Рабочая программа воспитателя в подготовительной группе (по ФОП) 2023-24 уч.г.
рабочая программа (подготовительная группа)

Юшкова Наталья Юрьевна

Рабочая програма воспитателя на год в подготовительной группе с учётом рекоммендаций ФОП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа189 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

(в соответствии

с Федеральной образовательной программой дошкольного образования)

для работы с детьми подготовительной группы

на 2023-2024 учебный год

воспитатель : Юшкова Наталья Юрьевна.

СОДЕРЖАНИЕ :

I. Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка :
цели и задачи………………………………………………………………………………………………………. .стр 2
#1086;сновные направления воспитания ……………………………………………………………………………… .стр 3
духовно-нравственные ценности………………………………………………………………………………… ..стр 3
принципы и подход формирования рабочей программы……………………………………………………….. ..стр 3
характеристика особенностей развития детей седьмого года жизни………………………………………… . стр 4
Планируемые результаты. Целевые ориентиры…………………………………………………………………… ….стр 5
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. …………………………………………… . стр10
#1057;одержательный раздел рабочей программы…………………………………………………………………………… ....стр10

Содержание и задачи образовательной деятельности в образовательных областях……………………………… ...стр10
Виды деятельности…………………………………………………………………………………………………… …стр14
Средства реализации рабочей программы . ………………………………………………………………………… стр14
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников………… …стр14
План взаимодействия с родителями………………………………………………………………………………….....стр14
III. Организационный раздел рабочей программы………………………………………………………………………….....стр15

.Психолого-педагогические условия реализации Программы…………………………………………………………..стр15
#1056;ежим дня и сетка занятий………………………………………………………………………………………………..стр16.
#1057;труктура организации образовательной деятельности………………………………………………………………..стр16
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы…………………………………..стр17
.Методическое обеспечение образовательной деятельности (литература)……………………………………………стр19
3,6 Приложения………………………………………………………………………………………………………………...стр21


I. Целевой раздел рабочей программы
Выписка из Федеральной образовательной программы :
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития).

В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.

Пояснительная записка :
Цель .
Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций:
#1060;ормирование начальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
#1055;риобщение детей к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, созидательный труд, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
#1060;ормирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному),другим людям, самому себе;
#1057;тановление первичного опыта деятельности и поведения в соотношении с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи :
#1057;одействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
#1057;пособствовать становлению нравственности ,основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
#1057;оздавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию.
#1054;существлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей

#1054;беспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
#1055;риобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа;

#1086;беспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные направлений воспитания:
#1055;атриотическое
#1044;уховно-нравственное.
#1057;оциальное.
#1055;ознавательное.
#1060;изическое и оздоровительное.
#1058;рудовое.
#1069;стетическое.

Традиционные российские духовно-нравственные ценности:
(1)достоинство, (2)права и свободы человека, (3)патриотизм, (4)гражданственность , (5)служение Отечеству , (6)высокие нравственные идеалы, (7)крепкая семья, (8)созидательный труд, (9)гуманизм, (10)милосердие, (11)справедливость , (12)взаимопомощь, историческая память, (13) преемственность поколений , (14)единство народов России.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности
человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность
знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность
здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность
труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности
культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
1. Признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений..
2. принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
3.
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
4.
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.
5.
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
6.
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
7.
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
8.
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (седьмой год жизни):
1). Росто-весовая:

Средний вес мальчиков к семи годам достигает 24,9 кг, девочек – 24,7 кг. Средняя длина тела у мальчиков к семи годам достигает 123,9, у девочек – 123,6 см.

В период от пяти до семи лет наблюдается выраженное увеличение скорости роста тела ребенка в длину («полуростовой скачок роста»), причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Изменяются кости, формирующие облик лица.

2). Функциональное созревание:

Уровень развития костной и мышечной систем, наработка двигательных стереотипов отвечают требованиям длительных подвижных игр. Скелетные мышцы детей этого возраста хорошо приспособлены к длительным, но не слишком высоким по точности и мощности нагрузкам.

Качественные изменения в развитии телесной сферы ребенка (полуростовой скачок) отражает существенные изменения в центральной нервной системе. К этому возрасту начинает формироваться способность к сложным пространственным программам движения, в том числе к такой важнейшей функции как письму – отдельные элементы письма объединяются в буквы и слова.

К пяти-шести годам в значительной степени развивается глазомер. Дети называют более мелкие детали, присутствующие в изображении предметов, могут дать оценку предметов в отношении их красоты, комбинации тех или иных черт.

Процессы возбуждения и торможения становятся лучше сбалансированными. К этому возрасту значительно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность. В то же время все эти свойства нервных процессов характеризуются неустойчивостью, высокой истощаемостью нервных центров.

3). Психические функции:

К шести-семи годам особую значимость приобретает процесс формирования «взрослых» механизмов восприятия.

Детям становятся доступны формы опосредованной памяти, где средствами могут выступать не только внешние объекты (картинки, пиктограммы), но и некоторые мыслительные операции (классификация). Существенно повышается роль словесного мышления, как основы умственной деятельности ребенка, все более обособляющегося от мышления предметного, наглядно-образного. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка, правильным построением предложений, способностью составлять рассказ по сюжетным и последовательным картинкам.. Активный словарный запас достигает 3,5 - 7 тысяч слов.

4). Детские виды деятельности.
Процессуальная сюжетно-ролевая игра сменяется результативной игрой (игры с правилами, настольные игры). Игровое пространство усложняется. Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству.
Продуктивные виды деятельности выступают как самостоятельные формы целенаправленного поведения. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени осваивают конструирование из различного строительного материала.

5). Коммуникация и социализация.

В общении со взрослыми интенсивно проявляется внеситуативно-личностная форма общения. В общении со сверстниками преобладает внеситуативно-деловая форма общения.Появляется выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской дружбы, активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание.

-Саморегуляция:

Формируется соподчинение мотивов. Социально значимые мотивы регулируют личные мотивы, «надо» начинает управлять «хочу». Выражено стремление ребенка заниматься социально значимой деятельностью. Формируются внутренняя позиция школьника; гендерная и полоролевая идентичность, основы гражданской идентичности (представление о принадлежности к своей семье, национальная, религиозная принадлежность, соотнесение с названием своего места жительства, со своей культурой и страной); первичная картина мира, которая включает представление о себе, о других людях и мире в целом, чувство справедливости.


Планируемые результаты .
Целевые ориентиры.

№пп

Направление воспитания

Цель

Ценности

Целевые ориентиры воспитания детей

1

Патриотическое направление воспитания

Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Родина и природа. Чувство патриотизма интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ощущения принадлежности к своему народу.

Формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и творца",устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

2

Духовно-нравственное направление воспитания

Формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.

Развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.

3

Социальное направление воспитания

Формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

Освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения, уважение к человеку, к законам человеческого общества.

4

Познавательное направление воспитания

Формирование ценности познания.

Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.

Воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

5

Физическое и оздоровительное направление воспитания

Формирование

ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Охрана и укрепление здоровья детей, становление осознанного отношения к жизни и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

6

Трудовое направление воспитания

Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.

Формирование и поддержка привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия

7

Эстетическое направление воспитания

Способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.

Воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка. Воспитание доброты и отзывчивости, чувства красоты и художественного вкуса.



Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.
Образовательные области :
1) Социально-коммуникативное развитие (планируемые результаты)
Продолжить формирование основ гражданственности и патриотизма:
воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; научить различать основные проявления добра и зла, уважать ценности семьи и общества, воспитывать искреннее отношение к другим , способного к сочувствию и заботе.
расширить представления детей о праздновании государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране;
продолжить формировать чувства гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
продолжить развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего; активное участие в празднование событий, связанных с его местом проживания
развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками.
2) Познавательное развитие (планируемые результаты):
развивать самостоятельность, творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность детских интересов;
развивать познавательные умения: формулировать познавательную задачу, применять результаты познания в разных видах детской деятельности; использовать счет, вычисление, измерение для познания и преобразования предметов окружающего мира;
развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;
развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения;
воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем;
обогащать представления о родном городе и стране; развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны.
формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;
обогащать представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, о зависимости изменений в природе и жизни человека в разное время года, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней.
3) Речевое развитие (планируемые результаты ):
1.
Формирование словаря
Обогащение словаря. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать учить использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями. Вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова.
Активизация словаря. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
2.
Звуковая культура речи
Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
2 .
Связная речь
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.. Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок.
3.
Подготовка детей к обучению грамоте
Продолжить упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами. Учить детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава.
4) Физическое развитие (планируемые результаты):
продолжить развивать двигательное творчество;
сформировать осознанную потребность в двигательной активности;
воспитывать чувство патриотизма, гражданскую идентичность и нравственно-волевые качества в двигательной деятельности;
расширить и уточнять представления о здоровье, факторах, влияющих на здоровье, средствах его укрепления, активном отдыхе, физкультуре и спорте, спортивных достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок,
воспитать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

5) Художественно-эстетическое развитие.(планируемые результаты
) :
Сформировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Развить образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Сформировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжить развивать коллективное творчество.


Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.

Педагогическая диагностика в ДОО – это особый вид профессиональной деятельности, позволяющий выявлять динамику и особенности развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Таким образом, педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в дошкольной группе. Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:

планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства; целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

Периодичность проведения педагогической диагностики определяется Организацией. Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций. При необходимости можно использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

#1057;одержательный раздел рабочей программы.

Содержание и задачи образовательной деятельности в образовательных областях.

Образовательная область

Задачи и содержание работы с детьми по областям

Социально-коммуникативное развитие.

В сфере социальных отношений:

поддерживать положительную и высокую самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;

обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;

обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;

развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма:

воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;

расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;

знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке);

развивать интерес детей к родному селу, знакомство с достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

В сфере трудового воспитания:

развивать ценностное отношение к труду взрослых;

формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;

развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;

поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;

воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

В области формирования безопасного поведения:

формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет сети.

Познавательное развитие

-расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно- исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

-развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

-обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

-развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;

-закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;

расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициях и праздниках; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним,

-формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;

расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой.

Речевое развитие

-расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно- исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

-развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

-обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

-развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;

-закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;-

расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициях и праздниках; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним, формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

-расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;

-расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой.

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к искусству:

продолжать развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус; формировать у детей предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;

воспитывать любовь и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с разными видами искусства;

закреплять знания детей о видах искусства (изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк);

формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с различными видами и жанрами искусства;

формировать чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственно- патриотического содержания;

•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

Музыкальная деятельность:

воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение Государственного гимна

РФ;

расширять представления о праздничной культуре народов России.

Физическое развитие

продолжать обогащать двигательный опыт, развивать умения технично, точно, осознанно,

активно, скоординировано, выразительно,выполнять физические упражнения,осваивать туристские навыки;

развивать психофизические качества, самоконтроль, самостоятельность, творчество при выполнении движений, ориентировку в пространстве;

воспитывать стремление соблюдать правила в подвижной игре, учить самостоятельно их организовывать и проводить, взаимодействовать в команде;

воспитывать патриотические чувства, нравственно-волевые качества гражданскую идентичность в двигательной деятельности;

формировать осознанную потребность в двигательной активности;

сохранять и укреплять здоровье ребенка .

Виды деятельности:
#1044;вигательная.
#1048;гровая.
#1055;редметная .
#1050;оммуникативная.
#1055;ознавательно-исследовательская и экспериментальная.
#1063;тение художественной литературы.
#1055;родуктивная.
#1052;узыкальная.

Варианты совместной деятельности

Вид деятельности

Содержание

1

Совместная деятельность педагога с ребенком

Педагог взаимодействуя с ребенком, обучает ребенка чему-то новому

2

Совместная деятельность ребенка с педагогом

Ребенок и педагог - равноправные партнеры

3

Совместная деятельность группы детей под руководством педагога

Педагог на правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей.

4

Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию

Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли ее организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей.

5

Самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога

Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).


.
Средства реализации рабочей программы
Средства, используемые для развития разных видов деятельности детей: - двигательной: оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое; - предметной: образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое; - игровой: игры, игрушки, игровое оборудование и другое; - коммуникативной: дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое; - познавательно-исследовательской и экспериментирования: натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое; - чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал; - трудовой: оборудование и инвентарь для всех видов труда; - продуктивной: оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования; - музыкальной: детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое.

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста является «установление доверительного делового контакта» между семьей и ДОО. Для достижения этой цели важно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьей, в зависимости от образовательных потребностей родителей (законных представителей) в отношении ребенка и их воспитательных установок, и позиции, выстраивание профессионального диалога с родителями.
В первую очередь необходимо организовать систему профессиональной поддержки и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в воспитании и обучении детей, охране и укреплении их здоровья. Изучение ребенка и его семьи позволит выявить актуальную или потенциальную проблему, разработать или подобрать методы работы над ее устранением. В этом случае должны сочетаться просветительские, консультативные и обучающие направления работы педагогов ДО. При этом очень важно учитывать меру готовности родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Родителей (законных представителей), которые открыты для построения взаимодействия с педагогами и готовы принимать профессиональную помощь, можно корректно вовлекать непосредственно в образовательную деятельность, поддерживать образовательные инициативы семьи, например, посредством создания совместных с ними образовательных проектов. Через вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность более эффективно решаются просветительские, консультативные и обучающие задачи.
План взаимодействия с родителями. См.Приложение №3

III. Организационный раздел .
.Психолого-педагогические условия реализации Программы.
Для успешной реализации рабочей программы в группе обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Реализация образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, конструировать и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду, протекает в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
В развитии детской инициативы и самостоятельности соблюдаются следующие требования: - развитие активного интереса детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; - создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно, поощрение детской инициативы; - тренировка воли детей, поддерживание желания преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; - ориентирование воспитанников на получение хорошего результата, необходимость своевременного особого внимания на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; - «дозирование» помощи детям; - поддерживание у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивание роста возможностей и достижений каждого ребенка, побуждение к проявлению инициативы и творчества.

#1056;ежим дня и сетка занятий .Приложение №1 ,№2.

Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно пункту 185 Гигиенических нормативов при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
Режим и распорядок дня устанавливается с учетом санитарно-эпидемиологических требований, условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена

#1057;труктура организации образовательной деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность
детей

Виды детской деятельности

ННОД, занятия коррекционно-развивающей направленности др.

Образовательные проекты.

Праздники.

Развлечения.

Экскурсии.

Тематические беседы.

Организация различных видов деятельности:
#1085;аблюдения
#1080;сследования
#1101;ксперименты.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, на прогулке.

Подвижные игры на прогулке.

Настольные игры в группе.

Игровая деятельность в уголках (театральный,костюмерный, парикмахерская, магазин, )

Сюжетно-ролевые игры в уголках группы.

Игры с конструктором.

Игры с макетами : Почта, Дорожный перекрёсток, Огород.

1. игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно- конструктивная, дидактическая, подвижная и др.);
#1086;бщение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно- личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
3. речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
4. познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
5. изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
6. двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.);
7. элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
8. элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
9. музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы.
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.

Образовательная область

Средства реализации программы ,материально-техническое обеспечение , методические материалы

1

Социально-коммуникативное развитие (С-КР)

Выставка творческих работ «Я талантлив»
Фотовыставка «Моя семья»,Плакат «Семейные ценности».
Уголок «Патриотическое воспитание»,государственная атрибутика России,
Плакат «Край родной –частица всей России».
Природа и экология родного края. Плакаты о безопасном поведении в природе.
Проект «Всемирный день мытья рук»
Подбор иллюстраций, плакатов «Зима»
«Новый год», «Зимние развлечения».
Пополнение игрового пространства кукольной одеждой, головными уборами.
Подбор иллюстраций, плакатов, фотографий по темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
Подбор иллюстраций, плакатов, фотографий по темам «Дикие животные»,
«Домашние животные».
Пополнение игрового пространства для сюжетно-ролевой игры «Семья».
Подбор иллюстраций, плакатов, фотографий по темам «Весна»,
Проект «Будущий первоклассник»
Подбор иллюстраций, плакатов, фотографий по темам «Лес», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Насекомые».
Атрибуты для игры «Город, транспорт, пешеход».
Подбор иллюстраций, плакатов, фотографий по темам «Мой город», «Транспорт», «Правила поведения на улицах города», «День Победы».
Плакат о безопасном поведении на улице. Уголок «Островок безопасности»

2

Познавательное развитие (ПР)

Календари наблюдений. Осень
Пополнение пространства природным материалом
Соль (для различных экспериментов)
Календари наблюдений
Выставка рассказов «Дед Морозы разных стран»
Образцы тканей, ниток, пуговицы.
Различные предметы и материалы для экспериментирования
Календари наблюдений. Весна.
Календари наблюдений за ростом рассады.
Внесение веток деревьев для наблюдения за распусканием почек.
Емкости для воды, трубочки, кораблики
Лупы различных размеров, цветные стекла

3

Речевое развитие (РР)

Выставка рассказов «Как я провел лето»
Картотека в картинках «Артикуляционная гимнастика»
Пополнение муляжами продуктов питания.
Литература, иллюстрации о зиме, зимних забавах, новом годе, раскраски, трафареты.
Литература, иллюстрации по темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», раскраски, трафареты.
Иллюстрации для самостоятельного рассматривания детьми из серии «Дикие животные»,
«Домашние животные». Раскраски.
Литература, иллюстрации по темам «Весна», раскраски, трафареты.
Литература, иллюстрации по темам «Лес», «Деревья», «Цветы», «Птицы»,
«Насекомые», раскраски, трафареты.
Литература, иллюстрации по темам «Мой город», «Транспорт», «Правила поведения на улицах города», «День Победы», раскраски, трафареты.
Литература, иллюстрации по темам «Лето», «Полевые цветы», раскраски, трафареты
«Правила поведения в лесу».
Литература, иллюстрации по темам «Лето», «Природные явления», раскраски, трафареты.

4

Художественно-эстетическое развитие
(Х-ЭР)

Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
Выставка поделок «Новогодняя игрушка»
Обновление ширмы для настольного театра
Иллюстрации для самостоятельного рассматривания детьми из серии «Дикие животные»,«Домашние животные». Раскраски.
Фотографии своих домашних животных.
Иллюстрации из серии «Весна», «Мамин праздник».
Иллюстрации из серии «Лес»,«Деревья», «Цветы», «Птицы», «Насекомые», раскраски.
Иллюстрации: «Моё село», «Транспорт», «Правила поведения на улицах города»,«День Победы».
Иллюстрации :«Лето», «Полевые цветы».
«Правила поведения в лесу»,«Правила поведения у воды».
Раскраски. Мелки для рисования на асфальте.
«Лето», «Природные явления».

5

Физическое развитие (ФР)

Картотека «Утренняя гимнастика»
Коврики для профилактики плоскостопия
Фотовыставка спортивного праздника «Веселые старты»
Схемы выполнения упражнений
Внесение в пространство каната для массажа стоп.
Картотека «Физкультминутки»
Мячи разных размеров,скакалки
Игры с водой и песком (внесение атрибутов и игрушек, сделанных совместно с педагогом или родителями).
Маски для подвижных игр, другие атрибуты для игр.

#1052;етодическое обеспечение образовательной деятельности (литература)
Список литературы, используемой при написании календарного ежедневного планирования
в подготовительной к школе группе.

Образовательная область


Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)

1

Социально-коммуникативное развитие

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург. 2006

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры», «Новая школа», Москва 1995г.

Е.Ф Прилепко «Пожарная безопасность для дошкольников», «Скрипторий 2003», 2008

Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет», «Мозайка –Синтез», Москва 2009

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа», «Мозайка –Синтез», Москва 2017

Г.Т. Алифанова «Петербург ведение для малышей от 3-7 лет» СПб «Паритет» 2008г.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург. 2018

Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина «Весёлый этикет», «АГРО» Екатеринбург

2

Познавательное развитие

ФГОС Л.В. Минкевич «Математика в детском саду Подготовительная к школе группа». Москва «Скрипторий» 2003» 2011г.

Комплексные занятия с детьми 6-7 лет . Волгоград 2013 г.

В.П.Новикова «Математика в детском саду. 6-7 лет»

3

Речевое развитие

О.Ушакова ,В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа», «Мозайка –Синтез», Москва 2017г

Л.М. Граб «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет», «Учитель», Волгоград 2013

А. Никитина «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 6-7 лет», «КАРО» Санкт-Петербург 2012

А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей 3-7 лет», «Мозайка –Синтез», Москва 2016 г.

4

Художественно-эстетическое развитие

ФГОС Т.С. Комарова «Изобразительная детальность в детском саду. Подготовительная к школе группа» , «Мозайка –Синтез», Москва 2017г.

ФГОС Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет». «Мозайка –Синтез» 2016 г.

ФГОС Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 6-7 лет» «Мозайка –Синтез» 2016 г.

ФГОС Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 6-7 лет» «Мозайка –Синтез» 2016 г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Карапуз-дидактика», Москва 2008г.

С.Ю. Афонькин «Оригами и Аппликация»

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», «Просвещение», 1990

5

Физическое развитие

Л.И. Пензулаева, «Физическая культура в детском саду Подготовительная к школе группа», «Мозайка –Синтез», Москва 2016г

Картотека конспектов физкультурных занятий.

6

Педагогическая диагностика

ФГОС ДО: практика реализации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная к школе группа. Издательство: «Учитель», 2019 г.

7

Нормативная база разработки рабочей программы и перехода на ФОП

#1060;ОП ДО Приказ Минпросвещения от №1028
#1057;анПин 2,3 3590-20 ; СанПин 3648-20 ; СанПин 3685-21

Приложения.
Приложение №1 Сетка занятий.
Приложение №2 Режим дня.
Приложение №3 План взаимодействия с родителями.

Приложение №4. Тематика недель .
Приложение №5 Карты диагностики.
Приложение №6 Федеральный календарный план
Приложение №7 Ежедневное планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительная группа

Расбочая программа воспитателя в подготовительной группе...

Рабочая программа воспитателя по подготовительной группе

Цели и задачи:- забота о здоровье;- обеспечение равных возможностей для полного развития;- создание в группах доброжелательной атмосферы- реализация Программы в формах, специфических для детей...

Рабочая программа воспитателя для подготовительной группы

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обрета...

рабочая программа воспитателя в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" ФГОС

рабачая программа воспитателя в подготовительной группе по фгос...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Рабочая программа воспитателя младшей разновозрастной группы на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...