Причины детской агрессивности и пути их коррекции
консультация по психологии

За последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывает серьёзное беспокойство.

             Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

             За последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывает серьёзное беспокойство.

             Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.

             Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.

             Если проанализировать всё многообразие западных концепций, то можно, пожалуй, выделить три наиболее значимых из них.

             Первая – «Теория влечений» (психоэнергетическая модель). Одним из основоположников этой теории является З. Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несёт в себе энергию разрушения.

             Однако данная теория имело много слабых мест. Сторонники теории инстинктов считали, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью и единственной надеждой остаётся направление её по нужному руслу. Так же считали, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

             Вторая – « Фрустрационная теория» (гомеостатическая модель).

             Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается  Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция фрустрации, т.е. переживание неудачи, возникающее при наличии реальных и мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием.

             Агрессия понимается, как намерение навредить другому своим поведением, как «акт», целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму.

             Однако, как и предыдущая  концепция, фрустрационная теория не избежала замечаний в свой адрес. Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот.

             Третья – « Теория социального научения» (бихевиоральная модель).

             В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. На первый план выходит так называемый образец поведения родителей, других взрослых людей. В частности было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

             Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия.

             Если говорит о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное или несловесное обращение. Это может быть похвала и  выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты.

             Итак, определим, что такое агрессивное поведение.

             Агрессивное поведение – это действия, целью которых является нанесение страдания и ущерба другим, демонстрация собственного превосходства в силе.

             Агрессивное поведение нельзя однозначно считать «плохим». Возникая в критической ситуации (фруструющей) ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения (выхода) ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребёнка в критические возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что существовать ребёнку стало сложнее: любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребёнок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении. Это относится как к «нормальному» ребёнку, так и к ребёнку с эмоциональными нарушениями.

             Коррекция агрессии у ребёнка должна начинаться с выяснения её причин.

                             Причины детской агрессивности и пути их коррекции.

  1. Усталость. У детей из неблагополучных семей часто разбалансированы нервные процессы: когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают ещё больше, и дело кончается срывом. Совет: Если ребёнок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен тёплый душ и дневной отдых (особенно летом).
  2. Негативное самовосприятие: я плохой, и веду себя как плохой. Но ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют  даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой». Совет: Одно из средств против этого – « я – сообщение». Нужно говорить  не «ты меня убиваешь, когда так делаешь» , а «мне очень плохо, когда ты шумишь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т.е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребёнку это понять.
  3. Страх (или защитная агрессия). Если ребёнок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было.
  4. Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуации, когда ребёнок не получает того, что ему нужно. Совет: Объясните ребёнку причину запрета. Если желание ребёнка несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс (Например, «мы сделаем это, но позже»).
  5. Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви со стороны взрослых, как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я не дам тебе о себе забыть!». Для таких детей важен любой знак внимания, даже негативный. Совет: Необходимо показать ребёнку, что вы его любите и цените, даже если это трудно сделать. Хвалите ребёнка при каждом удобном случае. Признание успехов, гордость и похвала взрослых необходимы ребёнку для развития стойкого чувства собственного достоинства.
  6. Так называемое «требование границ», когда агрессивное поведение – это сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!». Совет: Необходимо установить разумные границы поведения ребёнка. Нельзя всё время запрещать («Не делай этого, не трогай того!»), эти замечания действуют на нервы, приводят в бешенство. Но нельзя и всё разрешать, это ведёт к вседозволенности, ребёнок теряет чувство меры. Однако не следует мериться с яростью. Если вы терпите агрессивное поведение ребёнка, оно от этого только усиливается. Не отворачивайтесь, если ребёнок в песочнице набрал в совок песок и высыпал на другого ребёнка. Следует подойти и потребовать, чтобы он отряхнул пострадавшего.
  7. Социальное научение (примеры взрослых, киногероев и т.д.). Ребёнок, с которым жестоко обращались, может повторить эту поведенческую модель: «как обращались со мной, так я буду обращаться с другими». Если ребёнок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде.
  8. Проявление жажда власти. Дети с нарушенными привязанностями , которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень удобно – быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и боятся. Совет: Чтобы работать с таким ребёнком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твёрдо сказать ребёнку: «Я не позволю тебе этого делать».

             Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение, с учётом конкретного случая и конкретного ребёнка..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины детской агрессивности

В статье рассматриваются основные причины детской агрессивности в дошкольном возрасте...

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы).

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы)....

Консультация "Причины детской агрессивности"

Агрессивность, о которой пойдет речь, никак не назовешь здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорир...

Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции

Семейные причиныдетской агрессивности и пути коррекции...

Семинар для воспитателей по теме: «Причины детской агрессивности и методы коррекции».

факторы, влияющие на проявление агрессии, причины и примеры методов коррекции у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции"

Консультация для родителей на тему: "Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции"...