Современные технологии в ИЗО деятельности
консультация (средняя группа)

Педагоги заняты поиском и выбором конкретных форм образовательной деятельности так, чтобы в них присутствовали познавательное и творческое развитие личности дошкольника. Разработка новых эффективных технологий – одно из направлений педагогической деятельности. 
В дошкольных образовательных учреждениях России уже используются традиционные (игровые) педагогические технологии и инновационные дидактические системы по художественно-эстетическому воспитанию на теоретической основе проблемного обучения, приема сотрудничества и диалога культур, применения изобретательских задач (ТРИЗ). Получило так же широкое применение технологий проблемного изложения, поисковой (эвристической) ситуации, исследовательский метод, метод проектов, интеграция образовательных областей, использования компьютерных технологий. В системе дошкольного образования широко используется педагогика сотрудничества, где отдается предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу к детям.

Дошкольный возраст – сензитивный период развития творческого потенциала ребенка. Развитие творческих способностей в сфере изобразительного искусства, должно стать важным звеном современного образования детей. Хочется отметить, что дети, выполняя программу по изо деятельности, легко усваивают способы использования изобразительных материалов, но в их работах редко можно заметить творческий подход.

Одной из технологий, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. А почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, поможет ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости. В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительный умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. Показатель владения техникой – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Метод исследования. Детская природа – природа исследования и познания окружающего мира. Любознательность, тяга к экспериментированию, наблюдательность, стремление к самостоятельному решению проблем – главные черты детского дошкольного поведения. Исследовательская деятельность – источник получения ребёнком представлений об окружающем мире. Формирование устойчивых исследовательских навыков складывается из своих мыслей, переживаний, чувств, фантазии и самостоятельности. Современные образовательные стандарты требуют не фрагментарного использования исследовательского метода, а его преобладания над другими, доминирования в процессе обучения. Этот метод при умелом сочетании с репродуктивным методом, может дать эффективный образовательный результат.

ТРИЗ технологии и арт-терапии в ИЗО деятельности детей дошкольного возраста. Это помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ, развивает творческие способности детей.

Также неоценимое значение имеет использование ИКТ. В процессе обучения изобразительной деятельности можно использовать интерактивную доску, что позволяет качественно, интересно и продуктивно предоставлять информацию детям, применять игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

В каждом дошкольном возрасте используется определенный набор нетрадиционных техник. Так, в младшем дошкольном возрасте: в лепке – делают поделки из бумажного теста (когда смешивается туалетная бумага, мыло и вода), из соленого теста, в аппликации делают работы, коллажи из открыток, из мятой бумаги, мозаичные аппликации (из манной крупы, из кусочков цветной бумаги). В средней группе к вышеперечисленным техникам добавляются: в лепке – остаются те же поделки из бумажного и соленого теста, в аппликации делают объемные изображения из бумаги, из пряжи, из яичной скорлупы, из крупы и макарон. В старшем дошкольном возрасте работа над техниками усложняется. Появляются новые нетрадиционные техники: в аппликации усложняется техника работы над объемной аппликацией, появляется техника тычкование (на тупой конец карандаша заворачивается кружок креповой бумаги и, придерживая за край кружочка, опустить его в клей и приклеить к основе), ниткография (к листу картона приклеиваются отрезки ниток или на экране из бархатной бумаги, фланели выкладывается изображение), аппликация из самоклеящейся пленки, пришивание элементов к общей композиции, используют в работе засушенные цветы, травинки, крупу, макароны; в лепке знакомятся с техникой папье-маше, продолжают делать поделки из соленого теста, рисуют пластилином (на картоне делается набросок, а потом он заполняется разноцветным пластилином разными способами: либо тонким слоем, либо маленькими шариками из пластилина). Помимо нетрадиционных техник, можно определить перечень нетрадиционных инструментов, но этот список не конечный.

Современная тенденция развития дошкольного образования требует обогащения и дополнения к стандартному (базовому) компоненту других областей образования, актуальность которых в развитии ребёнка, велика. Возникает необходимость в их интегрировании с той целью, чтобы для дошкольников не произошло увеличение образовательных нагрузок. Парциальные, авторские, дополнительные, примерные программы, с помощью интегрирования помогают приобщать дошкольников к изобразительному искусству. Интегрирование, как инновационный метод, помогает реализовать большое количество образовательных областей за меньшее время, что освобождает дошкольников от дополнительных нагрузок. С младшими дошкольниками интеграция строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются некоторые детали), на сочетании одних средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности. В старших группах интеграция происходит за счет специфики какого- либо вида деятельности и выполняет доминирующую роль.

Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей дошкольного возраста. Любой ребенок может выразить через рисование свое впечатление об окружающем мире, свои эмоции, свой характер. Это позволяет ему чувствовать пользу творчества, преодолевать препятствия к достижению благой цели. Педагог должен донести до воспитанников мысль о том, что в творчестве нет правильного или неправильного пути, а есть только свой путь.

Обогатить занятия по изобразительной деятельности инновационными технологиями задача современного педагога, идущего в ногу со временем. Это способствует более эффективному и целенаправленному процессу формирования духовно развитой личности. Научившись выражать свои чувства в своих работах в аппликации, лепке, в поделках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед, например пластилинографией, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо. В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей».

 … В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Выступление на педсовете по теме

«Современные технологии

в ИЗО деятельности»

(апрель 2024)

Выполнила: воспитатель

Старшая Ольга Владимировна

г.Новочебоксарск, 2024

Педагоги заняты поиском и выбором конкретных форм образовательной деятельности так, чтобы в них присутствовали познавательное и творческое развитие личности дошкольника. Разработка новых эффективных технологий – одно из направлений педагогической деятельности.
В дошкольных образовательных учреждениях России уже используются традиционные (игровые) педагогические технологии и инновационные дидактические системы по художественно-эстетическому воспитанию на теоретической основе проблемного обучения, приема сотрудничества и диалога культур, применения изобретательских задач (ТРИЗ). Получило так же широкое применение технологий проблемного изложения, поисковой (эвристической) ситуации, исследовательский метод, метод проектов, интеграция образовательных областей, использования компьютерных технологий. В системе дошкольного образования широко используется педагогика сотрудничества, где отдается предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу к детям.

Дошкольный возраст – сензитивный период развития творческого потенциала ребенка. Развитие творческих способностей в сфере изобразительного искусства, должно стать важным звеном современного образования детей. Хочется отметить, что дети, выполняя программу по изо деятельности, легко усваивают способы использования изобразительных материалов, но в их работах редко можно заметить творческий подход.

Одной из технологий, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. А почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, поможет ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости. В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительный умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. Показатель владения техникой – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Метод исследования. Детская природа – природа исследования и познания окружающего мира. Любознательность, тяга к экспериментированию, наблюдательность, стремление к самостоятельному решению проблем – главные черты детского дошкольного поведения. Исследовательская деятельность – источник получения ребёнком представлений об окружающем мире. Формирование устойчивых исследовательских навыков складывается из своих мыслей, переживаний, чувств, фантазии и самостоятельности. Современные образовательные стандарты требуют не фрагментарного использования исследовательского метода, а его преобладания над другими, доминирования в процессе обучения. Этот метод при умелом сочетании с репродуктивным методом, может дать эффективный образовательный результат.

ТРИЗ технологии и арт-терапии в ИЗО деятельности детей дошкольного возраста. Это помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ, развивает творческие способности детей.

Также неоценимое значение имеет использование ИКТ. В процессе обучения изобразительной деятельности можно использовать интерактивную доску, что позволяет качественно, интересно и продуктивно предоставлять информацию детям, применять игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

В каждом дошкольном возрасте используется определенный набор нетрадиционных техник. Так, в младшем дошкольном возрасте: в лепке – делают поделки из бумажного теста (когда смешивается туалетная бумага, мыло и вода), из соленого теста, в аппликации делают работы, коллажи из открыток, из мятой бумаги, мозаичные аппликации (из манной крупы, из кусочков цветной бумаги). В средней группе к вышеперечисленным техникам добавляются: в лепке – остаются те же поделки из бумажного и соленого теста, в аппликации делают объемные изображения из бумаги, из пряжи, из яичной скорлупы, из крупы и макарон. В старшем дошкольном возрасте работа над техниками усложняется. Появляются новые нетрадиционные техники: в аппликации усложняется техника работы над объемной аппликацией, появляется техника тычкование (на тупой конец карандаша заворачивается кружок креповой бумаги и, придерживая за край кружочка, опустить его в клей и приклеить к основе), ниткография (к листу картона приклеиваются отрезки ниток или на экране из бархатной бумаги, фланели выкладывается изображение), аппликация из самоклеящейся пленки, пришивание элементов к общей композиции, используют в работе засушенные цветы, травинки, крупу, макароны; в лепке знакомятся с техникой папье-маше, продолжают делать поделки из соленого теста, рисуют пластилином (на картоне делается набросок, а потом он заполняется разноцветным пластилином разными способами: либо тонким слоем, либо маленькими шариками из пластилина). Помимо нетрадиционных техник, можно определить перечень нетрадиционных инструментов, но этот список не конечный.

Современная тенденция развития дошкольного образования требует обогащения и дополнения к стандартному (базовому) компоненту других областей образования, актуальность которых в развитии ребёнка, велика. Возникает необходимость в их интегрировании с той целью, чтобы для дошкольников не произошло увеличение образовательных нагрузок. Парциальные, авторские, дополнительные, примерные программы, с помощью интегрирования помогают приобщать дошкольников к изобразительному искусству. Интегрирование, как инновационный метод, помогает реализовать большое количество образовательных областей за меньшее время, что освобождает дошкольников от дополнительных нагрузок. С младшими дошкольниками интеграция строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются некоторые детали), на сочетании одних средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности. В старших группах интеграция происходит за счет специфики какого- либо вида деятельности и выполняет доминирующую роль.

Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей дошкольного возраста. Любой ребенок может выразить через рисование свое впечатление об окружающем мире, свои эмоции, свой характер. Это позволяет ему чувствовать пользу творчества, преодолевать препятствия к достижению благой цели. Педагог должен донести до воспитанников мысль о том, что в творчестве нет правильного или неправильного пути, а есть только свой путь.

Обогатить занятия по изобразительной деятельности инновационными технологиями задача современного педагога, идущего в ногу со временем. Это способствует более эффективному и целенаправленному процессу формирования духовно развитой личности. Научившись выражать свои чувства в своих работах в аппликации, лепке, в поделках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед, например пластилинографией, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо. В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей».

… В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий Игровая технология Тема: «Овощи»

Цель: Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:-       Закрепить у детей представления об овощах.-       Учить детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с использованием современных технологий Информационно-коммуникативная технология Тема "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и пове...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

Современные технологии художественной деятельности с детьми средней группы

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и...