Доклад на тему "Ритм"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Наталия Борисовна

Доклад на тему "Ритм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_ritm_osnovnoy_variant.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд                                Доклад на тему:

«Обобщение педагогического опыта воспитателя по теме: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности.»

Цели:    

  1. Построение системы работы по развитию чувства ритма у дошкольников в процессе музыкального обучения и воспитания.  
  2. Углубление и дифференциация восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы ее образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения)
  3. Развитие у детей музыкальных способностей и чувства ритма.

Задачи:

  1. Создать образовательно-развивающую среду.
  2. Разработать методические рекомендации по развитию музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста.            
  3. Развивать навыки музыкально-двигательных качеств и умений: ловкости, координации движений, развитие гибкости и пластичности, воспитание выносливости, коммуникативных качеств, развития личности в целом.
  4. Развивать остроту слуха, чувство коллективного музицирования, творческого моделирования: уметь оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы движений, развивать импровизационные способности.
  5. Подготовить музыкально-дидактический материал.
  6. Провести работу с родителями на тему: «Развитие чувства ритма у детей»: консультации, беседы, помощь в изготовлении шумовых инструментов дома.

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом.»
(Э.Жак-Далькроз)

3 слайд.  Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание, ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать ее характер.  Формирование чувства ритма-важнейшая задача педагогаПроблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак – Далькроз, Н. А. Ветлугина и д. р.

В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

 Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.                                                                                                          

4 слайд. В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию. Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр». Поскольку у большинства детей страдает чувство ритма, нужно развивать его в игровой форме, чтобы детям было интереснее. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Это могут быть различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки, кубики и т. д.). Подобные игры направлены не только на развитие чувства ритма, но и являются помощниками в воспитании коммуникативных качеств.          

( стучим и передаем палочки по кругу под музыку-флэшка)    

 5 слайд   Если добавить слова, стишки, песенки, потешки, то возможно, заменить музыку словами. Это будет способствовать развитию речи и ритмического слуха вместе. Ритм будет передаваться через стихотворный размер. Ритмические игры, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной активностью человека, поэтому надо научить ребенка физически прочувствовать ритм.     ( ритмическое исполнение потешки по картинке)  Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, тембр. Эти выразительные средства изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, в движении, они доступны детям уже в младшем возрасте.

6слайд Развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению – это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов.  У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально – ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. 

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.           

7 слайд  В своей работе я использую поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям:  

На первом этапе я использую такой прием, как «вовлекающий показ в зеркальном отражении», учу детей  подражанию.

На втором этапе  развиваю умение самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции).

На третьем этапе ( заключительном) развиваю способности к творческому самовыражению в движении под музыку.

Известно, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку

8 слайд Вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с реализуемой мной программой музыкального воспитания в детском саду «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой.

Программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений. Я, наряду с предложенным материалом использую методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаю эффективными в работе по данному направлению. Большую помощь здесь оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой, «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; «Ритмическая мозаика»

Н. Бурениной. Весь материал я условно распределила на два раздела.

9 слайд  

Первый раздел – я начинаю со словесно - ритмических игр:

Игры с именами: « Назови и прохлопай свое имя» (в соответствии со слогами) « Назови и прохлопай имя своего друга» Хлопки можно заменить другими движениями-притопами, ударами кулачков, шлепками.     ( прохлопать)  

Игры по типу « Вопрос-ответ»: (педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).  

Ритмические игры с предметами: - с деревянными палочками, кубиками, картинками; (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).  ( простучать ритм на картинке)

- использовали приём «ритмическое эхо»;       ( пропеть)

С детьми 5-и лет веду работу по ознакомлению с длительностями.

Второй раздел:

Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.

Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах;                ( самомассаж рук)

Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.

Пальчиковые игры, в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;                ( проговаривая, выполнять движения руками)

Ритмические танцы

Ритмические игры; в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма.

( прохлопать заданный фигурками ритм, придумать свой и прохлопать его)

Ритмические импровизации (придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке; придумать ритмический аккомпанемент музыке; придумать комбинацию ритмичных движений).            

10 слайд  

В младших группах использую, игры с картинками и игры с игрушками.  Учу прохлопывать ритмический рисунок попевки, используя при этом различные ударные инструменты, совмещая текст и движения. Дети передают ритм на бубне, кубиках, палочках, барабане, деревянных ложках.

В старшей группе знакомлю детей с длительностями, объясняю, что в одном долгом звуке «помещаются» 2 коротких и на примере зайчиков, показываю, что в одном большом зайчике помещаются 2 маленьких. Дети  учатся самостоятельно выкладывать ритмические рисунки. При разучивании ритмических упражнений, развиваю у детей образное мышление.

В подготовительной группе буду учить детей выкладывать не только ритмические формулы, но и целые ритмические цепочки из картинок. Обучение детей нотной грамоте проходит через музыкально-дидактическую игру.

 Третий раздел: творческая импровизация, самовыражение детей. Работа по развитию музыкальных способностей находит своё отражение не только на музыкальных занятиях, но и в других формах музыкальной деятельности: индивидуальной работе, музыкально – игровых досугах, а также самостоятельной деятельности.

Например, в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивал на барабане ритмический рисунок, а другой точно его воспроизводил, или один исполнял несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывал ноты-кружки на столе, изображая направление мелодии и её ритм.

11 слайд

Работа с семьёй.

Большое значение для развития музыкальных способностей имеет тесный контакт с семьёй. Включение родителей в педагогический процесс по музыкальному    образованию дошкольников с целью повышения качества их музыкального    развития в домашних условиях.

  • Консультации по интересующим проблемам
  • Помощь в изготовлении костюмов, реквизита, декораций.
  • Совместная деятельность в музыкально-игровых досугах.
  • Индивидуальные беседы.                        

12 слайд   Для успешной реализации данной программы я разработала перечень музыкальных игр, способствующих развитию  чувства ритма детей и внедрила их в систему музыкальных занятий, индивидуальную и самостоятельную деятельность. Усовершенствовала формы и методы работы, развивающие метроритмические навыки, творческую активность в процессе использования музыкальных игр. Наработала вспомогательный музыкально – дидактический материал и использую его в учебно – педагогическом процессе.

Мною изготовлены музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма у старших дошкольников, ритмические карточки, фигурки для самостоятельного составления ритма, картотека логоритмики.

Создана фонотека  СД- записей.

Дети в игровой доступной форме осваивают музыкальную грамоту. Все виды музыкальной деятельности применяются во взаимосвязи и интеграции, что способствует развитию творческих способностей детей, их уверенности в себе.        

                                   Спасибо за внимание

13 слайд              Список используемой литературы: 

1.И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» – СПб.: Композитор,2005.                                                                                                                               2.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста).                                                                                          3. Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Умные пальчики. СПб.: Композитор.

 


 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...