Проект «Моя малая Родина» Тема: «Город Саров»
проект (старшая группа)
Данный проект способствует углублению и обобщению представлений детей о родном городе, его достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях. Развивает познавательный интерес, мышление, внимание. Активизирует в речи детей словарь по теме проекта. Прививает интерес, бережное отношение к родному городу, желание узнать о нем что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_sarov.docx | 327.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1
Проект «Моя малая Родина»
Тема: «Город Саров»
старшая группа
(для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Вид проекта: Информационно-познавательный.
Тип проекта:групповой
Сроки реализации проекта: октябрь 2023г.- декабрь2023г.
Разработали и провели:
Воспитатели:
Сафронова Л.И.,
Кочеткова А.С.
г.Саров 2023 г
Описание проекта
Название проекта | «Моя малая Родина» |
Вид проекта | Информационно-познавательный. |
Тип проекта Участники проекта | Групповой • дети старшего дошкольного возраста, • родители, • воспитатели группы, |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями |
Сроки реализации | октябрь 2023г.- декабрь 2023г. |
Тема проекта | «Город Саров» |
Актуальность проекта | Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. . |
Проблема | В ходе сюжетно- ролевой игры «Экскурсия по городу», Саша, взяв на себя роль экскурсовода, не смог спланировать маршрут экскурсии. Обратившись за помощью к ребятам, выяснилось, что у детей недостаточно сформированы представления о родном городе, его достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях. Так мы с ребятами решили углубиться в изучение родного города. |
Проблемное поле Гипотеза | Недостаточно сформированные представления детей о родном городе, его достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях. В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря проектной деятельности осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, желание участвовать в делах на благо людей и природы родного края. |
Цель проекта | Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного города. |
Задачи проекта | #1057;пособствовать углублению и обобщению представлений детей о родном городе, его достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях. #1056;азвивать познавательный интерес, мышление, внимание.. 3Активизировать в речи детей словарь по теме проекта. #1055;рививать интерес, бережное отношение к родному городу, желание узнать о нем что-то новое. |
Задачи для родителей: #1074;ключить родителей в информационно-познавательный процесс 2. расширять собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности; #1087;осещать вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи; #1074;ыполнять совместные с детьми творческие работы; #1087;ринимать активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта. #1087;одключение родителей к оформлению книжек – малышек «Саров –моя малая Родина». | |
Задачи для педагогов: #1092;ормировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края; #1088;азвивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности; #1086;богащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»; #1089;оздавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае; #1087;овышение профессионального уровня в проектной деятельности. | |
Продукт проекта | -игра-викторина «Что знаю о своем городе??». -мини-музей «Я живу вСарове». -фотоальбомы: «Что мы знаем о народах России», «Достопримечательности и люди Сарова», -книги Саровских поэтов(Н.Гурова, И.Крекнина , Л.Герасимова, П.Тужилкин) -информационный материал в родительском уголке «Родной свой край – люби и знай!». |
Практическая значимость проекта | Мы считаем, что проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. |
Особенности проекта | Проектная деятельность носит характер сотрудничества педагога, детей и родителей. |
Ресурсы проекта Источник информации |
|
Итоги проекта | Проект «Моя малая Родина» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. У детей сформированные представления о родном городе, его достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях повысилась познавательная и речевая активность. Дети познакомились с историей и культурой родного края. Родители осознали необходимость и значимость приобщения детей к патриотическому воспитанию. Дети принимали активное участие в сюжетно-ролевой игре «Путешествие по Сарову», дидактических играх, беседах, чтении литературных произведений. В ходе экскурсий и походов дети закрепили полученные знания. |
Презентация результатов | #1054;бработка результатов по реализации проекта. #1042;ыставка семейных творческих работ «Саров -любимый город». 3.Презентация семейного лэпбука «Мой родной город - Саров». 4. Фотоотчёт по проекту. #1040;нкетирование для родителей на тему: «Что знает ваш ребенок о городе». #1060;отовыставка «Наши юные туристы». #1050;онсультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному городу», «Как воспитать патриотизм». 8. Памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье». 9.Консультация: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста». 10. Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьезное». #1055;апка передвижка «Родной свой край – люби и знай!». #1042;ыставка рисунков: «Край родной навек любимый!» #1041;уклет: «С чего начинается Родина….». #1060;отоальбом «Туризм всей семьей». |
Этапы работы над проектом:
1 этап.
- планирование проектной деятельности по теме проекта, опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно - развивающей среды.
2 этап.
- Работа с детьми:
Чтение художественной литературы:
К. Д. Ушинский «Наше отечество». Чтение стихотворений о Родине В. Боков, Е. Серова «Родные края», А. Прокофьев «Родина», Е. И. Соколов «Наша страна», З. Александрова «Родина»,
С. Михалков «Моя улица», Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…», С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Организация выставок:
фотовыставка: «Экскурсии по родному городу»;
рисунков: «Город наш Саров»;
макетов «Достопримечательности и памятники родного города»,
книжек – малышек на тему «Город мой родной»,
создание фотоальбомов «Мы гуляем по городу», «Город Саров».
Развитие речи:
Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности Сарова», «Любимые места Сарова».
Рассматривание иллюстраций, фотографий о Сарове.
Чтение стихов, пословиц о Родине.
Загадки о достопримечательностях города.
Участие в конкурсе лучших рассказов о Сарове
Чтение «Сказ о Сарове», П.Тужилкин
Беседы:
Ситуации общения: «Назови свой адрес», «Любимое место в городе», «Что я знаю о своем городе?», «Почему так назвали улицу», «Кем гордиться Саров?»,
- «Чьи имена носят наши улицы»
-«Достопримечательности Сарова»
-«Памятники природы»
Художественное творчество:
Рисование: «Саров-любимый город», Вечерний Саров (нетрадиционная техника рисования «по- сырому»)
Лепка: барельефа «Мой город»
Аппликация: «Дома нашего города», «Автобус», коллективная работа «Мой любимый Саров».
ОБЖ: «Дорожные знаки», «Безопасность на улицах города», «Перекресток»
Музыка: Релаксационная музыка. Прослушивание песен о городе.
Утренняя гимнастика:
Комплекс утренней гимнастики «Прогулка по городу».
Динамические паузы:
«Где ты был?», «Поехали», «Веселый человек», «Карлики и великаны».
Гимнастика после сна
Дыхательная гимнастика:
«Ветерок», «Горячий чай», «Чей шарик дальше».
Гимнастика для глаз:
«Носик», «Глазки».
Пальчиковая гимнастика:
«Дом и ворота», «Мы строим дом», «Город», «В сад за сливами пошли», «Моем руки чисто – чисто».
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Путешествие по незнакомым улицам», «Детский сад», «Театр», «Путешествие по Сарову».
Подвижные игры:
«Что мы делали - не скажем», «Умею - не умею», «Мы по городу идем», «Люблю по улицам гулять», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Кролики», «Угадай, кто позвал?», «Через ручеёк», «У медведя во бору», «Мышеловка». «Дружные пары», «Кто лучше прыгнет?», «Перебежки», «Кто дальше?», «Попади в цель», «Горелки», «Веселые старты», и др.
Игры-эстафеты «Загрузи машину» (для мальчиков), «Расставь посуду» (для девочек), «Построим лесенку».
Дидактические игры: «Назови свой адрес», «Что где находится», «Как назвать улицу?»,
«Что изменилось?», «Собери улицу», «Разрезные картинки», «Угадай и назови», «Что из чего?», «Один-много», «Это чей?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Что у вас, а что у нас?», «Скажи со словом городской», «Распутай предложение», «Назови правильно».
Просмотр презентаций:
«Саров», «Памятники родного города», «Природа родного края», «Улицы нашего города».
Просмотр мультфильмов:
«Серафим Саровский», «Илья Муромец»,«Я живу в России», «Российский флаг».
Индивидуальные беседы «Назови свой адрес», «Любимое место в городе», «Что я знаю о своем городе?»,. обсуждение конкретных проблем, ситуаций.
-Работа с родителями:
Решение поставленных задач с родителями:
1.Выставка семейных творческих работ «Саров -любимый город».
2.Презентация семейного лэпбука «Мой родной город - Саров».
#1060;отовыставка «Наши юные туристы».
#1050;онсультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному городу», «Как воспитать патриотизм».
5. Памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье».
6.Консультация: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
7. Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьезное».
#1055;апка передвижка «Родной свой край – люби и знай!».
#1041;уклет: «С чего начинается Родина….».
#1060;отоальбом «Туризм всей семьей».
3 этап.
Организация выставки детских работ, фотовыставка «Экскурсия по Сарову».а , презентация книжек – малышек. игра-викторина «Что знаю о своем городе?», мини-музей «Я живу вСарове», фотоальбомы: «Что мы знаем о народах России», «Достопримечательности и люди Сарова»,
План-график мероприятий
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход документа |
I этап Предварительный (подготовительный) | ||||
-определение проблемы, цели, задач проекта - изучение методической литературы - пополнение предметно-пространственной развивающей среды - составление плана проектной деятельности | Повышение профессионального уровня в проектной деятельности. | Воспитатель | ||
II этап Основной | ||||
Чтение художественной литературы: Чтение «Сказ о Сарове», П.Тужилкин К. Д. Ушинский «Наше отечество». Чтение стихотворений о Родине В. Боков, Е. Серова «Родные края», А. Прокофьев «Родина», Е. И. Соколов «Наша страна», З. Александрова «Родина», С. Михалков «Моя улица», Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…», С. Баруздин «Страна, где мы живём». Организация выставок: фотовыставка: «Экскурсии по родному городу»; рисунков: «Город наш Саров»; макетов «Достопримечательности и памятники родного города», книжек – малышек на тему «Город мой родной», создание фотоальбомов «Мы гуляем по городу», «Город Саров». Развитие речи: Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности Сарова», «Любимые места Сарова». Рассматривание иллюстраций, фотографий о Сарове. Чтение стихов, пословиц о Родине. Загадки о достопримечательностях города. Участие в конкурсе лучших рассказов о Сарове Беседы: Ситуации общения: «Назови свой адрес», «Любимое место в городе», «Что я знаю о своем городе?», «Почему так назвали улицу», «Кем гордиться Саров?», «Чьи имена носят наши улицы», «Достопримечательности Сарова», «Памятники природы» Художественное творчество: Рисование: «Саров-любимый город», Вечерний Саров (нетрадиционная техника рисования «по- сырому») Лепка: барельефа «Мой город» Аппликация: «Дома нашего города», «Автобус», коллективная работа «Мой любимый Саров». ОБЖ: «Дорожные знаки», «Безопасность на улицах города», «Перекресток» Музыка: Релаксационная музыка. Прослушивание песен о городе. Утренняя гимнастика: Комплекс утренней гимнастики «Прогулка по городу». Динамические паузы: «Где ты был?», «Поехали», «Веселый человек», «Карлики и великаны». Гимнастика после сна Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Горячий чай», «Чей шарик дальше». Гимнастика для глаз: «Носик», «Глазки». Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота», «Мы строим дом», «Город», «В сад за сливами пошли», «Моем руки чисто – чисто». Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Путешествие по незнакомым улицам», «Детский сад», «Театр», «Путешествие по Сарову». Подвижные игры: «Что мы делали - не скажем», «Умею - не умею», «Мы по городу идем», «Люблю по улицам гулять», «Угадай, кто позвал?», «Пожарные на ученье», «У медведя во бору», «Мышеловка». «Дружные пары», «Кто лучше прыгнет?», «Перебежки», «Кто дальше?», «Попади в цель», «Горелки», «Веселые старты», и др. Игры-эстафеты «Кто быстрее» , «Передача мяча», «Перенеси флажок». Дидактические игры: «Назови свой адрес», «Что где находится», «Как назвать улицу?», «Что изменилось?», «Собери улицу», «Разрезные картинки», «Угадай и назови», «Что из чего?», «Один-много», «Это чей?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Что у вас, а что у нас?», «Скажи со словом"городской"», «Распутай предложение», «Назови правильно». Просмотр презентаций: «Саров», «Памятники родного города», «Природа родного края», «Улицы нашего города». Просмотр мультфильмов: «Серафим Саровский», «Илья Муромец»,«Я живу в России», «Российский флаг». | Познакомить детей с творчеством саровских поэтов (Н.Гурова, И.Крекнина , Л.Герасимова, П.Тужилкин) Формировать познавательный интерес к истории родного города и отражать свои знания в играх , общении со сверстниками и взрослыми. Формировать первичное представление о малой родине Познакомить детей с историей возникновения улиц родного города, в частности улиц микрорайона, с его достопримечательностями Активизировать познавательный интерес детей к объектам социального мира Обогатить словарный запас детей. Формировать умение рассказывать о своем доме, своей улице, а также других улицах, ориентируясь на наглядный материал Продолжать развивать познавательную и речевую активность детей. Способствовать развитию диалогической и монологической речи, а так же коммуникативных способностей детей. Формировать умение рассказывать о своем доме, своей улице, а также других улицах, ориентируясь на наглядный материал
Воспитывать положительное отношение к продуктам своего творчества и рисункам, созданным сверстниками Закреплять правила безопасного перехода через дорогу Использовать музыкальные мелодии для релаксации. Воспитывать будущих патриотов своей малой Родины через подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты. | Воспитатель | ||
III этап Заключительный | ||||
1.Игра-викторина «Что знаю о своем городе?», #1052;ини-музей «Я живу в Сарове» | Создание благоприятного эмоционального состояния у детей. | воспитатель | ||
Результат работы | ||||
Выставка детских работ «Город мой Саров». Фотовыставка «Экскурсия по Сарову». Презентация книжек – малышек Фотоальбомы: «Что мы знаем о народах России», «Достопримечательности и люди Сарова», | Создать условия для развития творческих способностей детей в совместной с родителями деятельности. | воспитатель |
Заключительная часть проекта.
Проект «Моя малая Родина» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. У детей сформировались представления о родном городе, его достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях повысилась познавательная и речевая активность. Дети познакомились с историей и культурой родного края. Родители осознали необходимость и значимость приобщения детей к патриотическому воспитанию. Дети принимали активное участие в сюжетно-ролевой игре «Путешествие по Сарову», дидактических играх, беседах, чтении литературных произведений. В ходе экскурсий и походов дети закрепили полученные знания.
Список литературы:
#1056;абочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад №1» в старшейгруппе.
#1055;атриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности Н.М.Сертакова., Волгоград 2015г.
#1050;нига «Саров-памятник истории, культуры,п равославия» М.Подурец,1998г.;
#1055;утеводитель по Сарову 2008г.
#1055;амятники природы Сарова. Киселева Н.Ю.: Альфа 1999г.
#1050;ак организовать проект с дошкольниками А.А. Сидорова –ТЦ Сфера 2016
#1078;урнал «Дошкольная педагогика» №3 2016г.
8. «Город мой любимый» из опыта работы Лагутеевой С.С. д/с №47., 2003 г.
9.Шаламова Т. П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я. №3 .20003г.
Приложение №1
Картотека
Пословицы о Родине
∙ Нет в мире краше Родины нашей.
∙ Человек без Родины, что соловей без песни.
∙ Одна у человека мать, одна у него и родина.
∙ У народа один дом – Родина.
∙ Нет сына без отчизны.
∙ Родина – всем матерям мать.
∙ Родина – мать, чужбина – мачеха.
∙ Береги Родину, как зеницу ока.
∙ Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
∙ Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
∙ Родная земля и в горсти мила.
∙ Всякому мила своя сторона.
∙ В своём доме и стены помогают.
∙ Дома и стены помогают.
∙ За морем теплее, а у нас светлее.
∙ И пылинка родной земли – золото.
∙ Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
∙ Дым отечества светлее чужого огня.
∙ На чужой стороне Родина милей вдвойне.
∙ Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
∙ Родной край – сердцу рай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Проект "Моя малая Родина - город Зеленодольск"
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И...
Материалы проекта Моя малая Родина Символика города Нижневартовска
Материалы проекта Моя малая Родина Символика города Нижневартовска...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация "Город, самый лучший на земле"
Презентация "Город, самый лучший на земле"...
Планирование работы по проекту "Моя малая Родина - любимый город Троицк"
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что ребенок открывает мир со своего ближайшего окружения, поэтому ключевым моментом является выстраивание образовательного процесса на краеведческом м...
Проект «Моя малая Родина - мой город-Бердск»
Актуальность проекта: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - к месту, где родился человек. Цели проекта: Формирование духовности, нравственно - патриотических чувст...
Краткосрочный проект «Моя малая Родина - мой город Санкт-Петербург» для детей подготовительной группы
Развитие личностных основ патриотического самосознания и познавательного интереса дошкольников через активное взаимодействие с кул...