Игры для утреннего сбора
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хороший групповой сбор должен быть сродни производственной летучке и проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры и прочие формы выглядят как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.

Если же это пение, слушание, то, пожалуйста, пусть это будут песни и мелодии, которые помогут детям почувствовать себя комфортно, легко и весело (а не то, что мы обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки). Безусловно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем сборе, но только в том случае, если она сама просится на язык.

Хорошо использовать элементы тренинга, например, психогимнастику. Это даст возможность и весело поиграть, и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке.

Но это должны быть именно элементы тренинга, в котором участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами свое видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или обиженной «подушки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для утреннего сбора

Хороший групповой сбор должен быть сродни производственной летучке и проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры и прочие формы выглядят как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.

Если же это пение, слушание, то, пожалуйста, пусть это будут песни и мелодии, которые помогут детям почувствовать себя комфортно, легко и весело (а не то, что мы обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки). Безусловно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем сборе, но только в том случае, если она сама просится на язык.

Хорошо использовать элементы тренинга, например, психогимнастику. Это даст возможность и весело поиграть, и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке.

Но это должны быть именно элементы тренинга, в котором участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами свое видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или обиженной «подушки».

Связующая нить.

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

Я превращаюсь.

Придумать свое окончание или свое начало к предложению: «Я превращаюсь в…». Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в снежок и таю на солнышке» и т.п.

Кто я?

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какое-либо состояние для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

  • Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.
  • Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.
  • Я прекрасный цветок. На меня села пчела.
  • Я песенка.
  • Я мячик. Могу кататься по дорожке.

Как…

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребенка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие

задания могут придумывать дети старшего дошкольного возраста самостоятельно, без помощи воспитателя. Например:

  • Рассказать известное стихотворение по-разному: шепотом, громко, скороговоркой, со скоростью улитки, как маленький.
  • Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.
  • Нахмуриться как осенняя туча, рассерженная мама, голодный волк.

Интервью.

Воспитатель берет микрофон и передает его по-очереди каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы. Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой недели. Например:

  • Сколько тебе лет?
  • Что делал на этой неделе в саду?
  • Что тебе больше понравилось?
  • Кто твои друзья? И т.д.

Снежный ком.

Воспитатель первым называет свое имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет свое. Последний ребенок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет свое имя (слово).

Телеграмма.

Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» и пожимает руку соседу, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдет до Антона. После чего Антон сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «затерялось» по пути к нему).

Послушай тишину.

Предложить детям 1 – 2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины».

Что я слышу.

Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, раскаты грома, шорох сухих листьев, скрип снега и т.д.

Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский смех, рев пролетающего самолета, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье котов. Рассказываем: кто, что сумел услышать.

Нос – нос, рот…

Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать все не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий.

Да – нет.

Ведущий (воспитатель, родители) задает вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» и т. д. Ребята должны ответить хором и правильно.

Хорошо – плохо.

Обсуждаем вместе: Мороженое – это хорошо или плохо? Быстро ехать – хорошо или плохо? Сломалась машина…. Заболел кто-то….Наступила зима…

Ответы могут оказаться различными, и это дает повод для дальнейшего обсуждения.

Зачем.

Просто задаются нелепые вопросы: «Зачем дерево?», «Зачем стол?», «Зачем спим?», «Зачем кукла?» - и получаются неожиданные ответы.

Покажи свое настроение.

Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами. Какое у них сейчас настроение. А другим – разгадать его. Вариант: даем одному ребенку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своем лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает.

Ласковые слова.

Попробуем придумать ласковые слова друг для друга; для ежика; для кошечки; для мишки; для елочки и т.д.

Назови звук в слове.

Ведущий называет слово, а дети – первый звук этого слова.

Замени звуки.

Детям нужно подобрать слово в рифму, изменив одну – две буквы.

Назовем мы книжку «том»,

Для жилья построим… дом.

По реке плывут плоты.

Зреют на ветвях…. Плоды

Соловей выводит трель.

Слесарь в сеть включает…. дрель.

Вот тележка. Это тачка.

Дом в саду зовется… дачка.

Я в тетради ставлю точку.

Мама любит свою… дочку.

Живые слова.

До начала группового сбора раздаем детям карточки с буквами. Каждому ребенку – по одной. Предлагаем составлять из букв слова. Один ребенок поднимает свою букву, а остальные стараются выстроиться так, чтобы получилось слово.

Забавный зоопарк.

Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезем разных зверей и птиц. В той части зоопарка будут жить животные, а в этой части зоопарка – птицы. От прикосновения волшебной палочки все превращаются в разных животных и птиц – изображают их мимикой и жестами. Ведущий старается угадать их. Можно также поиграть в «Ферму», заселив ее домашними животными и птицами и прибавив голосовые изображения.

Волшебная палочка.

По прикосновению волшебной палочки качество или свойство превращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белым, а стал….», «Яблоко было зеленым, а стало…», «Ты был маленьким, а станешь…».

Подари словечко.

Предложите детям по цепочке подарить друг другу словечко. Возможно, это будет просто слово. Возможно, каждое последующее должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Возможно, это будут слова, подходящие по смыслу или противоположные по значению. Ориентируйтесь на подготовленность своих детей.

Волшебная коробочка.

Поставим в центре круга красивую коробочку. Предлагаем детям догадаться: что же в ней лежит? Высказывать свои мысли и соображения и задавать вопросы можно в течение всего группового сбора или только в определенное время. Откроем коробку в самом конце сбора.

Прикидка.

В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, монеток). Детям предлагается попытаться угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываем в общую табличку с указанием имен. В самом конце сбора открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.

Круги с прибаутками.

(О нескольких играх, которые можно использовать в заключение ежедневного утреннего круга).

Большой круг – маленький круг.

Дети берутся за руки и встают в круг. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький. Так повторяется несколько раз.

Клубочек.

Материал: клубок красивых, не очень тонких ниток.

«Давным-давно жили-были ткачи. Они владели искусством ткачества – ткали великолепные ковры из нитей. Это были добрые люди. Всякий раз, когда нужно было сплести ковер заказчику, они задумывали пожелания. И если у ткача были чистые мысли и добрые помыслы, ковер выходил особенно красивым».

Я хочу вместе с вами сплести сейчас ковер дружбы или знакомства. В руках у меня волшебный клубочек. Я предлагаю обмотать нитью палец, назвать свое имя и рассказать о себе – сколько вам лет, чем любите заниматься. После перекинуть клубочек кому-нибудь из участников группы. Тот, кто получит клубочек, обматывает свой палец ниткой и тоже рассказывает о себе, перекидывает клубок дальше.

Важно, чтобы плели ковер все участники группы. После того, как ковер сплетен, можно встать со своих мест, немного вместе пройтись по кругу, поднимая и опуская ковер, любуясь им. ведущий может обратить внимание на то, что сейчас группа представляет собой единое целое, что каждый важен и значим в кругу, что только при участии всех членов группы мог получится такой красивый узор. Затем ковер можно сматывать, начиная с высказываний последнего участника.

Волшебное животное.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе одно большое сильное и доброе животное. Ведущий просит послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково, так, как будто дышит одно большое животное.

Мы очень рады.

Всем участникам группы предлагается назвать свое имя. После этого ведущий предлагает петь такие слова: «Мы очень рады, что…(называет имя ребенка, сидящего рядом с ним, например, Маша) с нами есть».

Затем все участники подхватывают эти простые слова и по порядку называют детей по имени.

После каждого третьего названного имени, все участники группы произносят следующие слова, хлопая в ладоши: «Все мы вместе. Все мы рядом!!!»

И снова продолжают круг со слов: «Мы очень рады….»

Массаж по кругу.

«Сядьте в круг на пол так, чтобы ваши руки касались плеч того кто сидит перед вами. Положите руки ему на плечи и мягко погладьте их, словно месите тесто, руки ласковые, нежные и вместе с руками передайте свою нежность плечам другому. Представьте, что в ваших руках есть кисти с красками, и вы можете покрасить плечи и спинку краской.

Сделайте это. Раскрасьте спинку соседа волшебной кистью, а теперь проведите по спине, как будто катаете машинки…

А сейчас повернитесь в другом направлении, сделайте такой же массаж на плечах у своего соседа…. Поблагодарите друг друга: можно обняться, похлопать по плечику, пожать руку или просто сказать «спасибо».

Голоса зверей.

Предложим детям встать в круг. Ведущий обходит детей по порядку и на ушко шепчет название одного из животных – кошка, собака, корова, гусь.

«Сейчас каждый из вас превращается в то животное, название которого я вам сказала. Например. Кошка начинает мяукать, собака – лаять, гусь – гоготать, корова – мычать. Ваша задача собраться в четыре команды по названию животных».

Модификация упражнения «Сложи картинку». Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок парных животных, разрезанных на 3-4 части. Дети делятся на группы по 3 – 6 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо сложить картинку, т. е. каждому члену группы нужно изобразить так свой кусочек, чтобы получилось целое животное.

Дождь в джунглях.

Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого.

Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова, которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий

рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает.

  • Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга.
  • «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками.
  • «Пошел сильный дождь» - хлопки в ладоши.
  • «Ударил сильный гром» - топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится».
  • В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями).
  • В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук).
  • И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами).
  • Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук),
  • Да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями).
  • А затем в джунглях стало совсем тихо.

Автомойка.

Встаньте в колонну по одному, друг за другом. Поставьте ноги шире, так, чтобы между ними можно было пролезть ребенку. Один из вас начинает: он встает на четвереньки – это машина в автомойке. А все остальные дети – части большого аппарата, который моет автомобили. Когда автомобиль проходит под вашими ногами, вы можете помассировать и поскрести ему спинку. Делайте осторожно и мягко, чтобы на машине не появились царапины. Каждый поможет машине выехать из мойки на улицу чистой и красивой.

Пусть всегда будет…

Ведущий рассказывает о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети будут хором кричать: «Пусть всегда будет…», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

Открытие ребёнка утру, приветствие, добрые пожелания.

«Утренние часы»

1. Солнышко, солнце я тебя люблю!

Солнышко солнце я тебя прошу,

Дай ты мне солнышко света и тепла!

Дай ты мне солнышко мира и добра!

2. Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй похожий,

К солнцу тянется он тоже.  (дети встают и тянут руки вверх).

3.Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах, отбивает каждый такт.  (наклоны влево – вправо).

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.  (дети приседают).

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.  (приседания).

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга.  (вращение туловища вправо, влево).

А часы идут, идут.  (ходьба на месте).

Иногда вдруг отстают.  (замедление темпа ходьбы).

А бывает, что спешат, словно убежать хотят!  (бег на месте).

4. Белки прыгают по ёлкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки –

Белки – ловкие малышки.  (прыжки).

5. Волны плещут в океане

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей

Пусть плывут сюда скорей!  (дети приветственно машут руками).

«Утро в деревне»

1. Солнце яркое встает, лучики свои нам шлёт.

Руки к солнцу мы протянем,

- Здравствуй, солнышко мы скажем!

  • Ребята, давайте поздороваемся друг с другом как птички носиками,
  • Как рыбки бочок об бочок, как зайчики хвостиками.
  • Посмотрим, друг другу в глаза и улыбнёмся.

2. Жара! Какое солнце,

Ах, какое солнце, ах, солнце!

Двенадцать поросят

У самого колодца

В густой грязи лежат.

Поросята (дети) бегут по кругу, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях и слегка прижаты к груди, кисти свободно опущены вниз.

Проходит мимо аист,

Ах, аист, ах, аист!  (дети идут змейкой).

И важно говорит:

«Ай – яй! Какая гадость!

У вас ужасный вид!»  (грозят пальцем).

Из лужи поросята,

Ах, поросята, ах, поросята.

Подняли пятачки:  (поросята вертят «хвостиком»).

«Ты видишь плоховато,

Протри свои очки!»  (дети «трут глаза» кулачками).

«Известно нам не хуже,

Не хуже, не хуже,

Что чище, что грязней,

Но нас спасает лужа

От мух и от слепней». (дети поочерёдно выставляют ноги на пятку).

3. Всех рано будит петушок!

Но случилась беда.

Заболел наш петушок, он под дождиком промок.

И теперь не может сам кукарекать по утрам.

Нужно Петю выручать, нужно доктора позвать.

Будем рано мы вставать, за него пока кричать:

«кукареку, кукареку, кукареку!»  (А.Пассова).

Зарядка для шеи «Петух»

Делать клевательные движения головой в горизонтальной плоскости в следующей последовательности – вперёд-назад, вправо-влево, вперёд-назад, влево-вправо. Подбородок движется параллельно полу.

4. А после гимнастики стал петушок горлышко прочищать.  (дыхательное упражнение «Петух») (по Б.Толкачёву):

И.п. встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!».

Петя, Петя-Петушок

Целый день учил стишок,

А запомнил лишь строку

Лишь одну – Ку-ка-ре-ку!» (В.Данько)

5. Посмотрели на зарядку и тоже стали делать зарядку.

А уточки, а уточки

Всё топают по улочке,

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Утка и кот».

Утка крякает, зовёт

Всех утят с собою,  (поглаживать шею ладонями сверху вниз).

А за ними кот идёт,

Словно к водопою.  (указательными пальцами растирать крылья носа).

У кота хитрющий вид,

Их поймать мечтает!  (пальцами поглаживать лоб от середины к вискам).

Не смотри ты на утят –

Не умеешь плавать!  (раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха).  (Е.Карельская, М.Картушина)

6. Массаж пальцев «Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут!  (показывают правую ладошку).

На ладошке пруд? Пруд!  (гладят левой ладонью правую).

Палец большой – это гусь молодой,  (поочерёдно массируют каждый палец).

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Полетел гусь в рот, а оттуда в живот.  (машут кистями, двумя ладонями,

прикасаются ко рту, потом к животу).

Вот!  (вытягивают ладошки вперёд).  (Кумыкская нар.песня, пер. Н.Гребнева)

7. Песня по выбору детей.

Позывной «Дудочка»

Громко дудочка поёт, ребятишек в круг зовёт.

  • Приветствие.

- Здравствуй, небо голубое (смотрят вверх),

- Здравствуй, солнышко родное (руки вверх),

- Здравствуй, матушка Земля (кланяются),

- Здравствуй, ты (пожимают друг другу руки),

- И здравствуй, я (руки к груди)!

  • По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

· Мы рады, что пришли в детский сад, Всем, всем, всем доброго дня!

Игра-тренинг.

В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. (дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (дети повторяют упражнение в обратном порядке). Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто сажает овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»). (Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — осенний листочек).

· Какое сейчас время года сейчас?

· Что поспевает на грядках осенью?

· Какие вы знаете овощи?

· Какие овощи вы любите?

· Что мама делает из овощей?

Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».

Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку».

Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».

Цель: Классификация.

Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке»

· У девчушки Зиночки овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец. Наша Зина молодец! (Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение с опорой на комментарий.

В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. (Дети приседают на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).

Работа с календарём (число, месяц, день недели).

Презентация воспитателем организации дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ для утреннего сбора.

Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдёт день. И если творчески к этому подойти, то можно настроить детей на положительное общение, тем самым создав условия д...

Игры для утреннего сбора

Картотека игр "Птичья зарядка"...

Игры для утреннего сбора

Игры для утреннего сбора в детском саду...

игры для утреннего сбора

круги с прибаутками...

Игры для утреннего сбора - «Птичья зарядка»

Игры для утреннего сбора - «Птичья зарядка»...

Игры для утреннего сбора в детском саду «Осенняя зарядка»

Игры для утреннего сборав детском саду«Осенняя зарядка»...

Игры для утреннего сбора в доу

С добрым утром детский сад!Детский сад проснуться рад!Солнцу рад и утру рад…С добрым утром детский сад! 2.Ой, лады, лады, лады!   Не боимся мы воды!   Утром умываемся ...