликация «Машины» |
Октябрь | «Я пешеход» | Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Речевое развитие
Физическое развитие
| Коммуникативная Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд Игровая Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Двигательная Игровая
| Рассматривание сюжетных картинок. Словесная игра «Доскажи словечко». Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть». С/р игра «Улица». Конструирование «Наша улица». Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история» Подвижная игра «По дороге». |
Ноябрь | «Профессия - водитель» | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая
Музыкальная Изобразительная | Беседа «Профессия-водитель». Целевая прогулка на перекресток Ситуативный разговор: «Внимание: дорожный знак». Дидактическая игра «Водители». Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». С/р игра «Больница» Словесная игра: «Кто, чем управляет».
Чтение стихотворений Я.Пишумова (про транспорт).
Подвижная игра «Найди свой цвет». Подвижная игра «Цветные автомобили».
Рисование на тему «Транспорт будущего». Презентация «Все работы хороши-выбирай на вкус» |
Декабрь | «Транспорт» | Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Игровая Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная Музыкальная | Целевая прогулка по улице. Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего». Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт». Дидактические игры «Угадай, что изменилось», «Ездит, плавает, летает», «Пройди и собери». С/р игра. «Автобус» Труд «Очистить дорожки от снега»
Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город сам» (дома, транспорт, деревья, кусты). Игровая ситуация «Как поступить». Дидактические игры и упражнения: «Построй проезжую часть». Составление рассказов по картинкам. Чтение произведения М. Ильин «Машины на нашей улице». Загадки о транспорте.
Рисование: «Автомобиль будущего». Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» |
Январь | «Мы пассажиры» | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора Изобразительная | Экскурсия к автобусной остановке. Рассматривание картин. Проблемная ситуация «Что случится если…». Дидактическая игра «Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет». Чтение литературы «Уроки вежливости» Рисование по теме (выставка детских работ). |
Февраль | «Дорожные знаки» | Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие Физическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора Двигательная Игровая | Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Наблюдение за движением машин в зимний период.. Беседа «Помощники светофора» Ситуативный разговор «Как я с мамой перехожу дорогу». Дидактическая игра «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Правила дорожного движения». Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход». Конструирование «Улица города». Чтение стихотворения А.Усачева «Футбольный мяч» Игры - забавы с санками |
Март | «Знаки сервиса» | Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная | Целевая прогулка к проезжей части улицы совместно с родителями. Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с детьми. Беседа «Как перейти улицу». С/р игра. «Улица» объединить с играми «Больница», «СТО» Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход».
Чтение стихотворений о дорожных знаках. Загадки.
Рисование «Знаки сервиса». |
Апрель | «Опасный перекресток» | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая
Изобразительная | Целевая прогулка наблюдение за пешеходами (с привлечением родителей). Рассматривание картины «Перекресток». Дидактическая игра «Путешествие по городу». Развлечение «Петрушка на улице».
Игровая ситуация «Если сломался светофор».
Чтение произведения Д. Денисова. «Как перейти дорогу». Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения. Отгадывание загадок по правилам дорожного движения
Подвижная игра «Автомобили». Подвижные игры (катание на велосипеде, самокате). Аппликация «Пешеходы идут по улице». |
Май | «Кто самый грамотный» | Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая
Изобразительная Музыкальная | Беседа «Правила дорожные детям знать положено». Игровая ситуациия «Как я знаю правила дорожного движения». Дидактические игры и упражнения «Где можно кататься на велосипеде». С/р игры на участке. Игры-моделирования с макетом перекрестка. Чтение произведений О. Тарутин. «Для чего нам светофор?» А. Дорохов. «Зеленый, желтый, красный».
Веселые старты «Добросовестный пешеход». Двигательная деятельность катание на самокате, велосипеде.
Рисование. Тема: «Переходи улицу правильно». Праздник-развлечение по ПДД (с привлечением родителей). |
Перспективный план работы
в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) (II год обучения)
Месяц | Тема | Образовательная область | Вид детской деятельности | Содержание деятельности |
Сентябрь | «Знай и соблюдай правила движения » | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая
Изобразительная | Беседа «Наш друг светофор». Ситуативный разговор «Как правильно себя вести на дороге». С/р игра «Улица» (за движением транспорта и пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД) С/р игра «Улица» (Машины подчиняются сигналам светофора, пешеходы переходят улицу по пешеходному переходу). Дидактическая игра «Что ты будешь делать, если…». Изготовление книжки-малышки с родителями «Малышам о Правилах дорожного движения».
Чтение произведения С. Михалков. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица». Составление рассказов с использованием слов: дорога, пешеход, знак, машина.
Езда на велосипеде (самокате) с поворотами, змейкой. Двигательная деятельность: игра с мячом.
Рисование «Улица полна машин». Лепка «Разноцветный светофор». |
Октябрь | «Транспорт нашего города» | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие
| Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая Изобразительная Музыкальная | Целевая прогулка к остановке. Беседа «Железнодорожный транспорт и его опасность». Ситуативный разговор «Мы в автобусе». С/р. игра «Автобус». Проблемная ситуация «Если случилась авария». Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».
Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», «Светофор».
Подвижная игра «Цветные автомобили». Рисование «Транспорт нашего города». Музыкально - дидактическая игра «Узнай транспорт по звуку». |
Ноябрь | «Безопасный перекресток» | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная | Целевая прогулка к перекрестку (совместно с родителями). Беседа «Опасные предметы на дороге» Организация встречи с инспектором ГИБДД. Дидактическая игра «Сигналы регулировщика». Дидактические игры и упражнения «Разложи по группам». Моделирование ситуаций «Что нельзя делать на перекрестке». Игровая ситуация «Помоги Зайке перейти дорогу». Игры по желанию детей. Чтение произведения Я. Пишумов. «Посмотрите, постовой», С. Михалков. «Скверная история», А. Северный «Светофор» Лепка «Регулировщик» |
Декабрь | «Заботливые знаки» | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная | Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Ситуативный разговор «О чем говорит дорожный знак». Дидактическая игра «Дорожные знаки». Игровые ситуации «Кому и что говорят сигналы»: закрепить знание сигналов регулировщика. Игровая ситуация «Мы переходим улицу». Моделирование ситуаций «Кто самый внимательный». Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей знак»
Чтение произведения Н.Носова «Как Незнайка катался на грузовике», В.Семернин «Запрещается - разрешается». Игры с дорожными знаками. Работа в раскрасках «Раскрась знаки» |
Январь | «Моя дорожная грамота» | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Игровая (на интерактивной панели)
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Изобразительная | Целевая прогулка по улице. Наблюдение за движением спецтранспорта (полиция, скорая помощь, пожарная машина) Беседа «Как переходить дорогу зимой». Беседа «Кто регулирует движение транспорта». Дидактическая игра «Угадай, какой транспорт». С/р. игра «Я шофер». Конструирование «Транспорт».
Чтение произведения И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог». Кукольный театр «Как Незнайка попал в беду».
Рисование «Спецтранспорт». (выставка детских работ) Аппликация «Машины мчатся по дороге» (коллективная). |
Февраль | «Опасный перекресток» | Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Игровая Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Двигательная Игровая Изобразительная | Прогулка к перекрестку. Беседа «Что такое перекресток». Игровая ситуация «Я иду в магазин». Рассматривание и составление рассказов по плакатам (правила дорожного движения). Дидактическая игра «Большая прогулка». С/р. игра на участке «Пешеходы и водители» Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход».
Чтение произведения И.Серяков «Улица, где все спешат».
Игры-забавы с санками ледянками.
Рисование «Пешеходный переход». Мультфильмы по теме. |
Март | Продолжение знакомства с дорожными знаками. | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Изобразительная | Целевая прогулка. Беседа «Полезные знаки». Беседа «Знаки в треугольнике». Дидактические игры и упражнения «Угадай, какой знак». С/р. игра «Машины едут по улице» Игровые ситуации «Вежливые дети». Игровые ситуации «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей».
Чтение произведения В. Семенин «Запрещается – разрешается». Рисование дорожного знака «Пешеходный переход» |
Апрель | «Дети на улицах города» | Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие | Коммуникативная Игровая
Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная Игровая | Прогулка к проезжей части. Наблюдение за движением машин и работой светофора. Ситуативный разговор «Мы на улице нашего города». Экскурсия к школе. Дидактическая игра ««Правила поведения»» С/р. игры на участке по ПДД. Моделирование ситуации «Если ты идешь в школу». Игры с мячом Чтение произведений Н.Кончаловская «Самокат», Я.Пишумов «Песенка о правилах» Подвижные игры. |
Май | «Дорожная азбука» | Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие | Коммуникативная Игровая Игровая Познавательно- исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая (на интерактивной панели)
Изобразительная | Целевая прогулка к перекрестку. Наблюдение за пешеходами. Беседа «Кого мы называем примерным пешеходом». Поход с родителями в парк «Улыбка». Дидактические игры и упражнения «Дорога в школу», «Дорожные знаки». С/р. игра «Улица»
Игра - моделирование с макетом «Перекресток» Игровая ситуация «Как я знаю правила дорожного движения».
Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения Театрализованное представление «Опасные ситуации».
Конкурс рисунков «Пешеход». |
3. Условия реализации программы
3.1. Методическое обеспечение
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей,
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка
ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению
правилам дорожного движения осуществляется как в ходе специально
организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных
моментов.
Содержание образовательной деятельности по формированию основ
безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.
Васильевой, а также авторских разработок Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л,
Стеркиной Р.Б., Скоролуповой О.А и др., с использованием разнообразных
методов и приемов. Ведущими, среди которых являются:
- Метод наблюдения и беседы – это специально организованное
восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных
условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит
разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
- Игровой метод – предполагает использование различных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом,
пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит
педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и
задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.
- Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в
зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и
технических средств обучения.
- Практические упражнения – это систематическая отработка умения и
навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности
педагога и воспитанника или входе специально организованной
индивидуальной деятельности. Функция метода направлена, как на
приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и
практических умений и навыков с последующим совершенствованием до
репродуктивного и творческого уровня.
- Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных
и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или
могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка
предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать
их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка
в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета
улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые
дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей
безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с
семьями (законными представителями) должна учитывать современные
подходы к взаимодействию педагога с родителями.
Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является
создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения
детей к этике дорожно-транспортного поведения.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма носит
разноплановый характер и не ограничивается рамками детского сада.
Используются различные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Главная тенденция – это использование эффективных форм и
методов.
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Старшая группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой город» Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут» Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы») |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как вести себя на дороге» Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения) Беседа «Спрашивайте - отвечаем» Презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций. Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!» Беседа «Дорожные знаки» Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» Встреча с сотрудником ГИБДД |
Январь | Конкурс рисунков |
Февраль | Консультация « Велосипед это тоже транспорт» Фотовыставка «Мой велосипед» |
Март | Привлечь родителей к организации прогулки Памятка «Все начинается с малого» |
Апрель | Консультация «Как воспитать грамотного пассажира» Прогулка на автобусную остановку Привлечь родителей к организации прогулки |
Май | Совместно с родителями праздник ПДД Консультация «Отдых и ПДД» |
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Подготовительная к школе группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Скоро в школу» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой город» Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома Консультация для родителей Индивидуальная работа воспитанников Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
Ноябрь | Памятка для родителей «Ребенок на дороге» Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Встреча с сотрудником ГИБДД |
Январь | Конкурс рисунков |
Февраль | Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника» |
Март | Папка передвижка «Ребенок на улице» |
Апрель | Родительское собрание «Наши достижения» |
4. Создание предметно-развивающей среды
Для успешной реализации цели и задач программы «Безопасная дорога» соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей среды.
При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к созданию предметно-развивающей среды:
- безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности;
- доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;
- педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы.
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
Примерный перечень оборудования
Возраст | Наименование оборудования |
Группа старшего дошкольного возраста (1 год) (с 5 до 6 лет) |
моделировать улицу;
«Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
|
Подготовительный к школе возраст (1 год) (с 6 до 7 лет) |
сделать импровизированный телевизор, или компьютер);
экзамен по правилам дорожного движения;
коляски;
|
5. Диагностическое обследование детей по ПДД
Каждый ответ оценивается по трех бальной системе
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Старшая группа
Вопросы к детям
1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?
2. Какой транспорт перевозит пассажиров?
3. Чем отличается автобус от троллейбуса?
4. Назови правила поведения в автобусе.
5. Назови машины специального назначения
6. Что означают сигналы светофора?
7. Что такое улица?
8. Кто является пешеходом?
9. Назови правила поведения пешеходов.
10. Что такое переход?
11. Что такое проезжая часть?
12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?
13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети».
14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог |
Подготовительная к школе группа
Вопросы к детям
1. Какой вид транспорта ты знаешь?
2. Для чего нужен пассажирский транспорт?
3. Где его ожидают люди?
4. Как называют людей, едущих в транспорте?
5. Правила поведения в автобусе.
6. Правила поведения в автомобиле.
7. Что такое перекресток?
8. Что такое «»зебра»?
9. Кто контролирует движение?
10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
11. На какие части делится дорога?
12. Правила перехода улицы.
13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
13. Где разрешается ездить на велосипеде?
14. Какие бывают знаки?
15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Итог |
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1998г.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность на улице и на дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1997г.
3. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010.
4. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009.
5. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г.
6.Скоролупова О.А. комплекс наглядных пособий по теме правила и безопасность дорожного движения. М: «Скрипторий 2003»2008г.
7. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008.
8. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
9. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
10. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
11. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. м., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )
Содержание I.Целевой раздел:1. Пояснительная записка2. Принципы и подходы к формирован...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет» по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет»...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности 3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...
рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...
Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...
Комментарии
для детей подготовительной
Давайте позаботимся о безопасности детей вместе. Родители, световозвращатели помогут спасти жизнь вашего ребенка в темное время суток.