Статья "Развитие математических способностей дошкольников (Из опыта работы воспитателя).
статья
В данной статье раскрываются особенности развития математических способностей дошкольников на разных возрастных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математических способностей дошкольников
(из опыта работы воспитателя).
Левина Надежда Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга
Математика — это фундаментальная наука, методы которой активно используются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по себе эта область знания работает с абстрактными отношениями и отношениями, то есть с сущностями, которые сами по себе не являются чем-то реальным.
В дошкольном возрасте закладывается основа знаний, необходимых ребенку в школе. Математика — это сложная наука, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Сегодня проблема формирования математического развития рассматривается в дошкольной педагогике как определенное условие развития личности ребенка. Преподавание математики в дошкольном возрасте помогает воспитывать у детей привычку полноценно, логично рассуждать о том, что происходит в окружающем их мире. Овладевая математическими знаниями, дети сравнивают, сравнивают, делают выводы, усваивают математические связи и отношения. Усвоение математического содержания способствует развитию ясности, точности и логического мышления, способности использовать символы, выявлять связи и отношения, обобщать и интерпретировать наблюдаемое.
Понятие "математическое развитие дошкольников" является достаточно сложным, комплексным и многомерным. Она состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, размере, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка "бытовых" и "научных" понятий.
В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
То есть мы в дошкольном возрасте:
- Формируем систему элементарных математических представлений.
- Формируем предпосылки математического мышления.
- Формируем сенсорные процессы и способности.
- Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.
- Формируем начальные формы учебной деятельности.
Основной формой работы по формированию элементарных
математических представлений является занятие (непосредственно образовательная деятельность). На занятиях решают большую часть программных задач. У детей формируют в определённой последовательности представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.
Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую очередь правильной структурой занятия, которая в свою очередь определяется объёмом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей.
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
1.Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4.Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Наглядность
6. Повторность
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются индивидуальные особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Прежде чем наметить для себя план работы по развитию математических представлений нами был проведен мониторинг по выявлению уровня усвоения знаний по ФЭМП у наших детей. Проведённая диагностика показала, что большинство детей имеют средний уровень развития в этой области, но есть и с низким уровнем. Было принято решение регулярно использовать в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, а также вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют.
Часто свои занятия я начинаю с элементов игры, появления «гостей», «письма», либо необычной игровой ситуации с элементами проблемности, что всегда вызывает интерес у детей. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Мы заметили, что построенная таким образом образовательная деятельность, дает свои результаты, у тех детей, которых сложно было чем-то заинтересовать проявился интерес к математике. На занятиях стараюсь разнообразить математический материал по характеру, тематике, способу решения, чтобы научить детей обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В своей работе использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математические КВН, викторины и т.п.) Они рассматриваются как одна из эффективных форм обучения дошкольников. Такие занятия строятся на игровых видах познавательной деятельности и имеют информационно - развлекательное содержание. Главное здесь - совместная неформальная деятельность детей и взрослых.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Так детям предлагаю в ходе «путешествия» или во время интеллектуальной игры преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания, соревноваться друг с другом или с героями. Наши дети очень полюбили такие занятия, они сами не замечая того, учатся и познают математику. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Индивидуальная работа – форма работы развития математических представлений. Она помогает педагогу позаниматься в индивидуальном порядке с ребенком, который не успевает или не понимает тот или иной вопрос. Именно индивидуальная работа помогает ребенку подтянуться по знаниям до своих сверстников, закрепить или повторить материал и почувствовать на занятиях себя более уверенно.
Самостоятельная деятельность и дидактические игры – это тоже формы работы по ФЭМП, которые тесным образом связаны друг с другом.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления;
- головоломки;
-логические задачи;
-кубики, лабиринты, головоломки;
-игры на составление целого из частей;
- игры на передвижение.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша, “Танграм”, палочками Кюизенера, квадратом Воскобовича, игры с интерактивной доской, в группе есть материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, математические тетради и прописи, это и сюжетные картинки и дидактические, настольно печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото. Помимо этого, наши дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком, разные ходилки. Предлагая ребёнку игру, я прежде всего ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их и помочь освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр невозможно решать без участия родителей. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Поэтому сначала мы выявили позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье.
В результате выяснили, многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых. Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходится заниматься домашними делами. С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений средствами включения детей в игру были организованы и проведены консультации, беседы, индивидуальные рекомендации.
На родительском собрании познакомили родителей с задачами учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления. о значимости игры для развития детей, благодаря данной работе родители стали активными участниками проводимых мероприятий, изменилось их отношение к организации детского досуга в домашних условиях.
Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика.
Вывод: Регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по
детской деятельности.
Список используемой литературы:
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2004.
2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей у дошкольников. Пособие. – М. 2005.
3. Бортникова Е. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. М., 2010.
4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2014.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1994.
7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1994.
8. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.
9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.
10. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие
познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.
СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
11. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для специальных высших заведений. /ред.-сост.И.Я. Зязюна –М.Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).
Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...
Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"
В данной статье говорится о том, что процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка ...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)
В статье обобщен педагогический опыт по использованию современных образовательных технологий проблемного обучения детей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей ...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога) «Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Криш...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта)
В статье я раскрываю понятие дошкольного возраста, характеризуя его через особенности развития психических процессов, через основной вид деятельности. Также раскрывается понятие математических с...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыта работы педагога) Консультация для воспитателей
Развитие математических способностей детей среднего и старшего возраста....