«Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
учебно-методический материал (младшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Аист» комбинированного вида
города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ
План по самообразованию
Тема: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
Возрастная группа: младшая
Выполнила воспитатель:
Гизатуллина А. И
2024 год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей
и нашел в этом труде личную радость,
он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
В. А. Сухомлинский
ТЕМА: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2023г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2024г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ЦЕЛЬ: знакомство и овладение передовыми педагогическими технологиями;
создание оптимальных условий для всестороннего физического, творческого и эмоционального развития детей и укрепления их здоровья.
ЗАДАЧИ: 1. развитие трудовых навыков;
2. включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
3. воспитание положительного отношения к труду.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: у меня, как у педагога-воспитателя сформируются
основы педагогического мастерства и профессионализма:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста
умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
- представление о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
- ответственное отношение порученному делу;
- уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
- Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный документ]
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный документ]
- Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства [Текст] Р.Буре Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. - С.17-25.
- Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст]: учебное пособие Ф.И. Иванова. – Мн.: Высш. Школа, 2010. -143с.
- Николаев, В.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях [Текст] В.А.Николаев, М.А. Шошин Педагогика. – 2011. - №6. – С. 51-57.
- Островская, С.А. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст]: учебное издание Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 160с.
АКТУАЛЬНОСТЬ: "Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека". В.А.Сухомлинский
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.A. Сухомлинский.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе, писал Сухомлинский.
Вопросы трудового воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день являются актуальными. Труд всегда рассматривался одним средств воспитания и необходимым условием для творческого развития личности.
Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» ставит перед педагогами задачи, связанные с «формированием у детей активной позиции – наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за нее».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» — это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Сентябрь-Ноябрь 2023г.- Организационно – теоретический.
1. Изучение педагогического опыта
2. Детальное изучение методической литературы по данной проблеме.
3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
4. Прогнозирование результатов.
5. Консультация для родителей «Воспитания трудолюбия детей»
Декабрь 2023 – апрель 2024г. - Накопительно – практический.
- Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых
- Привлечение детей к помощи воспитателя, помощника воспитателя.
- Ручной труд: изготовление поделок
- Посадка крупных семян овощей «Огород на окне»
- Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.
Май 2024
Заключительный
Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к воспитанию детей посредством трудовой деятельности
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
2. Отчет по теме самообразования
Отчет по самообразованию
по теме: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
воспитателя младшей группы №07 Гизатуллиной А.И.
«Землю красит солнце, а человека — труд.»
Если с детства воспитывать в ребенке терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь! И младший дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.
Целью работы по самообразованию для меня было формирование у детей основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить методическую литературу по трудовому воспитанию дошкольников;
- углубить собственные знания по организации трудового воспитания дошкольников;
- развивать трудовые навыки детей;
- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
- способствовать всестороннему развитию детей в труде.
Мною была изучена следующая литература:
- Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст]: учебное пособие Ф.И. Иванова. – Мн.: Высш. Школа, 2010
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
Изучение литературы помогло мне понять, что для формирования навыков самообслуживания в своей работе нужно использовать игровые приемы, поскольку именно они позволяют более активно воздействовать на малыша. Видное место при этом отводится дидактическим играм, дидактическим упражнениям («Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Научим Катю раздеваться после прогулки», «Помоги Танечке», «Уложим куклу спать», «Оля проснулась», «Одень куклу после сна», «Кукла собирается в гости», «Что сначала, что потом?»). С помощью таких игр и упражнений формируем у детей умение последовательного одевания и раздевания в соответствии сезону года, погоде. Игры способствуют закреплению умения различать предметы одежды по названию и т. д.
Ежедневно развиваю и закрепляю у детей гигиенические навыки: показываю, как правильно намыливать руки, смывать мыло, разворачивать полотенце, вытирать руки насухо. Во время умывания для поддержания интереса у детей читаю всем известные потешки: «Водичка, водичка…», «Знаем, знаем да, да, да в кране прячется вода…» и т. д.
При приеме пищи закрепляю умение у детей самостоятельно держать ложку, сидеть прямо, наклоняться над тарелочкой, кушать аккуратно. Знакомлю детей с правилами поведения за столом.
При обучении самообслуживанию также использую алгоритмы: как правильно одеться на улицу, мыть руки. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.
Использую такой эффективный прием, как положительный пример сверстников («Посмотри, как Варя быстро и правильно одевается!»).
По окончании игр в группе и на прогулке, приучаю детей убирать игрушки на свои места. Воспитываю заботливое отношение к игрушкам. Учу замечать все ли на месте, какой порядок мы навели.
Приобщаю детей к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала). Эти трудовые поручения носят форму совместного труда со взрослым. При обучении труду в природе учу проявлять интерес к жизни растений и животных, помогать взрослым ухаживать за ними.
В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»; дидактические игры: «Назови профессию».
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: беседы, консультации, видео-показ и фотоотчет «Как мы умеем трудиться».
Можно сделать вывод, что дети для своего возраста хорошо овладели и овладевают умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и ручном труду,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 22.85 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Аист» комбинированного вида
города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ
План по самообразованию
Тема: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
Возрастная группа: младшая
Выполнила воспитатель:
Гизатуллина А. И
2024 год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей
и нашел в этом труде личную радость,
он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
В. А. Сухомлинский
ТЕМА: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2023г. ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2024г. ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная ЦЕЛЬ: знакомство и овладение передовыми педагогическими технологиями;
создание оптимальных условий для всестороннего физического, творческого и эмоционального развития детей и укрепления их здоровья.
ЗАДАЧИ: 1. развитие трудовых навыков;
2. включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
3. воспитание положительного отношения к труду.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: у меня, как у педагога-воспитателя сформируются
основы педагогического мастерства и профессионализма:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста
умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
- представление о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
- ответственное отношение порученному делу;
- уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
- Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный документ]- Режим доступа: http://минобрнауки.рф
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный документ] – Режим доступа:
- Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства [Текст] Р.Буре Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. - С.17-25.
- Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст]: учебное пособие Ф.И. Иванова. – Мн.: Высш. Школа, 2010. -143с.
- Николаев, В.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях [Текст] В.А.Николаев, М.А. Шошин Педагогика. – 2011. - №6. – С. 51-57.
- Островская, С.А. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст]: учебное издание Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 160с.
АКТУАЛЬНОСТЬ: "Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека". В.А.Сухомлинский
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.A. Сухомлинский.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе, писал Сухомлинский.
Вопросы трудового воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день являются актуальными. Труд всегда рассматривался одним средств воспитания и необходимым условием для творческого развития личности.
Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» ставит перед педагогами задачи, связанные с «формированием у детей активной позиции – наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за нее».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» — это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Сентябрь-Ноябрь 2023г.- Организационно – теоретический.
1. Изучение педагогического опыта
2. Детальное изучение методической литературы по данной проблеме. 3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Прогнозирование результатов.
5. Консультация для родителей «Воспитания трудолюбия детей»
Декабрь 2023 – апрель 2024г. - Накопительно – практический.
- Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых
- Привлечение детей к помощи воспитателя, помощника воспитателя.
- Ручной труд: изготовление поделок
- Посадка крупных семян овощей «Огород на окне»
- Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.
Май 2024
Заключительный
Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к воспитанию детей посредством трудовой деятельности
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
2. Отчет по теме самообразования
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
по теме: «Воспитание детей посредством трудовой деятельности»
воспитателя младшей группы №07 Гизатуллиной А.И.
«Землю красит солнце, а человека — труд.»
Если с детства воспитывать в ребенке терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь! И младший дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.
Целью работы по самообразованию для меня было формирование у детей основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить методическую литературу по трудовому воспитанию дошкольников;
- углубить собственные знания по организации трудового воспитания дошкольников;
- развивать трудовые навыки детей;
- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
- способствовать всестороннему развитию детей в труде.
Мною была изучена следующая литература:
- Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст]: учебное пособие Ф.И. Иванова. – Мн.: Высш. Школа, 2010
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
Изучение литературы помогло мне понять, что для формирования навыков самообслуживания в своей работе нужно использовать игровые приемы, поскольку именно они позволяют более активно воздействовать на малыша. Видное место при этом отводится дидактическим играм, дидактическим упражнениям («Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Научим Катю раздеваться после прогулки», «Помоги Танечке», «Уложим куклу спать», «Оля проснулась», «Одень куклу после сна», «Кукла собирается в гости», «Что сначала, что потом?»). С помощью таких игр и упражнений формируем у детей умение последовательного одевания и раздевания в соответствии сезону года, погоде. Игры способствуют закреплению умения различать предметы одежды по названию и т. д.
Ежедневно развиваю и закрепляю у детей гигиенические навыки: показываю, как правильно намыливать руки, смывать мыло, разворачивать полотенце, вытирать руки насухо. Во время умывания для поддержания интереса у детей читаю всем известные потешки: «Водичка, водичка…», «Знаем, знаем да, да, да в кране прячется вода…» и т. д.
При приеме пищи закрепляю умение у детей самостоятельно держать ложку, сидеть прямо, наклоняться над тарелочкой, кушать аккуратно. Знакомлю детей с правилами поведения за столом.
При обучении самообслуживанию также использую алгоритмы: как правильно одеться на улицу, мыть руки. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.
Использую такой эффективный прием, как положительный пример сверстников («Посмотри, как Варя быстро и правильно одевается!»).
По окончании игр в группе и на прогулке, приучаю детей убирать игрушки на свои места. Воспитываю заботливое отношение к игрушкам. Учу замечать все ли на месте, какой порядок мы навели.
Приобщаю детей к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала). Эти трудовые поручения носят форму совместного труда со взрослым. При обучении труду в природе учу проявлять интерес к жизни растений и животных, помогать взрослым ухаживать за ними.
В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»; дидактические игры: «Назови профессию».
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: беседы, консультации, видео-показ и фотоотчет «Как мы умеем трудиться».
Можно сделать вывод, что дети для своего возраста хорошо овладели и овладевают умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и ручном труду,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
Труд - это могучий воспитатель, а также средствовсестороннего развития человека. А. С. Макаренко....
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.»
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...
Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности".
Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности"...
План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...
"Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимания необбходимости трудовой деятельности....
Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...