Авторская методическая разработка "Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасности"
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4
городского округа-город Камышин
ОПЫТ РАБОТЫ
МБДОУ Дс №4
по теме:
«Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасного
поведения на улицах»
Подготовила
старший воспитатель МБДОУ Дс №4
городского округа-город Камышин
Фомиченко Г.В.
План
|
|
ребёнка на дороге………………………………………… 12 стр
среды в ДОУ………………………………………………. 12 стр |
|
|
|
Приложения 1.Оформление групп по ПДД 2.Оформление территории МБДОУ Дс №4 4.Анкета |
Только то в человеке прочно и надёжно, что
всосалось в природу его, в его первую пору жизни.
Ян Коменский
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.
Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
«Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах» включается в соответствующие государственные стандарты (Приказ Министерства образования и науки России № 655 от 23.11. 2009 года «0б утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приложение к нему «Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы»).
С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Только за пять лет – с 2015 г. по 2020 г. – в России произошло около 800 тыс. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.
Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП – ребёнок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Новизна: система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. МБДОУ Дс №4 посещают 227 детей, проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте.
Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.
Культура поведения | Знаки | «Ловушки» | Сведения о родителях | Номера телефонов экстренных служб | |
2 младшая группа | - | ||||
Средняя групп | - | ||||
Старшая группа | |||||
Подготовительная группа |
- высокий уровень | |
- средний уровень | |
- низкий уровень |
Получив такие данные, мы активизировали работу в данном направлении. анкетирование родителей дало возможность нам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. высказывание С.Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» - стала девизом такой работы.
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Твёрдо убеждены, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя».
Главная её цель, по нашему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города.
Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставили следующие задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаем, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опирались на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
- Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
- Ребёнок - пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
- Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).
Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроили коррекционную работу с детьми с использованием таких форм работы как:
1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге мы использовали игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)
2.Целевые прогулки.
Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки проводили по дорогам нашего города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения подходим к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Праздники и развлечения.
В нашем детском саду проводятся мероприятия, пропагандирующие безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами мы и дети призываем быть внимательными на проезжей части.
5. Участие в конкурсной деятельности.
Работы семей воспитанников принимают активное участие в конкурсах и выставках рисунков,поделок по волнующей нас теме.
6. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.
7. Создание групповых библиотек.
8. Развивающая среда.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.
9.Работа с педагогами.
Проведение недел безопасности, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.
10. Работа с родителями.
Создан информационный стенд для родителей, используются инновационные компьютерные технологии (ИКТ), составлена адресная книга родительских e-mаil, куда рассылаются анкеты, точечные консультации, рекомендации, интерактивные игры для индивидуальной работы с ребёнком дома по закреплению знаний по ПДД, проводятся семейные мастер-классы «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия» и на другие темы, участие в акции «Письмо водителю», посвящённой Всемирному дню памяти жертв ДТП.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с младшего дошкольного возраста, идем от простого к сложному.
- Задачи и формы работы в разных возрастных группах
- Младшая группа
— познакомить детей с работой светофора;
— формировать представления об улице;
— учить различать виды наземного транспорта.
Формы:
- рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);
-целевая прогулка «Знакомство с улицей»;
-чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;
-рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;
-сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;
-просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;
-аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;
-целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;
-дидактическая игра «Собери светофор».
- Средняя группа
-уточнить знания детей о назначении светофора;
-познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;
-расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.
Формы:
-рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;
-чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;
-целевая прогулка «Пешеходный переход»;
-рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
- рисование «Грузовой автомобиль»;
-конструирование «Наша улица»;
-дидактическая игра «Транспорт»;
-просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;
- подвижные игры на развитие координации движений;
-беседа «Будем вежливыми»;
-игры на настольном перекрестке;
-сказка-игра «Азбука пешехода»;
-кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;
-просмотр тематических мультфильмов.
- Старшая группа
-продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
-познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».
Формы:
-целевая прогулка «Дорожные знаки»;
- рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;
- просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;
-чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;
- рассматривание картины «Улица города»;
-коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;
-разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;
-дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;
-сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;
-театрализованная постановка «Дорога к теремку»;
-решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
- игры на учебно-тренировочном перекрестке;
-просмотр тематических мультфильмов;
-выполнение заданий в рабочих тетрадях.
- Подготовительная к школе группа
- -продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;
- совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;
-познакомить с работой регулировщика.
Формы:
-рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;
-знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;
-дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;
- целевая прогулка «Перекресток»;
-составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;
-обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;
-рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;
-аппликация на тему «Дорожные знаки»;
-конструирование на тему «Автобус»;
-чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;
-сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;
-просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;
-рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;
-решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
-игры на учебно-тренировочном перекрестке;
- музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;
-акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;
-спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;
-совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;
- изготовление «Семейки дорожных знаков»;
-разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;
-разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;
-досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;
-просмотр тематических мультфильмов;
- беседа с инспектором ГИБДД.
Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «От рождения до школы», программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем программу Р.Б. Стёркиной «Основы безопасного поведения».
На базе этих программ – мы разработали и эффективно используем в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения разработали примерное содержание показателей и методику их выявления. Определили показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.
Проанализировав статистику ДТП с участием детей, и опираясь на особенности психофизиологического развития детей дошкольного возраста, выделила следующие причины детского ДТТ.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма:
ДТП, связанные с детьми, возникают, если:
- не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета;
- смотрят по сторонам небрежно;
- не оглядевшись, начинают движение;
- оценивают обстановку без поворота головы;
- делают шаг назад, не глядя;
- немедленно реагируют, когда кто-то их позовёт или они кого-то увидят;
- перебегают проезжую часть, не останавливаясь;
- двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;
- совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транспорта или игрушек у другого пешехода;
- держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом закончить переход;
- проявляют недисциплинированность, толкаются и т.д.
Психофизиологические особенности поведения ребёнка на дороге.
Проблеме обучения детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание, поскольку ребенок — это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.
Этот вопрос особенно актуален еще и потому, что начиная с дошкольного возраста (а именно с 6-7 лет), ребенку приходится осваивать роль самостоятельного пешехода. С одной стороны, у детей 6-7 лет, , более развита способность к самоорганизации, чем у младших дошкольников. Они уже более самостоятельны в своих мыслях, действиях. У них больше развита восприимчивость к слову, логическое мышление.
К концу дошкольного возраста у ребенка возникает способность действовать произвольно как в плане поведения (произвольность поведения), так и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности, позиционность действия). Эти способности являются необходимыми для школьной деятельности.
Казалось бы, что дети младшего школьного возраста способны лучше ориентироваться в дорожной ситуации, чем дошкольники. Но, с другой стороны, возраст 6-7 лет является кризисным для ребенка. У детей происходят важные изменения как в физическом (смена молочных зубов, изменения в фигуре, удлинение рук, ног и др.), так и в психическом развитии (перестройка мышления, внимания, эмоциональной сферы).
Дети старшего дошкольного возраста способны управлять своим вниманием и организовывать учебную деятельность в соответствии с требованиями взрослого, но для этого им нужны значительные усилия. Ребенок не может долгое время поддерживать себя в таком состоянии, поэтому непроизвольное внимание у детей преобладает. Их движения очень часто бывают импульсивными, непроизвольными. Играя, они могут неожиданно выскочить на проезжую часть, либо не заметить проезжающую машину. Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при переходе через дорогу, но из-за усталости их внимание может быть отвлечено. Поэтому педагоги советуют родителям первоклассников организовывать сопровождение своих детей в школу.
При обучении школьников правилам дорожного движения следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный, метод обучения правилам дорожного движения эффективен не для всех. Наиболее эффективно использовать разнообразные методы. В дополнение рассказа воспитателя рекомендую использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, и слайд-презентации, и рассказы самих детей. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием уличных ситуаций и чтением вслух. Это полезно для активизации у детей других каналов восприятия информации.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у дошкольников преобладает, использую в занятиях игровые методы, развивающие у детей воображение. Учитывая то, что чувствительность к цвету у детей дошкольного возраста практически стопроцентная, уделяю большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике. Если они будут ярко, красочно и при этом методически грамотно оформлены, это привлечет внимание детей, активизирует их образное мышление и поможет лучшему усвоению правил дорожного движения. На детей дошкольного возраста большое влияние оказывает мнение родителей, взрослых и всех «значимых других», поэтому можно говорить о том, что успешное обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения возможно.
Для успешной реализации данного направления наметили основные направления работы и этапы реализации намеченных планов: составили тематический перспективный план на год по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, разработали рабочую программу «Я ПРИМЕРНЫЙ ПЕШЕХОД» ,
использовали следующие инновации в работе с детьми:
- интерактивные формы - компьютер явился эффективным игровым средством отработки у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, развития творческих способностей дошкольников.
Задания включают в себя «Игры на мониторе», то есть известные дидактические игры по дорожному движению преобразованы и используются в электронном виде, составленная мною интерактивная игра «азбука улиц» позволяет закрепить у детей полученные знания;
- интерактивная автошкола – это учебно-методические игры для проведения теоретических занятий с детьми;
- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций – с этой целью проводились сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, занятия в кружках и студиях.
В совместной деятельности ребята не только выразительно декламировали стихотворения на дорожную тематику, но и разыгрывали настоящие уличные сценки и этюды, показывая типичные ошибки пешеходов;
- продуктивная деятельность детей - это проведение совместных КВН с детьми и родителями, участие в изготовлении дидактических игр «Придумай новый знак», «Составь автомобиль», «Перевёртыши»;
- участие во всероссийской акции «Помните» (раздача буклетов и памяток прохожим.
Использование вышеперечисленных инноваций позволило увеличить уровень знаний детей с 63% до 87%.
Воспитатель - первый учитель безопасного поведения
ребёнка на дороге.
Первым учителем, который может ребёнку-дошкольнику решить проблему безопасного поведения должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме.
Для этого мы организовали с педагогами мероприятия, включающее в себя:
- анкетирование воспитателей по теме «Правила движенья, как таблица умноженья!»,
- оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»,
- оформление островков безопасности в группах «Пусть горит зеленый свет!»,
- семинар «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Ребенок на улицах города Камышина»,
- встреча с сотрудниками ГИБДД,
- семинар-практикум «Первые шаги на пути к безопасности на дороге»,
- организацию выставки в ДОУ «Дорожная азбука»,
- проведение тематических занятий «Букварь юного пешехода» в рамках Всероссийской недели безопасного движения,
- музыкально-спортивный праздник «Посвящение в пешеходы».
Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ
Для обеспечения максимальной реализации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения, возможности общения и совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма, в детском саду создана развивающая предметно – пространственная среда (далее РППС).
РППС в детском саду создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС). 1.Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Основной образовательной программы и программы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «Добрая Дорога Детства».
Во всех возрастных группах имеются
- макеты «Улицы нашего города», «Наш город», «Наш детский сад» и т.д. с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами -макет перекрѐстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрѐстке.
- набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
информационно-указательные: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки: «Дети»;
запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
знаки приоритета – «Главная 36 дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- дидактические игры:
«О чѐм говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрѐсток», «Наша улица», «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Что говорит жезл?», «Светофор», «Машины едут по дороге», «Собери из частей целое», «Поезд», «Зажги светофор», «Дорожная безопасность», «Дорожные знаки», «Внимание: дорога! », «Мы едем в автобусе», «У светофора», «Большая прогулка», «Дорожные знаки», «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено», «Куда спрятался знак? », «Водители» и т.д.
- схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС
-дорожные знаки нагрудные:
«Пешеходный переход», «Телефон», «Движение пешехода запрещено», «Пункт медицинской помощи», «Круговое движение», «Пункт питания», «Остановка автобуса», «Движение направо (налево)», «Осторожно дети!», «Движение на велосипеде», «Осторожно, трамвай», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Движение пешехода разрешено», «Движение прямо», «Движение направо (налево)», «Дикие животные»
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, нагрудные изображения с различным видом транспорта
-наглядная агитация для родителей и детей:
стенды, уголки в группах,
- магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов, -плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации -лего металлические, конструкторы, строительные наборы
- иллюстрации с изображением транспортных средств
- разметка: две полосы движения, пешеходные переходы – «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрѐсток -детский транспорт: самокаты, машины, коляски - картотека «опасных ситуаций» - автопарк -иллюстративный и демонстрационный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах и т. д.
-оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.)
- модели машин: легковых, грузовых, воздушных, водных, наземных Книжные центры пополнены разнообразной познавательной и художественной литературой по обучению детей безопасному поведению на дороге, картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения, транспорте.
В группах изготовлены картотеки сказок о ПДД.
В методическом кабинете также в достаточном количестве имеются плакаты; наглядно-дидактический, демонстрационный и раздаточный материал; энциклопедии; видеодиски с развивающими играми; серии картин; дидактические игры, учебно-методические пособия и др. Все педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям.
1.В зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей РППС трансформируема.
2.Все материалы РППС по ознакомлению детей с правилами дорожного движения полифункциональны.
3.Педагоги имеют возможность их разнообразного использования.
4.Каждая группа предполагает наличие различных пространств, т.е. вариативность: например, для игры (сюжетно – ролевые игры «Пешеходы и водители», «Путешествие на корабле» и т.д.); для конструирования различных видов транспорта, гаражей, строительства дорог; для решения проблемных ситуаций, проектно – исследовательской деятельности («Нужны ли нам дорожные знаки», «Можно ли перейти дорогу на красный или желтый сигнал светофора?», «Как вести себя в транспорте?» и т.д.). Все материалы систематически меняются, появляются новые игры, игрушки, дидактические пособия.
5.К каждому игровому пособию обеспечен свободный доступ, все материалы доступны для детей.
6.РППС безопасна для детей – дошкольников и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности ее использования.
Взаимодействие с семьёй.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». С этой цитатой В. А. Сухомлинского мы полностью согласны.
Для эффективного достижения результата по обучению детей правилам дорожного движения был составлен перспективный план работы с родителями по данному направлению на год, использовались инновационные формы работы с родителями такие как, электронная база родительских e-mаil, куда рассылаются анкеты, консультации, рекомендации, оформлялась электронная выставка детских работ на дорожную тематику; работала и обратная связь «Смайлик спешит на помощь!», где родители задавали вопросы, а педагоги детского сада отвечали.
Интересной формой работы с родителями считаю долгосрочный семейный проект «Безопасность наших детей через ознакомление с правилами дорожного движения». Цель его: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Сравнительные результаты сформированности у детей навыков
соблюдения правил дорожного движения выглядят следующим образом (в разрезе 2018-2020 учебного года):
2 младшая группа
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
- | 35% 10 чел. | 65% 15 чел. | 43% 12 чел. | 57% 13 чел. | - |
Средняя группа№8
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
8% 2 чел. | 72% 18 чел. | 20% 5 чел. | 40% 10 чел. | 60% 15 чел. | - |
Старшая группа №2
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
8% 2 чел. | 57% 15 чел. | 34% 9 чел. | 47% 12 чел. | 53% 14 чел. | - |
Подготовительная группа №7
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
10% 3 чел. | 90% 23 чел. | - | 87% 22 чел. | 13% 4 чел. | - |
Подготовительная группа №9
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
12% 5 чел. | 88% 23 чел. | - | 85% 22 чел. | 15% 4 чел. | - |
Разновозрастная группа №3
Начало года | Конец года | ||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
8% 2 чел. | 72% 18 чел. | 20% 5 чел. | 40% 10 чел. | 60% 15 чел. | - |
Сводная таблица результатов диагностики уровня детей
по ПДД за 2018-2020 учебный год
Культура поведения | Знаки | «Ловушки» | Сведения о родителях | Номера телефонов экстренных служб | ||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
2 младшая группа | - | - | ||||||||
Средняя группа | - | - | ||||||||
Старшая группа | ||||||||||
Подготовительная группа |
Примечание:
- высокий уровень | |
- средний уровень | |
- низкий уровень |
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 87 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.
Планирование дальнейшей работы:
- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;
- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
- продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города и другие материалы моего опыта работы.
ВЫВОДЫ
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Система деятельности работы МБДОУ Дс №4 по обучению воспитанников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности использования материалов нашего опыта работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, проведении мастер-классов, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Практическое использование материалов нашего опыта работы в МБДОУ Детском у № 4 показало его высокую эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Библиография
- Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах. – М.: аСТ-ЛТД, 1997.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство аСТ-ЛТД», 2004.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство аСТ-ЛТД», 2003.
- Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
- Ивенский М.Л. Культура и этика участников дорожного движения. – Йошкар-Ола: «Колор», 1998.
- Котик М.М. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
- Пинт а.а.Психология водителя и стиль вождения. Искусство выжить на дороге. – М.: Информрекламиздат, 1992.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
- Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.арнаутовой. – М.: «аВИКО ПРЕСС», 1993.
- Обучение дошкольников правилам безопасного движения: Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
- Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Изд-во при НИИ труда, 1989.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008
- Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»
Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.
Задачи разработки маршрута:
— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;
— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;
— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.
Порядок разработки маршрута (три этапа)
1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.
2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.
3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.
При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.
Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:
— интенсивность движения машин;
— возможность появления их из-за поворота;
— предметы, мешающие осмотру улицы.
Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».
Использование маршрута «Дом — детский сад»
После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4
городского округа-город Камышин
Сценарий
родительского собрания
на тему:
«Дорога, ребёнок, безопасность»
Подготовила
старший воспитатель МБДОУ Дс №4
Фомиченко Г.В.
г.Камышин
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей; объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей; привлечь родителей к подготовке проведения развлечения с целью закрепления у детей представлений о назначении светофора и его сигналов; о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); о знаках дорожного движения (подземный и пешеходный переход); о правилах дорожного движения.
Время проведения: сентябрь
Форма проведения: познавательно – игровой, в онлайн режиме (группа №6 «Солнечные лучики» МБДОУ Дс №4 (WhatsApp)
План проведения:
1. Вступительное слово ведущего родительского собрания.(воспитателя Сергеевой О.М.)
2. Познавательно – игровая программа «Красный, желтый, зеленый».
3.Анкета для родителей « Безопасность детей на дороге»
3. Памятка для родителей
4. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
5.Приложение
Структура мероприятия:
1 . Подготовительный этап:
1. Оформление плаката «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»;
наглядной агитации ( стенды «Правила дорожного движения», «Обучение детей ПДД», «Правила безопасного поведения на улице»);
2.Выставки детских работ «Мы едем, едем, едем …».
3. Создание лепбука «Добрая – дорога»
2. Вступительное слово ведущего (воспитателя) :
Здравствуйте, уважаемые родители. Наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Необходимость данного собрания продиктована самой жизнью. К сожалению, данные статистики детской смертности и травматизма в результате ДТП выглядят удручающе.
Причиной дорожно – транспортных происшествий часто становятся дети . Случается это из – за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными . Как показывает статистика , четвертая часть от общего количества ДТП с участием юных участников дорожного движения относится к детям дошкольного возраста .
Анализ всех происшествий с детьми , проведенный сотрудниками ГИБДД , показал , что нашим ребятам опасно быть участниками дорожного движения и в качестве пешехода , и в качестве пассажира , и в качестве водителя транспортного средства будь то велосипед или мопед . Дети не соблюдают правила дорожного движения , не умеют ориентироваться в ситуациях на дороге , у них нет опыта , психологической подготовленности и , что самое главное , очень часто нет положительного примера перед глазами . Каждое дорожно – транспортное происшествие , в которое попал ребенок , - это прямой укор взрослым .
Сегодня на собрании мы попробуем ответить на вопрос : как избежать опасностей на дороге ?
Начиная с раннего детства ребенок должен получить азы дорожной культуры . «Тогда для него в любом возрасте будет естественной культура поведения за рулем или на пешеходной дорожке» . Все , что усвоит ребенок в этом возрасте , прочно остается у него в памяти .
3 . Познавательно – игровая программа « Красный , желтый , зеленый» :
Ведущий: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы вместе поиграть и пообщаться . Мы приглашаем вас принять участие в познавательно – игровой программе «Красный , желтый, зеленый» .
1 Задание:
Загадывание загадок :
Встало с краю улицы в длинном сапоге .
Чучело трехглазое на одной ноге .
Где машины движутся , где сошлись пути ,
Помогает улицу детям перейти .
( светофор )
У него глаза цветные , не глаза , а три огня .
Он по очереди ими сверху смотрит на меня .
( светофор )
На резиновом ходу все дороги обойду .
Мне открыты все пути . Вам со мною по пути ?
( машина )
К нам во двор забрался крот , роет землю у ворот .
Тонна в рот земли войдет , если крот откроет рот .
( экскаватор )
Дом по улице идет , на работу всех везет .
Не на курьих тонких ножках , а в резиновых сапожках .
( автобус )
Что за чудо этот дом – окна светлые кругом .
Носит обувь из резины , а питается бензином .
( автобус )
На резиновом ходу все дороги обойду .
Я на стройке пригожусь , я работы не боюсь .
( грузовой автомобиль )
Для этого коня еда – бензин и масло , и вода .
На лугу он не пасется , по дороге он несется .
( автомобиль )
Не летает , не жужжит , жук по улице бежит ,
И горят в глазах жука два блестящих огонька .
( автомобиль )
В поле лестница лежит ,
Дом по лестнице бежит .
( поезд )
Вместо ног – два колеса .
Сядь верхом и мчись на нем ,
Только лучше правь рулем .
( велосипед )
Летит , как стрела , жужжит , как пчела .
( самолет )
Гордо по морю плывет белоснежный …
( пароход )
Несется и стреляет , ворчит скороговоркой .
Трамваю не угнаться за этой тараторкой .
( мотоцикл )
Загудел глазастый жук , обогнал зеленый луг ,
У дороги смял ковыль и ушел , оставив пыль .
( мотоцикл )
Силач на четырех ногах , в резиновых сапогах
Прямиком из магазина притащил нам пианино .
( грузовик )
2 Задание:
Придумать или назвать пословицу :
- Тише едешь – дальше будешь ;
- Опасайся бед , пока их нет ;
- Глядит в оба , да не разбей лоба ;
- Ехал прямо , да попал в яму.
3.Задание
«Ловушки на дорогах»
1. Вы с ребёнком вышли из автобуса (троллейбуса, трамвая) и нужно перейти проезжую часть. Как правильно это сделать?
2. Вы с ребёнком подошли к регулируемому пешеходному переходу: горит мигающий зелёный сигнал светофора. Ваши действия.
1. Вы с ребёнком подошли к нерегулируемому пешеходному переходу и видите приближающийся грузовик или какой-нибудь другой транспорт. Нужно ли начинать движение по переходу?
2. Вы с ребёнком очень опаздываете, а поблизости нет пешеходного перехода. Ваши действия.
3. Вы доехали на велосипеде до пешеходного перехода. Ваши дальнейшие действия.
Молодцы со всеми заданиями вы справились.
Для того чтобы обезопасить своего ребёнка, нужно знать и понимать типичные ошибки при обучении ПДД.
Например, употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других.
Неправильно:
• Машина
• Пешеходная дорожка
• Красный – «стой»
• Жёлтый – «приготовься»
• Зелёный – «иди»
Правильно:
• Транспортное средство (автомобиль, автобус)
• Пешеходный переход
• Красный и жёлтый – «стой», зелёный – «убедись в безопасности и иди»
• Не обращайтесь к дошкольникам «детским»языком: машинка, дорожка, светофорчик… Общайтесь с ними на равных.
• Совершенно неприемлемо обучение по старым правилам.Запомните и объясните детям: на проезжей части нет безопасных мест – «островков безопасности»!
Факторы, провоцирующие участие детей в ПДД
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их лёгкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребёнка, кто-то окликнул его и он забыл об опасности.
Есть много факторов, провоцирующих участие детей в ДТП. Такие, как: рассеянное внимание, игнорирование правил дорожного движения, плохой обзор в непогоду, неустойчивое эмоциональное состояние ребёнка, узкий угол зрения (у 6-летнего ребёнка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого, медленная реакция, маленький рост. Ребёнок не может быть самостоятельным участником дорожного движения, поэтому именно родители должны учитывать все выше перечисленные факторы.
Анкета для родителей
«Безопасность детей на дороге»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ведущий: Улица для маленького человечка – это сложный , коварный , обманчивый мир , полный скрытых опасностей . Но , благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения , можно добиться больших успехов в воспитании детей – пешеходов , снизить дорожно – транспортный травматизм .
Мы убеждены , что вы поддержите нас в стремлении уберечь детей от опасностей , которые подстерегают их на дороге . Верим , что вы и дальше будете уделять большое внимание привитию своему ребенку навыков дорожной безопасности .
Мы заинтересованы в сохранении жизни и здоровья всех членов вашей семьи , но безопасность дорожного движения во многом зависит от вас самих !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде» Описание : Проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Тип проекта: Информационно - познавательный. Продолжительность: Краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: Воспитатели, дети группы № 3«Звёздочки» и их родители . Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге .
Актуальность темы : Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Задачи : Образовательные: - углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее; - познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; - сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих элементах. Развивающие: - развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД; - развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию; - развивать память, речь, логическое мышление, внимание. Воспитательные: - воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность; - воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
Предполагаемый результат: 1 . Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Как можно защитить себя на дороге в темное время суток с помощью фликеров . 2. Создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Подготовлены консультации, памятки для родителей . Роль родителей в реализации проекта: - приобретение развивающих настольно-печатных игр по ПДД; - приобретение художественной литературы и демонстрационного материала, игрушек по ПДД (машины, коляски, самокаты и т. д.) ; - участие в конкурсе рисунков по ПДД; - помощь в изготовлении атрибутов и оформление уголков по ПДД в группах для проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр. Этапы работы над проектом : I этап проектной работы: - Сбор информации по ПДД: «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге) . - Составление картотеки подвижных дидактических развивающих сюжетно-ролевых игр. - Составление картотеки детской художественной литературы по ПДД (сказки, рассказы, стихи, загадки, кроссворды, ребусы и т. д.) Поиск информации для родителей.
II этап проектной работы: - Рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий о дорожных ситуациях. - Решение игровых ситуаций. - Наблюдение за транспортом, светофором. - Чтение детской художественной литературы по ПДД. - Просмотр мультимедийных занятий по ПДД. - Беседы с детьми, консультации для родителей. - Изготовление дидактических игр и пособий по ПДД. - Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм. - Оформление уголка по ПДД. III этап проектной работы: - Итоговое развлечение «Азбука дорожного движения» Выставка рисунков по ПДД РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: В ходе реализации проекта были приобретены и изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм по ПДД.
Расширен речевой материал по теме ПДД: создана картотека загадок, считалок, поговорок, пальчиковых игр по теме. Это способствовало расширению словаря, развитию памяти, связной речи.
Использование различных дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме повысило познавательный интерес детей к правилам дорожного движения, изучению дорожных знаков.
Чтение художественной литературы, беседы и тематические презентации, рассматривание иллюстраций вызвали у детей желание узнать больше о правилах безопасного поведения на дорогах.
Продуктивные виды деятельности способствовали развитию фантазии и творчества.
Итогом проекта стало: - Развлечение «Азбука дорожного движения »;
- Конкурс рисунков «Правила дорожные детям знать положено» с участием родителей.; СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под безопасным поведением мы понимаем такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми
ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ РЕБЕНКА – НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛАМ ЖИЗНИ ВО ВЗРОСЛОМ МИРЕ – МИРЕ СПЕШАЩИХ МАШИН И ЛЮДЕЙ!
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СТОЛЬ СЛОЖНОГО МАТЕРИАЛА, КАК ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ, НЕОБХОДИМА ОСОБАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ
Развивающая среда в группах создана с учетом возрастных особенностей
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая и подготовительная группы
Дети упражняются в играх, заданиях
В сюжетных и режиссерских играх закрепляется знание правил безопасного поведения на дороге и в транспорте
Созданный в библиотеке детского сада уголок безопасности дает возможность разнообразить предлагаемую детям информацию
Дети не только овладевают знаниями правил дорожного движения, но и получают навыки оказания первой доврачебной помощи своими силами.
В рекреациях детского сада, тоже много оформленных уголоков по ПДД
Знания, полученные в процессе занятий, дети закрепляют на тренингах во время прогулки
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, вооружившись различными средствами мы работаем над предотвращением детского травматизма на дорогах
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
городского округа город Камышин
Познавательный проект
в старшей группе
"Соблюдая ПДД, не окажешься в беде!"
Разработали и реализовали
Старший воспитатель Фомиченко Г.В.,
воспитатель группы № 3 Давыдова Н.В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Соблюдая ПДД, не окажешься в беде»
Описание:
Проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Тип проекта:
Информационно - познавательный.
Продолжительность:
Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
Воспитатели, дети группы № 3«Звёздочки» и их родители.
Актуальность темы:
Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, часто ставят их перед реальными опасностями.
Цель проекта:
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих элементах.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
- воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
Предполагаемый результат:
1. Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Как можно защитить себя на дороге в темное время суток с помощью фликеров.
2. Создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Подготовлены консультации, памятки для родителей.
Роль родителей в реализации проекта:
- приобретение развивающих настольно-печатных игр по ПДД;
- приобретение художественной литературы и демонстрационного материала, игрушек по ПДД (машины, коляски, самокаты и т. д.) ;
- участие в конкурсе рисунков «Правила дорожные детям знать положено»;
- помощь в изготовлении атрибутов и оформление уголков по ПДД в группах для проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
I этап проектной работы:
- Сбор информации по ПДД: «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге) .
- Составление картотеки подвижных дидактических развивающих сюжетно-ролевых игр.
- Составление картотеки детской художественной литературы по ПДД (сказки, рассказы, стихи, загадки, кроссворды, ребусы и т. д.)
- Поиск информации для родителей.
II этап проектной работы:
- Рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий о дорожных ситуациях.
- Решение игровых ситуаций.
- Наблюдение за транспортом, светофором.
- Чтение детской художественной литературы по ПДД.
- Просмотр мультимедийных занятий по ПДД.
- Беседы с детьми, консультации для родителей.
- Изготовление дидактических игр и пособий по ПДД.
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм.
- Оформление уголка по ПДД.
III этап проектной работы:
- Итоговое развлечение «Азбука дорожного движения»
- Выставка рисунков «Правила дорожные детям знать положено»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Беседа «Знаки дорожного движения».
- Беседа «Правила для пешеходов и пассажиров».
- Конспект НОД по познавательному развитию «Фликер - важный помощник на дороге».
- Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Машины едут по улице» (аппликация).
- Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Грузовая машина» (рисование).
- Сюжетно – ролевые игры: «Пешеход», «На дорогах города».
- Подвижные игры: «Зебра», «Передай жезл», «Стоп — Идите», «Будь внимательным», «Светофор».
- Дидактические игры: «Дорожное лото», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Кто больше назовет дорожных знаков?», «Наша улица», «Собери знак».
- Физкультминутки «Пешеходы», «Дорога без разметки», «Светофор», «Машина».
- Пословицы и поговорки.
- Загадки.
- Пальчиковая гимнастика «Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой».
- Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа», Н. Калинин «Как ребята, переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
- Консультации для родителей: «Стань заметней на дороге», «Как сделать светоотражатель своими руками», «Безопасность на дорогах».
В ходе реализации проекта были приобретены и изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм по ПДД.
Пополнен уголок по ПДД. (помощь оказали родители воспитанников: изготовлен макет «Перекрёсток», книжка-самоделка по ПДД)
Расширен речевой материал по теме ПДД: создана картотека загадок, считалок, поговорок, пальчиковых игр по теме. Это способствовало расширению словаря, развитию памяти, связной речи.
Использование различных дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме повысило познавательный интерес детей к правилам дорожного движения, изучению дорожных знаков.
Чтение художественной литературы, беседы и тематические презентации, рассматривание иллюстраций вызвали у детей желание узнать больше о правилах безопасного поведения на дорогах.
Продуктивные виды деятельности способствовали развитию фантазии и творчества.
Для родителей подобраны консультации и памятки.
Итогом проекта стало:
- Развлечение «Азбука дорожного движения»;
- Конкурс рисунков по ПДД с участием родителей.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге"
Из опыта работы "Обучение дошкольников ПДД и поведению на дороге"...
Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....
Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"
Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...
Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...
Актуальность обучения дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.
Этот материалл предоставлен вашему вниманию как консультация для родителей о правильном и безопасном поведении на улицах города. Эта тема очень актуальна в наше время. Только совместными усилиями роди...
Перспективное планирование работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице (вторая младшая группа)
Перспективное планирование на учебный год по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице (вторая младшая группа)...
Практико- значимая работа«Сетевое взаимодействие ДОУ и социума по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге»
Эффективное взаимодействие ДОУ и социума по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма...
- Мне нравится (1)