Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"
Не могу не вспомнить известную цитату В. Сухомлинского "Ум ребёнка находится на кончиках пальцев".
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Применяется в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Уровень развития мелкой моторики ребёнка - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать.
Мягкий мяч (для тренировки мускулатуры кисти руки) - это упражнение не только развивает мелкую моторику благодаря движению пальцев и кистей рук, но и стимулирует речевое развитие ребёнка.
Наборы мелких игрушек для развития тактильного ощущения (узнавание предметов на ощупь) - упражнение "Горох"("Фасоль"). На дно пластмассового ведра положить игрушки из "Киндер-Сюрприза", засыпать их горохом (фасолью). Предложить ребёнку руками найти в ведре ("бассейне") сюрприз.
"Горох"
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили
"Фасоль"
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне - игрушки для детей
Мы их достанем без затей
Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узором мелких камушков, ракушек. Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узором мелких камушков, ракушек. С помощью вдавливания мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки) можно сделать картины – мозаики на пластилине.
Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания букв, узоров по образцу. Дети очень любят играть с палочками. Из палочек можно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.
Болты и гайки. Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.
Круговые движения сосновой шишкой между ладонями.
Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.
Как ёжик колется сосна,
Её мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Перекатывание шишек между ладонями.
Шишки, словно ёжики,
Колются чуть – чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
Сжимание и разжимание шишек обеими руками.
Я сильнее всех на свете!
Буду шишки я сжимать.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки развивать.
Левую и правую,
Правую и левую.
Легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки.
Шишку я на пальчик ставлю
И постукиваю.
На другой переставляю -
Поворачиваю.
По всем пальчикам пройду-
Шишечку переверну.
Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.
От ладошки до локтя
Покатила шишку я.
От локтя и до ладошки
Катит шишка по дорожке.
Перебрасывание шишек друг другу.
Белки с нами шутят,
Шишки в нас кидают.
С белкой поиграем,
Шишки мы поймаем.
Перекатывание шишек друг другу.
Шишка покатилась,
До Лизы докатилась.
К Пете воротилась,
А потом обратно.
Как катать приятно.
Игры с пальчиками "Театр пальчиков"
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
Игры с прищепками
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе. Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Использование прописей для развития мелких мышц рук
Прописи помогают ребёнку сформировать правильный способ удержания карандаша/ручки, тренировать силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Навык рисования разных линий и элементов, умение регулировать высоту, ширину графических элементов, нажим, знание, где правая/левая стороны, верх и низ листа и прочие составляющие успешной подготовки к обучению письму. Все это играет важную роль в развитии графомоторных навыков. И если ребенок хорошо справляется с этими заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Логопедические задания для детей это постоянное общение с ребёнком в игровой форме.
Пальчиковые игры - один из видов развития мелкой моторики.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Раскрашивание картинок по лексическим темам. Написание прописей.
Очень важно развивать мелкую мускулатуру рук, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.
"Часто руки знают как распутать то, над чем тщетно бьётся разум" К.Г. Юнг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Для стимулирования развит...
Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...
Система работы по мелкой моторике у детей с общим недоразвитием речи
Блок I. Учимся смотреть и видеть. Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. [рисунки 1-8] Особенности организации предметно-р...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Консультация для родителей детей с ОВЗ...