Проект "Домашние сказки".
проект (старшая группа)
Новая книга была и есть важным событием в жизни любого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Домашние сказки».
Тип проекта: творческо-исследовательский проект
Вид проекта: групповой
Срок реализации: 2 недели (октябрь 2022).
Автор проекта: Ковалева Елена Григорьевна, воспитатель.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки.
Актуальность и проблема: новая книга была и есть важным событием в жизни любого человека, тем более для детей старшего дошкольного возраста. Современные энциклопедии по красочности и информативности не уступают телевидению. Стойкий интерес детей к книге бумажной, с одной стороны, и недостаточность знаний детей и родителей, с другой стороны, побудил нас проследить весь процесс рождения книги: от создания бумаги до написания сказок. Тем более в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей формируются условия для развития доверительных, теплых отношений между всеми участниками проекта, что является актуальным в целом для современного общества. Занятость родителей, загруженность детей в школьный период способствует разобщению и утрате семейных связей и традиций, которые всегда способствовали к сплочению семьи. Также тесное сотрудничество с семьей поможет развитию творческой активности дошкольников.
Цель: Создание условий для развития познавательно- исследовательской и творческой активности детей через создания семейной книги сказок и различных видов книг с учетом их исторического развития (от глиняных дощечек до книг – кодексов).
Задачи:
1. Создать условия для расширения и систематизации знаний о книге (об этапах создания, знакомства с профессиями людей ее создающих), стимулирующих познавательные и творческие способности.
2. Создать условия для воспитания бережного отношения к книге, к труду других людей.
3.Обеспечить условия для развития мелкой моторики.
4. Создать условия для совместной с родителями творческой деятельности.
5. Создать условия для развития способностей к практическому экспериментированию и символическому моделированию.
6. Создать условия для формирования способности видеть явления в перспективе дальнейшего их развития.
7. Создать условия для развития у детей творческого мышления.
8. Расширить представления детей о нетрадиционном рисовании.
Формы реализации проекта:
–НОД;
–игры (сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, настольно-печатные);
–беседы, общение;
–рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
–использование мультимедийных презентаций;
–просмотр мультфильмов;
–работа с родителями.
–экспериментирование
– моделирование
Этапы реализации проекта
Этапы работы над проектом
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Деятельность родителей
I этап (подготовительный)
Выбор проблемы, целеполагание.
Формулирует проблему: исчезли все книги в группе (убрать на время).
Представьте, что когда-то книг не было. Возможно ли это? Почему? Хотите узнать, когда это было и как придумали книги? Кто создает книги?
Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию.
Осуществляют принятие, уточнение цели и задачи.
Гипотезы:
– не знали, как делать книги;
– не было бумаги;
– не умели писать
Знакомство с проектом с помощью папки-передвижки: уточнение целей, задач.
Мотивация родителей на передачу искреннего, положительного отношения к ценностям, которое следует уважать и беречь.
Объявление о конкурсе на лучшую «домашнюю» сказку, одним из героев которой является собственный ребенок.
2 этап (разработка проекта)
Составление плана совместной деятельности
–подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности;
-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте;
– консультации родителей
Осуществляют планирование работы:
распределение ролей при проведении опытов и сюжетно-ролевой игры, выбор оформления книжки – раскладушки, «бамбуковой книжки»; совместное с родителями сочинение сказок и рисование на их сюжет.
Осуществляют планирование: выбор творческих заданий при совместном сочинении сказки, рисовании на сюжет сочиненной сказки, изготовлении различных видов книжек для создания музея книги.
3 этап (выполнение проекта)
1. Чтение сказки Р. Киплинга «Как появилось письмо».
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Организация групповой беседы и ОД «На чем раньше писали?», «Знакомимся с профессиями».
4. Организация мини-музея книг.
5. Организация мини-проектов «Книга-лепешка», «Книга-мышь», Книга-ваза», «Свиток», «Книга-лесенка», «Книжка с корабликом», «Книга-стопа» и консультирование родителей.
6. Подготовка презентации «Древние книги»
7. Создание сборника «Домашние сказки» совместно с родителями.
8. Организация беседы после просмотра фильма «Как делают книги?»
9. Организация экскурсии в библиотеку.
1. Работа со схемами (при изготовлении книжек-гармошек, глиняных табличек).
2. Представление совместных с родителями рисунков для сборника сказок и самодельных книг для мини-музея.
3.Сюжетно-ролевая игра «Типография», речевая «Закончи сказку». Игровые упражнения «Закончи орнамент», «Напиши имя иероглифами», «Прочти мое письмо»
4. Рассматривание иллюстраций Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.
5.Участие в беседах «На чем раньше писали?», «Как нужно ухаживать за книгами», «Люди каких профессий участвуют в создании книг», «Есть ли сказочные элементы в том, как Р. Киплинг объясняет происхождения письма?
6. Творческая мастерская «Бамбуковая книга», «Глиняные таблички».
7. Нетрадиционное рисование с использованием глины (теста) и палочки для клинописи.
8. Эксперименты с различными материалами (береста, глина, бумага, шелк); по изготовлению бумаги.
1. Художественное творчество совместно с детьми
2. Выпуск сборника сказок.
3. Семейные мини- проекты по изготовлению книг.
4 этап (подведение итогов)
1. Презентация проекта.
2. Оформление выставки творческих работ.
Экскурсии по мини-музею.
Выпуск сборника «Домашние сказки»,
презентация мини- проектов
Планирование образовательной деятельности
1 неделя
Речевое развитие.
«Как было написано первое письмо» Р. Киплинг.
Цель: создание условий для поддержания инициативы к исследовательской деятельности через чтение художественной литературы.
Задачи: познакомить детей с содержанием сказки и творчеством писателя;
создать условия для воспитания самостоятельности в выборе нужного решения;
создать условия для формирования навыков коммуникативного общения
Проблемная ситуация: Есть ли сказочные элементы в том, как автор объясняет происхождения письма?
Познавательное развитие: Беседа «На чем раньше писали» (береста, шелк, глиняные таблички, бумага).
Цель: создание условия для знакомства детей с древними материалами для письма.
Задача: создать условия для знакомства с их свойствами;
сравнить, какой материал более удобный для письма; формировать способность самостоятельно анализировать полученные результаты.
Художественно-эстетическое развитие: «Декоративная пластина».
Цель: создание условия для развития творческих способностей детей.
Задача: рассмотреть древние пиктограммы; создать условия для написания ребенком собственного «знакового письма».
Игровые упражнения: «Прочти мое письмо»;
«Напиши имя звуковыми иероглифами»
Познавательное развитие.
Тема «Древние книги»
Цель: создание условия для знакомства с древними книгами».
Задачи: познакомить с презентацией «Древние книги» и выявить особенности книг (материал, размер, способ нанесения текста);
создать условия для развития творческих способностей детей через создания книг из «бамбука».
Речевое развитие: Дидактическая игра «Закончи сказку» (на основе русской народной сказки «Волк и баран»).
Цель: создание условия для развития творческого воображения
Задачи: создать условия закрепления навыка составления коротких сюжетных рассказов;
развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям, учить сопереживать и понимать героев;
создать условия для развития коммуникативных способностей детей;
продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, выразительно рассказывать.
Постановка проблемы: представьте, что вы нашли недостающую часть сказки, написанной на папирусе. Дополните сказку.
2 неделя
Художественно-эстетическое развитие «Дорисуй орнамент».
Цель: создание условия для развития творческих способностей детей.
Задача: создать условия для знакомства с оформлением древних книг (орнаментом); закрепить навык рисования орнамента через выполнения игрового упражнения «Закончи орнамент», создать условия для развития самостоятельности через выбор средств рисования (гуашь, восковые и цветные карандаши, чернила и др.)
Познавательное развитие / исследовательская деятельность «Создание бумаги».
Цель: создание условия для развития познавательной активности детей.
Задача: создать условия для формирования самостоятельности в поиске нужного решения;
просмотреть фильм «Как делают бумагу?», выяснить, какие материалы нужны для опыта;
закреплять навык работы по схеме; создать собственную бумагу;
создать условия для развития коммуникативных способностей через совместную поисковую деятельность.
Художественно-эстетическое развитие: «Книга-гармошка».
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей.
Задачи:
создать условия для моделирования книги-гармошки;
закреплять навык работы по схеме;
воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Познавательное развитие
«Знакомимся с профессиями!»
Проблема: Кто создает книги? (предположения детей).
Цель: создание условия для знакомства с профессиями людей, которые создают книги (иллюстраторы, писатели, редакторы)
Задачи:
создать условия для знакомства с детскими иллюстраторами (И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Сутеев); создать условия для развития навыков коммуникативного общения через организацию игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра «Типография»).
Социально-коммуникативное развитие
Экскурсия в библиотеку.
Тема: «Можно ли помочь книгам, если они заболели?»
Цель: создать социально-коммуникативную ситуацию для развития представлений о том, что книга - это труд многих людей, поэтому люди бережно относятся к книгам, создавая специальные дома для их бережного хранения.
Задачи: создать условия для формирования представления, как ухаживать за книгами;
создать игровую ситуацию, где ребенок может выступить в роли «доктора» для книг.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний о книге, профессиях людей ее создающих.
- Формирование умения конструировать разные модели книг.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование бережного отношения к книгам.
- Создание мини-музея
- Создание сборника сказок.
- Расширение познавательной компетенции дошкольников
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.– М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. –М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Прудовская С.Н. История букв своими руками.– М.:КОМПАСГИД, 2015г.
- Прудовская С.Н. История книги своими руками.– М.:КОМПАСГИД, 2015г.
- Прудовская С.Н. История книги своими руками. Продолжение– М.:КОМПАСГИД, 2015г.
- Малинина Е., Бутман И. Жизнь привычных вещей. – М.: Белый город, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...