Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)
методическая разработка
Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_-klass_dlya_pedagogov.docx | 34.71 КБ |
statya_ekologiya_vystuplenie.docx | 16.12 КБ |
zelenye_ofisy_g._smolenska.docx | 12.19 КБ |
vystuplenie_volonterskoe_dvizhenie_v_doshkolnoy_organizatsii.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование социо-игровых приёмов
для формирования детской общности»
Воспитатель: Михельсон Е.Н.
ЦЕЛЬ: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
ЗАДАЧИ: познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Мы привыкли, что в детских садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае – нечто развивать. Задача сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве – редко принимается всерьез.
Если же признать такую задачу приоритетной, то меняется и образ желаемых перемен.
- Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
- Открыть широкий путь игре.
В социо-игровой технологии дети то разделяются на небольшие компании, то разбегаются по комнате в поисках чего-то спрятанного, то собираются в общий круг; то размахивают руками, то вспоминают стихи, то устраивают диспут; то задумываются и шепотом советуются, то хором шумят, то рассаживаются за столики и что-то чертят; то обсуждают происходящее у доски, то расходятся в разные стороны – и полгруппы займутся лепкой, а полгруппы обсуждением за круглым столом познавательных вопросов. При этом занятия испещрены арифметикой, развитием речи, гимнастикой, ориентировкой в пространстве, естествознанием, развитием мелкой моторики... Но происходящее трудно назвать игровым обучением; идёт себе жизнь вперемешку с игрой – а в ней бесчисленное множество обучающих элементов растворяется. Воспитатель следит, чтобы дети не успели устать, предлагает (подбрасывая очередные выдумки) новый вид деятельности. Мы убеждены, что ситуация игры и возникает из необычного сочетания разнохарактерных усилий. Дело для головы соединяется с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка - из изобилия дел образуется игра.
Сущность социо-игровых подходов авторы социоигровой педагогики видят в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.
Главная забота воспитателей, основная цель – это дружеские связи детей, их склонность действовать совместно, желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения.
В большой группе все дети друг другу известны, но не все близки между собой. А среди приятелей ребёнок привыкает признавать мнение своего ближайшего окружения и поддерживать его, согласовывать свои стремления с действиями товарищей. Вот ребята разбежались между столами, разыскивая спрятанные фрагменты картинок. Теперь они будут собираться в группы случайным образом – с теми, кому попались кусочки той же картинки.
Работая в случайных группах, ребята тренируют свое умение входить в деловой контакт с известными, но недостаточно близкими людьми. Дистанция между детьми уменьшается, они находят подходы друг к другу, открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела.
Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми детьми даже негативно.
Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными способами объединения в малые группы. Формирование малых групп может идти по разным направлениям:
- спонтанные детские объединения (когда дети играют в каких-либо группах и в них же переходят к занятию);
- по половому признаку;
- по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
- по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задаёт определённый признак);
- по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
- путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (когда каждый ребёнок делает своё дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);
- по общему развитию (он самый продуктивный);
- по темпу выполнения (быстрым детям даём задания труднее и тем самым выводим их на более высокий уровень развития);
Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп. При объединении детей в “компании” они могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Кроме развития интеллектуально-мыслительной деятельности при такой организации занятий происходит и коммуникативное развитие.
Таким образом, социо-игровая технология – это игры и занятия в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков, самоорганизации у дошкольников, а также позволяют повысить уровень познавательных и творческих способностей у дошкольников.
Соответствовать данному утверждению нам помогает социо-игровая технология, представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым, в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.
Социо-игровая технология организует занятие как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;
Социо-игровую технологию используют как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Данная технологии ставит перед собой такие задачи:
помочь детям научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа:
на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.
Плюсы социо-игрового стиля:
- Отношения: «ребенок-сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и
неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Практическая часть мастер-класса. Она включает проигрывание педагогами различных игр и игровых упражнений из вышеперечисленных групп:
- Сейчас я вас познакомлю с одним из приемов социо-игровой технологии «Волшебная палочка».
-Для этого нужен любой предмет, который вы захотите использовать. Я буду использовать волшебную палочку. Я передаю вам волшебную палочку, и прошу вас ответить, во что вы любили играть в детстве.
Ответы участников.
-А теперь я попрошу вас выполнить второе задание, возвращая палочку обратно объясните почему вам нравилась именно эта игра.
-Сейчас я показала вам прием, а вы озвучили «Золотые правила» социо-игровой технологии.
«Золотые правила» социо-игровой технологии
(по В. М. Букатову)
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
-Для практической применимости «Золотых правил» социо-игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.
-Мне нужно чтобы вышло 6 человек. Вам нужно сложить буквы так чтобы получилось название сказки.
Игра «Оживление»: нужно не говоря ни слова, показать сказку.
-Используя эту игру, мы применили следующие правила: двигательная активность, работа в малых группах, неограниченное место проведения, творческая активность.
Следующая игра для создания рабочего настроя «Кто быстрее»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры:
Треугольник, ромб, угол, буква, птичий косяк, круг, квадрат.
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
- Что помогло при его выполнении?
Воспитатель Михельсон Е.Н.
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Очень приятно видеть Вас здесь сегодня на столь интересном и полезном мероприятии.
Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь уже выпускники нашего сада), мы попали в 1-ю десятку организаций, присоединившихся к движению. И получили подарок – тканевый контейнер для сбора пластика и макулатуры. Наш сад 1-й в городе присоединился к проекту. И сертификат был выдан школьного уровня.
После этого мы выпустили уже еще одну группу деток, которые активно участвовали в проекте все 4 года пребывания в детском саду. В прошлом году мы набрали 2-ю младшую группу и продолжили традицию. На данный момент мы собираем батарейки и бумагу. Дети с радостью спасают деревья, ёжиков и нашу планету!
Фильм.
Меня иногда спрашивают – как же я до такого докатилась-то? Шутка, конечно, когда-то я работала с коллегой, которая собирала на конкурс школы макулатуру. Больше 2-х месяцев мы собирали каждую бумажечку. И за это время сформировалось не только осознание важности и масштаба процесса, но и стойкий условный рефлекс – не выбрасывать! Конкурс прошёл – бумагу собираю до сих пор.
2 года назад я увидела в книжном магазине контейнер для батареек, списала адрес сайта. Связалась с организатором – Ириной Ефимовой. Так контейнер для батареек появился в саду.
К сожалению, население страны безграмотно по отношению к экологии. Не будем искать виноватых и должных. Это вопрос осознанности, ответственности и самоорганизации каждого из нас. Мы порой ведём себя как дети, которых воспитываем. Знаете игру, когда ребёнок закрывает глаза руками и думает, что его никто не видит и вокруг исчезает всё, только потому, что он не видит этого? Увы, проблема экологии окружающей среды есть и растёт с опасной тенденцией.
P.S. Представим, что из приблизительно 140 млн. жителей РФ только 1 млн собирает для переработки.
Подхожу к окну и отодвигаю тюль.
Я прошу Вас посмотреть в окно. Представьте там за этими стенами 1 млн пластиковых бутылок., или 1млн что является 1000 тонн бумаги, или 1 млн батареек. Это больше площади территории школы. Я не агитирую, не пугаю, но прошу задуматься и помнить о том, что из маленького семечка вырастает могучее дерево. Так от каждого из нас зависит будущее планеты.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег, что приносят батарейки со словами: «Ну, где тут ёжиков спасают?». Поверьте, мы спасаем в первую очередь самих себя.
И последнее. Из личного примера.
- Сбор для переработки бумага, пластик, батарейки, крышечки и алюминиевые банки.
- Максимальный отказ от пакетов (экосумки, экомешочки).
- Повторное использование пластика в творчестве с детьми.
Листы с пунктами приёма вторсырья можно забрать себе.
Всем спасибо за внимание!
Воспитатель: Михельсон Е.Н.
Ноябрь 2023 г.
Предварительный просмотр:
В 2018г наша группа (единственный детский сад города) присоединились к проекту под руководством Ирины Ефимовой "Зеленые офисы города Смоленска". Фильм сделан, включая последнюю группу, которую выпустили 2 года назад. Но проект продолжаем и с новой группой сейчас! В коридоре стоит баночка с батарейками, родители и дети организованно приносят и заполняют). Использованные листы откладываем в макулатуру. В марте было посвящение детей в Эколята.
Предварительный просмотр:
Выступление по теме
«Волонтерское движение в дошкольном учреждении»
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В систему духовно-нравственного воспитания очень хорошо вписывается, как метод работы с детьми, волонтерское движение.
Волонтёр (от лат. voluntarius - добровольный)
- человек, занимающийся общественной полезной деятельностью на безвозмездной основе.
Первоначально только солдат-добровольцев называли волонтёрами. В странах Европы (Италия, Франция, Англия, Германия) в ходе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн правители призывали в свои войска охотников повоевать, но, не имея финансов на содержание войска, оговаривали, что наградой им будут только слава и военная добыча.
К концу 17 века в большинстве европейских стран институт волонтёров стал полноценной окологосударственной системой вербовки или срочной мобилизации (на случай войны) добровольцев.
В 1844 году в Англии возникла всемирно известная волонтёрская организация «Христианская ассоциация молодых людей» (YMCA), целью этой организации было развитие здоровых «тела, ума и души», утверждённых на христианской вере. В 1851 году отделения YMCA появились в США, перед Гражданской войной, во время которой сформировались цели и методы бескорыстной помощи пострадавшим или остро нуждающимся в результате военных действий, - раненным, обездоленным, осиротевшим.
Развитие и всемирное распространение в последние десятилетия 19 века таких декларативно волонтёрских организаций как Общество милосердия (англ. Relief Society), «Армия спасения», «Общество Красного креста» всё больше ассоциировали слово «волонтёр» с благотворительной, общественно полезной и, главное, бескорыстной деятельностью.
В СССР слово «волонтёр» употреблялось редко; в ходу были слова́ «доброволец» и «ополченец». Идеологически социальную миссию гражданской взаимопомощи и пропаганды здоровых «тела, ума и духа» возложили на созданные «добровольные» организации ВПО имени В. И. Ленина (Всесоюзная пионерская организация), ДОСААФ и ВЛКСМ. С распадом СССР и роспуском этих организаций в стране образовался временный социальный вакуум. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО - некоммерческие организации главной целью, которых не являлась прибыль, которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев.
С наступлением 2000-го года запрос на волонтерскую деятельность в стране сформировался. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации. Количество участников различных волонтёрских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство.
В ноябре 2017 года, указом президента РФ, был учрежден день добровольца (волонтера) - 5 декабря
Волонтёры занимаются самыми разными добрыми делами: они ухаживают за пожилыми и больными людьми, они заботятся о сиротах и детях с особенностями развития, помогают в поисках пропавших граждан, они заботятся о нашей природе. Без волонтеров не обходится ни одно знаковое событие, которое проходит в нашем городе и в нашей стране.
Одной из технологий, которую мы используем в своей работе с детьми, является педагогическая технология «Дети волонтёры» (Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Н.П.Гришаева).
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры»:
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- развитие самостоятельности и ответственности в отношении младших детей;
- создание ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде.
Дети разного возраста учатся общаться друг с другом, мы объединяем детей разных возрастов, на различных мероприятиях, проходящих в детском саду. Воспитанники старших групп с удовольствием и интересом приходят помогать, поиграть или рассказать что-либо малышам.
Каждое благотворительное мероприятие педагоги нашего комплекса пропускают через себя, мы начинаем обсуждение в педагогическом коллективе, чем и как мы лично можем помочь. Многие педагоги размещают в группах буклеты о мероприятии, проводимом в дошкольном отделении. Мы никого из родителей не просим, они принимают самостоятельное решение об участии в акциях и с удовольствием включаются в наше волонтерское движение.
Сбор новогодних подарков для одиноких бабушек и дедушек - подопечных благотворительного фонда «Старость в радость» - дети сделали своими руками открытки для бабушек и дедушек – подопечных этого фонда, а педагоги и родители постарались сделать новый год действительно волшебным для подопечных фонда и собрали сладкие и нужные подарки для них.
Изготовление кормушек и подкормка птиц - учим детей с добротой и заботой относиться к братьям нашим меньшим.
Бумажный бум - акция по сбору макулатуры это тоже своего рода волонтерское движение, мы говорим с детьми о том, как важно беречь природные ресурсы, как можно вторично использовать различное сырье (бумагу, пластиковые бутылки) и как сортировать мусор.
В заключении хочется сказать о том, что Волонтёры стараются сделать лучше нашу жизнь, помогают тем, кто нуждается в защите и помощи. А сделать наш город лучше, краше и добрее - это наше общее дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"
В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....
Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)
Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)...
Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК
Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...
Обобщение и распространение опыта работы
Обобщение и распространение опыта работы...
Обобщение и распространение опыта работы
Подтверждающие материалы...
Обобщение и распространение опыта работы
Опыт - итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть ...