"Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимания необбходимости трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
list_po_samoobrazovaniyu.docx | 55.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №117 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
«План по самообразованию педагога»
Гирфанова Гузель Калимулловна
6 лет
(стаж работы)
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
2018-2023
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
Цель: Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
- Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
- Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
- Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Актуальность
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Труд ребенка отличается от труда взрослых людей. Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладевают трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Формы организации труда детей дошкольного возраста: Поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом
2018-2019
Содержание работы
Месяц | Тема | Формирование представлений о труде взрослых | Трудовая деятельность в группе | Трудовая деятельность на прогулке | |||
Сентябрь | Осень | Наблюдение за трудом дворника и на участке детского сада | Приучать детей убирать игрушки на свои места, формировать бережное отношение к вещам, игрушкам. | Привлекать детей к сбору природного материала (листьев). | |||
Октябрь | Игрушки | Наблюдение за трудом воспитателя (мытье игрушек). | Игровой прием «Покажем мишутке как правильно надо расставлять игрушки» | Приучать детей убирать игрушки по окончании прогулки (в корзину). | |||
Ноябрь | «Водичка-водичка» | Наблюдение за няней (мытье полов, посуды, протирание пыли и т.д.) | Учить детей мыть руки с мылом, на сухо вытирать. Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок. | Приобщать детей мыть руки после прогулки. Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда. | |||
Декабрь | Новый год | Наблюдение за трудом взрослых, украшающих группу и другие помещения детского сада. | Помощь в изготовление елочных игрушек. | Привлечь детей к украшению участка детского сада. | |||
Январь | Зимушка-зима | Наблюдение за трудом взрослых: работой дворника, работой водителя управляющего снегоуборочной машиной. | Приучать детей самостоятельно одеваться после сна, в определенной последовательности. Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы. | Привлекать детей к посильной помощи дворнику убирать дорожки от снега. | |||
Февраль | Посуда | Наблюдение за трудом младшего воспитателя при подготовке к завтраку, обеду и ужину. | Поощрять желание детей участвовать в сервировке стола. Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т.д | Прямое обучение умению застегивать «молнию» (на дидактическом пособии). | |||
Март | Ягоды, фрукты, овощи | Наблюдение за работой повара. | Работа в уголке живой природы: посадка лука, полив комнатных растений и уход за ними. | Дидактическая игра «Поручения» -привлекать детей к выполнению простейших поручений. | |||
Апрель | Профессии | Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы. Наблюдение за трудом взрослых (повара, медсестры, прачки) | Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения. | Поливать посаженный лук. Игра-занятие: «Мы посадим лук, лук…» | |||
Май | Я в мире человек | Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивание растений водой. | Приучать детей следить за своим внешним видом: Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей. Игра: «приведи куклу в порядок». | Труд на участке детского сада. Наблюдение за трудом старших дошкольников, помогающим воспитателю ухаживать за клумбой. |
Труд – основное условие всей человеческой жизни (вторая младшая группа)
2019-2020
Содержание работы | ||||
Месяц | Тема | Формирование представлений о труде взрослых | Трудовая деятельность в группе | Трудовая деятельность на прогулке |
Сентябрь | «Мой детский сад» | Знакомить детей с работой других профессий. Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым. | Привлечь детей к помощи няне убрать салфетницы и хлебницы. Беседа «Всему свое место». | По окончанию прогулки попросить детей собрать игрушки в корзину и отряхнуть их от песка; воспитывать чувство радости и желание принимать участие вместе трудиться. |
Октябрь | «Я люблю трудиться» | Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию). | Игра «Убери мусор в корзину». Объяснить детям, что для мусора есть специальные корзины; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок. | Посильная помощь дворнику – уборка веточек, воспитывать отзывчивость и доброжелательность. |
Ноябрь | «Как я помогаю…» | Помочь няне развешивать полотенца в умывальной комнате. Учить расправлять полотенце, вешать за петельку. Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда. | Поручения, связанные с трудом в природе. Показ. Под руководством воспитателя протирать крупные листья. Цели: Дать детям понятия о том, что за растениями нужно ухаживать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия. Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Сгребать листву в кучу. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневному труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих. |
Декабрь | «Здравствуй зимушка зима» | Закрепить понятия «много» и «один»; развить трудовые умения, воспитать желание помогать взрослому. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Расставлять стулья (в групповой комнате). Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения. Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь. | Труд в природе. Показ. Подкармливать птиц. Цели: Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу. |
Январь | «Все мы делаем по порядку» | Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост). Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления к труду взрослых, общественной значимости труда. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Показ. Цели: Учить снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; бережное отношение к вещам, самостоятельность. | Поручение: работа на участке. Учить сметать снег со скамеек и построек. |
Февраль | Мы едем, едем, едем | Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом шофера (ведет машину, сгружает продукты, ремонтирует). Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Самообслуживание в процессе умывания. Разыгрывание игровой ситуации «Причеши куклу Катю после сна». Цели: Учить: пользоваться расческой. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость и аккуратность. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Объяснение. Сметать снег со скамеек, построек; собирать снег в кучу. Цели: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки работы с лопатами. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневному труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу. |
Март | «Весенние превращения» | Ознакомление с трудом взрослых. Экскурсия в прачечную, наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати». Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемыми взрослыми. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Убирать строительный материал, помогать товарищам убирать игрушки. Цели: Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Развивать стремление к общению. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться. Формировать дружеские взаимоотношения. Воспитывать стремление оказывать помощь. | Поручения, связанные с трудом в природе. Продуктивная деятельность. Под руководством воспитателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Цели: Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю). Закреплять представления об уходе за растениями. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. |
Апрель | «Все работы хороши» | Ознакомление с трудом взрослых. Вместе с родителями понаблюдать за трудом продавца. Беседа. Цели: Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Объяснение. Переодевать кукол. Цели: Закреплять знания об одежде, последовательности раздевания и одевания; упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц, застежек. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам. Воспитывать стремление оказывать помощь. | Поручения, связанные с трудом в природе. Обучение. Поливать рассаду. Цели: Закреплять представления об уходе за растениями. Учить пользоваться лейкой (воду нужно лить под листья). Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. |
Май | Моя весна | Ознакомление с трудом взрослых. Рассматривание иллюстраций с изображением работающих людей (мама шьет, стирает, готовит, шофер ведет машину, парикмахер делает стрижку, птичница кормит цыплят) и других иллюстрации, доступных пониманию детей. Цели: Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Цели: Закреплять умение детей аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим) | Поручения, связанные с трудом в природе. Высадка рассады в грунт. Наблюдение. Учить высаживать растения в грунт. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу; желание трудиться сообща; стремление к труду; наблюдательность, эстетическую отзывчивость. |
Радость труда – могучая воспитательная сила ( средняя группа)
2020-2021
Содержание работы | ||||
Месяц | Тема | Формирование представлений о труде взрослых | Трудовая деятельность в группе | Трудовая деятельность на прогулке |
Сентябрь | «Всему свое место» | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд. Беседа. Помогать убирать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы). Цели: Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Воспитывать уважение к труду няни; бережное отношение к посуде.
| Самообслуживание в процессе одевания и раздевания Показ. Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Так же учить убирать игрушки на свои места; бережное отношение к ним. | Поручения, связанные с трудом в природе. Объяснение. Убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележки, отвозить в определенное место. Цели: Учить выдергивать растения и осторожно, бережно класть в корзину, ящик; пользоваться тележками, граблями; насыпать листву в тележку, в ведра, засыпать кусты. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. |
Октябрь | «Мы взрослеем» | Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке). Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле с одеждой». Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Д/игра «Кому, что нужно для работы. | Труд в природе: Подметание дорожек, сгребание листьев в кучу. Перекопка грядок на огороде, окапывание деревьев и кустарников. |
Ноябрь | «Дары осени» | Экскурсия по детскому саду: в прачечную, на кухню, в кабинет заведующей. Цель: Закрепить представление детей о работе сотрудников детского сада, формировать представление детей, что все взрослые трудятся. | Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать. Воспитывать стремление всегда быть аккуратным, опрятным. | Труд в природе: Подвешивание кормушек; уборка участка сухих веточек; кормление птичек у кормушки; сбор мусора с участка в определенное место. |
Декабрь | «Я люблю зиму» | Экскурсия в музыкальный зал. Цель: Знакомство с трудом музыкального работника. Раскладывать по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убирать в коробки по окончании занятия). Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца. Формировать дружеские взаимоотношения. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Расставлять на столах краски, материал (раздаточный) перед занятием. Дид. игра «Шнуровка» Цель: Учить застегивать и расстегивать пуговицы. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого, самостоятельность. | Труд в природе и на участке: - очистка участка от снега; - расчистка дорожек от снега; - расчистка снега со скамеек; - расчистка от снега дорожки, ведущей к кормушке; - кормление птичек у кормушки. - сбор снега для постройки; - расчистка дорожки после снегопада; - сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой; - кормление птичек у кормушки; - постройка снежной горки. |
Январь | «Какие мы хорошие» | Чтение худ. литературы. Под руководством воспитателя поливать растения. Цели: Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия. Закреплять названия растений (фикус, герань). Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность. | Самообслуживание: Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вещать; учить просушивать мокрую после прогулки одежду. Учить самостоятельно или с помощью взрослого поддерживать одежду в порядке. | Труд в природе и на участке: - постройка из снега столовой для птиц; - посыпание скользких дорожек песком; - постройка снежной горки; - кормление птичек у кормушки; - сгребание снега в определенное место для построек |
Февраль | «Моя любимая книга» | Хозяйственно-бытовой труд: - помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок); - уход за игрушками, их мытьё; - стирка кукольной одежды; - участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы; - помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др. | Дежурство: - дежурство по столовой; - дежурство по группе; - дежурство в уголке природы; - дежурство по подготовке материалов к занятию. Закрепление навыков дежурства по столовой. Совершенствование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе. Совершенствование умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями. | Труд в природе и на участке: - сгребание снега в определенное место для построек; - расчистка кормушек от снега, кормление птиц; - расчистка дорожек от снега; - постройка из снега столовой для птиц; - закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек. - расчистка дорожек от снега; - посыпание скользких дорожек песком; - сгребание снега вокруг деревьев; - кормление птичек у кормушки; - сгребание снега в определенное место для построек. |
Март | «Мы чистюли» | Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом дворника. Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда. Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Чтение Чуковского «Федорино горе». Цели: Учить аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим). | Труд в природе и на участке: - коллективная очистка участка от остатков снега и мусора; - коллективная очистка участка от остатков снега и мусора; - сбор на участке сухих листьев; - кормление птичек у кормушки; - уборка мусора на участке. -вскапывание песка в песочнице; - сбор на участке сухих веток; - помощь взрослым в посадке деревьев; - помощь взрослым во вскапывании огорода; - кормление птичек у кормушки. |
Апрель | «Солнышко блестит…» | .Совместный труд с няней по уборке группы цель: учить получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка; воспитывать положительное отношение к труду | Беседа об обязанностях дежурных Цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных по различным видам деятельности; воспитывать положительное отношение к дежурству. Самообслуживание в процессе умывания. Разыгрывание игровой ситуации «Расскажи Незнайке зачем нужен носовой платок». Цели: Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок); проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду). | Труд в природе и на участке: - наведение порядка на участке; - подметание дорожек; - расчистка дорожек от мусора; - помощь взрослым в посадке цветов на клумбе. Вызывать желание трудиться в коллективе. Учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком). Показать пример уважительного отношения к труду. Воспитывать желание трудиться. Воспитывать желание трудиться сообща. |
Май | «…травка зеленеет» | Ознакомление с трудом взрослых. Сюжетно-дидактические игра «Больница», Цели: Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх. | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Подметать пол в домиках и прочих постройках. Цели: Закреплять умение детей пользоваться веником, выметать сор из углов, мести в сторону выхода. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу. | Поручения, связанные с трудом в природе. Высадка рассады в грунт. Наблюдение. Учить высаживать растения в грунт. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу; желание трудиться сообща; стремление к труду; наблюдательность, эстетическую отзывчивость. |
Путешествие в страну чистоты в старшей группе
2021-2022
Содержание работы | ||||
Месяц | Тема | Формирование представлений о труде взрослых | Трудовая деятельность в группе | Трудовая деятельность на прогулке |
Сентябрь | «Осенние подарки» | Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знание о труде людей в разное время года. | Складывание кроватных покрывал. Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность. Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями. Цель: Учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. | Сбор урожая и семян на огороде в детском саду. НОД «Собираем урожай»-вызывать желание трудиться, пробуждать принимать активное участие в сборе урожая. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого. |
Октябрь | «Мой дом» | Наблюдение за работой медсестры. Уточнить имеющиеся знания о данной профессии; воспитывать положительное отношение к ней. | Мытье комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе. | Сбор листьев на участке. Посильная помощь дворнику, воспитывать отзывчивость и доброжелательность. |
Ноябрь | «Мой город» | Познакомить детей с трудом творческих профессий художников, писателей, композиторов и мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты. | Продолжать учить раскладывать столовые приборы; закрепить понятие «столько-сколько» при раскладывании тарелок, ложек; воспитывать желание помогать старшим. | Трудовое поручение: собирать игрушки в конце прогулки. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности. |
Декабрь | «Зимние забавы» | Знакомство с профессией «животновод». Формировать обобщенные представления о социальной значимости труда людей; расширять знания о труде людей в сельской местности; воспитывать уважение к труду взрослых. | Изготовление украшений к празднику. Совершенствовать навыки ручного труда в работе с бумагой; воспитывать бережное отношение к результатом своего труда. | Поручения: работа на участке. Очистить лопатой дорожки к участку. |
Январь | «В гостях у снежной бабы» | Знакомство с профессией «Овощевод», «садовод». Показать путь попадания фруктов и овощей на прилавки магазинов; воспитывать уважение к результатам деятельности людей. | Навести порядок в шкафу с инвентарем; по уходу за уголком природы; Разобрать новогодние украшения в группе. Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя самостоятельность, планировать работу; воспитывать аккуратность. Продолжать учить действовать в организованном труде большого количества сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других; воспитывать ответственное отношение к труду. | Поручения: работа на участке. Закреплять умения расчищать небольшой отрезок дорожки. Учить собирать снег в кучу. |
Февраль | Проводы зимы | Беседа о том, кем работают родители. Продолжать учить соотносить свою деятельность с трудом других; формировать культуру труда; прививать любовь к труду. Расширять кругозор; воспитывать уважение к различным профессиям, гордость за родителей. | Упражнение « Наши вещи ложатся спать». Продолжать учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам. Убрать строительный материал после игры. Воспитывать привычку убирать за собой игрушки. | Очистка крыльца от снега- воспитывать аккуратность при выполнение трудовых действий. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые действия. |
Март | «Весна пришла» | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Уточнить знания о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать интерес к труду. | Отбор игрушек, подлежащих ремонту. Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пересадка комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; формировать умение работать старательно. | Совместная деятельность «Покормим птиц»- закрепить знания о жизни птиц зимой, весной воспитывать желание заботиться о них. |
Апрель | «Солнышко лучистое» | Рассказать о профессиях педагога, врача, строителя, транспорта и др. Объяснить, что для облегчения труда используются разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат и т.п.) | Дежурство в обеденной зоне; уборка групповой комнаты; посев семян укропа и петрушки; мытье игрушек. Развивать творчество и инициативу при выполнение различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. | Посадка растений, цветов; бережное отношение к ним. Ежедневный полив. |
Май | «Кем быть» | «Оформление альбома «Кем быть». Обобщить знания о различных специальностях; поддерживать стремление подражать взрослым в процессе игровой деятельности. | Ремонт книг; генеральная уборка в уголке природы; Привлекать детей к выполнению поручений, привлекать малоактивных детей. Поощрять успехи детей. | Привлекать детей к посильному участию в прополке сорняков. Воспитывать умение трудиться совместно с взрослыми. |
Развитие у детей простейших трудовых навыков (подготовительная группа)
2022-2023
Содержание работы | ||||
Месяц | Тема | Формирование представлений о труде взрослых | Трудовая деятельность в группе | Трудовая деятельность на прогулке |
Сентябрь | «Мы чистюли» | «Кто где работает?» | Игра «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность. Закреплять умения детей следить за личной гигиеной. | Поручение: «Сбор листьев на участке»- побуждать принимать активное участие в уборке прогулочного участка. |
Октябрь | «Мое здоровье» | «Познание» «Здоровье» «Мое здоровье в моих руках» - формировать у детей интерес к профессии врача, взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни. | Д.и. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду. Складывание кроватных покрывал – закреплять умения правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность. | Приобщать детей мыть руки после прогулки. Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда. |
Ноябрь | Осенняя листва. | «Кто это знает и умеет?» | Беседа «Культура поведения во время еды». Чтение: С. Махотин «Завтрак». Учить аккуратно есть ложкой, и пить из бокала. | Труд в природе: подготовка кустарников к зиме. Задача: закрепить знания о необходимости сгребания листьев к корню куста. |
Декабрь | Книга – мудрость. | «Кто это делает?» | Коллективный труд: «Заклеим книжки». Цель: вызвать у детей уважение к труду взрослых, писателей; воспитывать бережное отношение к книгам. Трудовое поручение: «Выбери тупые карандаши». Цель: продолжать учить детей пользоваться точилкой для карандашей. | Трудовое поручение: расчистка дорожек к кормушке, утепление ствола деревьев снегом. Задача: предложить детям придумать, как можно выполнить два поручения одновременно. |
Январь | «Кем бы я хотел стать…» | «Все профессии важны- все профессии нужны»- закреплять и расширять представления детей о труде взрослых. Узнать о профессии мамы и папы. | Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей личной гигиены в быту, представление детей о необходимости выполнения правил личной гигиены. | Поручения «Помочь дворнику в уборке снега на участке»- развивать умение видеть целесообразность трудовых действий. |
Февраль | Профессия моего папы. | Наблюдение за работой водителя спец. Транспорта - расширять знания о спец. Транспорте воспитывать интерес к технике и труду взрослых. | Дежурство по столовой. Задача: повышение самостоятельности детей на каждом этапе дежурства. | Совместная деятельность «Покормим птиц» - закрепить знания о зимующих птицах, воспитывать желание заботиться о них. |
Март | Помощь маме. | Подбор иллюстраций о труде взрослых – Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | Проверять, все ли осталось в порядке перед уходом на занятие, прогулку: порядок складывания одежды в шкафах, на стульях, состояние кроватей после их уборки детьми. Приводить в порядок кукол: мыть, причесывать, при необходимости менять одежду. Мыть и протирать игрушки, строительный материал. | Свозить снег на клумбы; подгребать снег под деревья и кусты; посыпать дорожки песком; убирать снег; освобождать от снега постройки. Цель: учить работать коллективно, помогать друг другу и начатое дело завершить до конца. |
Апрель | Весеннее солнышко. | СРИ «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли. | Д.И. «Завяжи шнурки»- закрепить умения самостоятельно завязывать шнурки на ботинках. Ремонт книг- совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам. | Сбор на участке мелкого мусора, поломанных веток – воспитывать положительное отношение к труду и формировать желание трудиться сообща. « А теперь за дело дружно, убирать участок нужно!» |
Май | Каким я стал самостоятельным. | Рассматривание картины «Труд дворника». Цель: продолжать закреплять знания детей о труде дворника, его рабочем инвентарем, прививать интерес к труду взрослых, развивать желание поддерживать чистоту. | «Уборка строительного материала». | Поручения на участке. Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение. Очищать песок от мусора. Поливать песок, собирать его в кучу. Убирать участок, веранду, постройки. |
Литература:
1. Кокарева Н. Н. "Любить труд на родной земле".
2. Т. А. Маркова, В. Т. Нечаева "Нравственное воспитание в детском саду".
3. В. Т. Нечаева "Воспитание дошкольников в труде".
4. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991. Маркова Т.А.
5. Учите детей трудиться. - М., 1983. Буре Р.С., Година Г.Н.
6. Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности./ Д. В. Сергеева М.: Просвещение,1987.
7. Герепанова И.Б. "Дети взрослеют в труде".
8. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава "Растим самостоятельных и инициативных" / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М.: Ювента 2001.
9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г.Рузской.-М.,1989.
10. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание.-1977.-№2.
11. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста.- Новосибирск: ГЦРО, 2000.
12. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
13. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.
14. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – Минск, 1988.
15 Труд и наблюдения в труде.- М., 1987.
16. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский – М.: Прогресс, 1985.
17. Черепанов, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
Труд - это могучий воспитатель, а также средствовсестороннего развития человека. А. С. Макаренко....
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.»
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...
План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...
Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...
План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию...