Статья "Как сформировать у детей 1,5 - 2-х лет культурно - гигиенические навыки"
статья (младшая группа)

Мизеева Эльвира Магомедовна

Статья для педагогов детских садов и родителей по воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mizeeva_statya.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков - у детей играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Воспитывая ребенка раннего возраста, взрослым (педагогам и родителям) надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно передать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте. Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, т. к. чем позже она будет начата, тем труднее её осуществить.

-Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

-Ежедневно повторяя одни и те же действия ребенок совершенствует движения: они становится более точными, ловкими, координированными.

-Ребенок шире познает окружающий мир, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка, полотенце, мыло.) знакомясь с их свойствами (мокрое -сухое, чистое -грязное),осмысливает простые связи между ними.

-Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его и не вызвать неприятных ощущений.

Малыш умывается

Главная гигиеническая процедура с ребенком - это умывание. Ребенок должен мыть ручки и умываться по мере загрязнения, перед каждым приемом пищи и после еды, после прогулки, после туалета. Не все дети любят умываться, многим не нравится холодная вода, но ведь это тоже закаливание, не всегда умываться можно только теплой водой. Некоторые дети бояться воды. В этих случаях надо дать ребенку поиграть с водой, пусть он подставляет ручки под струю воды. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

В начале года никто из детей не умел умываться, сейчас самостоятельно умываются многие дети. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Чтобы ваш ребенок приобретал навык умывания, надо придерживаться единых требований как с нашей стороны, так и со стороны родителей. При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка.

1. Завернуть рукава одежды ребенка.

2. Проверить температуру воды.

3. Намылить ладони ребенка до образования пены, потереть ими друг о друга.

4. Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

5. Вымыть лицо, называя каждую его часть.

6. Еще раз обмыть водой руки ребенка.

7. Закрыть воду.

8. Снять полотенце, привлекая ребенка к участию в этом.

9. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

10. Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

У нас в детском саду созданы все условия: мойки по росту детей, полотенце с петелькой, мыло разрезано маленькими кусочками.

Вы тоже можете создать необходимые условия для ребенка у себя дома .

- разместить крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка.

-подставляйте скамеечку, чтобы ребенок смог доставать до крана.

Малыш за столом

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К двум годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялась. Далее умение будет оттачиваться.

Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Познакомить детей с правилами поведения во время еды, умением правильно держать ложку, кушать аккуратно, не проливая пищу на стол и одежду. Активизировать в речи детей слова: чашка, т арелка, ложка, горячо, помешать, подуть, салфетка и другие. Побуждать детей самостоятельно использовать полученные знания и умения в игровой деятельности.

Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу, бумажные салфетки , посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Ребенок должен сесть за стол в хорошем настроении. Не надо кормить его насильно. Пища съеденная без аппетита, не приносит пользы.

Учите ребенка правильным действиям: держать ложку в правой руке ,а в левой хлеб. Пищи на ложку брать немного; хлеб откусывать небольшими кусочками.

- слегка наклоняться над тарелкой.

- правильно держать ложку (правая или левая рука)

-опускать ложку в тарелку плавно, не стучать о край.

-перед едой идет мыть ручки, моет их сам, хотя, быть может, и не всегда умело.

-ест самостоятельно ложкой густую и жидкую пищу.

-посуда ребенка должна быть личной, это требование гигиены.

- не крошить хлеб.

- опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.

- не разговаривать с полным ртом.

- тихо выходить по окончании еды из-за стола.

- пользоваться салфеткой.

- благодарить .

Учим детей, что выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул.

Ребенок этого возраста очень быстро устает, каждое из перечисленных действий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания, и заметить признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите, домойте руки сами.

Обратите внимание и на такое поведения ребенка: сначала он ест с аппетитом, а потом начинает баловаться, играть ложкой, стучать ею по тарелке. Не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потери аппетита. Уберите тарелку со стола. Если ребенок начинает хныкать, дайте ему ещё возможность.

Некоторые дети довольно хорошо ели сами , когда пришли в детский сад. Других детей приходилось учить. Сейчас все дети ,которые посещают детский сад регулярно, научились есть самостоятельно.

Малыш одевается и раздевается

Одевание процесс не такой уж простой для ребенка раннего возраста, поэтому научить его сразу же невозможно. Прежде чем научить ребенка одеваться, научите его раздеваться. Для того чтобы ребенку было легче справляться с одеждой и обувью, родителям стоит обратить внимание на то: чтобы одежда ребенка была удобной, легко расстегивалась и снималась(липучки и кнопки вместо шнурков) . Постараться не злиться на малыша, если у него что-либо не получается или он и вовсе отказывается раздеваться не настаивать. Если ребенок очень устал или плохо себя чувствует надо оказывать помощь ребенку по мере необходимости, не забывая хвалить его.

Возможности малыша к двум годам: поднять обе ручки, когда взрослый надевает на него свитер, кофту или платье, просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит взрослый, просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый, раздеваться (одеваться) с небольшой помощью взрослых: снять ( надеть) носки, колготки, штаны, шорты, туфли, шапку, ботинки (шнурки расшнурованы). Снять расстегнутое пальто и куртку, застегнуть и расстегнуть застежку молнию.

Учимся снимать колготки

-сядь на стульчик

-возьми штанишки обеими руками за поясок

-подними одну ножку и вдень её в одну штанину

-поставь ножку на пол

-подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

-встань и подтяни штанишки двумя руками

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Во время одевания разговаривайте с ребенком .Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, , а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

Поверьте, что ещё большее удовольствие вам доставляет успехи ребенка в овладении элементарными умениями: надевать платье или рубашку, носочки застегивать пуговицы и т. д. Неважно, если это у него получилось не совсем правильно или вовсе не получилось. Помогите ему, найти петельки на рубашке, похвалите его. Он еще очень мал, но элементарную самостоятельность уже проявляет, что пожалуй самое главное.

Малыш спит

У ребенка должна быть своя постель, свое постельное бельё. Перед сном создавайте спокойную обстановку. Общение перед сном должно быть успокаивающим, ласковым. Старайтесь укладывать спать в одно и тоже время. Привыкнув к этому малыш будет быстро засыпать, сон его будет глубоким. Сон ребенка протекает волнообразно. Ребенок может просыпаться и снова засыпать.

Ребенку, овладевшего самостоятельными действиями, полезно приобщать к подготовке ко сну. Пусть он примет посильное участие в туалете, попытается самостоятельно снять с себя одежду и аккуратно сложить на своем стульчике.

Малыш на горшке

У ребенка должен быть свой индивидуальный горшок. Предлагать ребенку горшок нужно с объяснением того, для чего он нужен. У нас имеются на каждого ребенка пронумерованный горшок, который стоит на стеллаже. Дети все знают свои картинки, уже сами берут свой горшок, садятся на него. Сидеть на горшке ребенок должен не более 5 минут, не оставляйте его на горшке одного без присмотра, он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность. Многие дети не хотели садиться на горшок, боялись его, теперь это в прошлом, у нас нет проблем с горшком.

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет определенную трудность, потому что малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений.

Родителям на заметку…

Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать в них внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать. Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, бесцеремонность, высокомерие, которые говорят о плохом воспитании. Правильно вырабатывать культурно-гигиенические привычки у ребенка родителям помогут различные методики воспитания. Самое главное, будьте терпеливы в воспитании детей и соблюдать режим дня чтоб ребенок привык к последовательности действий.

Старайтесь поддерживать стремление ребенка к самостоятельности. Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и проговорит на примере, как, что и в каком порядке делать. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно. Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит. Старайтесь всегда поддерживать активность и положительный эмоциональный настрой ребенка. В процессе воспитания используйте личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурных гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект для детей 2-3 лет "Чистюли". Результатом проекта будет: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков культурно гигиенических навыков, желание выглядеть чистыми и опря...

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"...

Досуг для детей 5-6 лет по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Развлекательное мероприятие, позволяющее совершенствовать культурно-гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"

Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Цикл игровых упражнений для детей среднего дошкольного возраста на развитие культурно-гигиенических навыков.

Цикл игровых упражнений для детей среднего дошкольного возраста на развитие культурно-гигиенических навыков.Перемешанные картинкиЗадачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки....

Проект для детей второй группы раннего возраста " Воспитание культурно-гигиенических навыков"

Проект для детей раннего возраста для формирования культурно-гигиенических навыков в игровой форме....