Мастер-класс для педагогов
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Зиннурова Лариса Ивановна

ЦЕЛЬ мастер-класса: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской активности через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 

ТЕМА: «Лаборатория сказок» или «Экспериментируем по сказке»

СЛАЙД 2

ЦЕЛЬ мастер-класса: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской активности через сказку.

СЛАЙД 3

Задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

                      ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

- Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)

- Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника. Экспериментирование является одним из составляющих познавательно-исследовательской активности ребенка.  

СЛАЙД 4

Познавательно-исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?  

    Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

    Рассматриваемый мною вопрос – развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста через детское экспериментирование с использованием сказок – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

    Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, обосновывает свои действия.

СЛАЙД 5    

Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, мы наблюдаем положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательно-исследовательская активность, активизируется интерес к обучению.

Данный прием наиболее эффективен, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них сказочной форме.

СЛАЙД 6

Сказки – эксперименты делятся на три основные группы:

  • ГОТОВЫЕ СКАЗКИ

(авторские, народные)

  • СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД

(новый сюжет, другие обстоятельства)

  • СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫЕ СКАЗКИ

(педагоги, Интернет-ресурсы, родители)

Для поддержания интереса к экспериментированию задания, опыты, проблемные ситуации детям даются от имени сказочных героев и игровых персонажей. В каждой отдельной истории сказочные персонажи и вместе с ними дети:

СЛАЙД 7

  • сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным,
  • попадают в трудную ситуацию,
  • встречаются с очень интересным собеседником.

СЛАЙД 8

        На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности – моделируют проблемные ситуации. В последствии, дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.

        Целесообразно данный вид деятельности использовать как итоговое мероприятие с детьми по изученным объектам и явлениям 1 раз в месяц, так как в процессе совместной деятельности по сказка-экспериментированию используется взаимосвязь по всем образовательным направлениям.

СЛАЙД 9        

        Организация работы строится по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами. Это:

  • неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины)
  • рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, резины, ткани, металла, мыла);
  • живая природа (наблюдения за растениями, насекомымиживотными);
  • физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука);
  • человек («наши помощники» – нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа).

СЛАЙД 10

Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к факту, событию. На начальном этапе я выдвигаю перед детьми задачу (далее дети сами выдвигают задачи), которую можно решить способом экспериментирования.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а также - как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

СЛАЙД 11

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

                  СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

                                      ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД 12

(Дети стоят напротив экрана)

- Ребята, вы любите сказки?  Назовите свои любимые сказки.

-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

СЛАЙД 13

 (Звучит музыка из «В гостях у сказки». На столе стоит сундучок.)

- «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» 

(воспитатель открывает)

-Здесь живут сказки! А чтобы узнать какие сказки живут в нашем Волшебном сундучке, нужно будет отгадать загадки. Если вы их отгадаете, то наш волшебный сундучок подарит нам книжку с этой сказкой. Ну, что, готовы?

«Не послушал он сестрицу

И напился из копытца

Был он мальчиком, ребёнком

Стал он беленьким козлёнком»

 - Правильно, это сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Кто придумал (написал) эту сказку? (один автор или русский народ?) Да. Это русская народная сказка. Послушайте отрывок из этой сказки (чтение отрывка).

СЛАЙД 14

- Ребята, как вы думаете, почему Иванушка, превратился в козлёночка? (ответы детей). Посмотрите, у меня в банке вода. У этой воды интересная история. На улице я набрала в банку снег и принесла в детский сад. Как вы думаете, что произошло со снегом через некоторое время? Как вы считаете, эта вода чистая? Хотите это проверить? Тогда мы с вами проведем эксперимент. Проходите за столы.

Опыт № 1. На демонстрационном столе приготовлено оборудование для всех опытов, кроме сита.

- Как вы думаете, какие предметы понадобятся нам для этого эксперимента? (выбор детей)

Для каждой пары детей приготовлено по две пробирки, воронка, ватные диски.

- Этот эксперимент вы будете проводить парами, т.е. по два человека.

Работа парами. Для этого воспитатель предлагает детям решить кто из них будет держать пробирку с воронкой, а кто будет переливать воду.

Воспитатель предлагает перелить воду из одной пробирки в другую через ватный диск.

- Поставьте в пробирку воронку. Подумайте, для чего нужна воронка?

- Теперь положите на воронку ватный диск. Как вы думаете зачем это нужно сделать?

- Для опыта все готово.

Воспитатель предлагает аккуратно перелить воду из одной пробирки в другую. После эксперимента обратить внимание детей на цвет ватного диска, как он изменился после того, как дети перелили воду.

- Как вы думаете, что осталось, задержалось на ватном диске? (очень мелкие частички земли, песка, мусора).

Какой можно сделать вывод из того, что мы увидели?

- Так почему же Иванушка превратился в козленочка? Да, вода была не чистая, а грязная. Такую воду пить нельзя.

- Вернемся к нашему волшебному сундучку. Следующая загадка по сказке:

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(Дети отгадывают загадку, и воспитатель достает из сундучка книжку «Три поросенка»)

СЛАЙД 15

- Кто написал сказку? (английская сказка, перевел ее на русский язык С.Михалкова). Послушайте отрывок из этой сказки (чтение отрывка о строительстве домиков поросят).

- Из каких же материалов были построены домики поросят? (из соломы, из прутиков, из камня).

- Давайте проверим, правда ли домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный.

Опыт № 2: - Посмотрите на стол, как вы думаете, что нам понадобится для следующего эксперимента? (соломинка, прутик, камень)

- Положите перед собой на стол соломинку и представьте, что случится, если вы подуете на нее? Теперь подуйте.  Произошло то, что вы думали? Соломинка легко сдвинулась с места.

- Теперь положите перед собой прутик и представьте, что случится, если вы подуете на него. Подуйте на прутик. Сравните, что легче сдвинулось с места прутик или соломинка?

- И в конце эксперимента представьте, что случится, если вы подуете на камень? Проверьте свое предположение. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Дом из камня самый прочный потому, что камень самый тяжелый и прочный материал.

- Вернемся к нашему волшебному сундучку в третий раз. Следующая загадка:

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

- Кто автор этой сказки? (французский сказочник Ш.Перро). Читаю вам отрывок из этой сказки (чтение отрывка – поручения для Золушки).

СЛАЙД 16

- Ребята, хотите помочь Золушке попасть на бал, перебрав крупу (манная крупа, смешана с рисом). (Ответы детей).

- Как вы это будете делать? (дети пробуют отделить рис от манки с помощью пальчиков, отмечают, что это сделать трудно и медленно).

- Как же это сделать быстрее?

Опыт № 3: - Давайте посмотрим, у меня на столе разная кухонная посуда, может быть она нам в этом поможет? (дети рассматривают посуду, делают свои предположения), воспитатель обращает внимание детей на сито

- Для чего оно необходимо, как им можно пользоваться?

Предлагает попробовать просеять крупу через сито.

- Что остаётся в сите, что сыпется в миску?

- Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: крупные вещества не проходят в мелкие дырочки, а мелкие проходят и ссыпаются в миску.

- «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок».

Крошечною девочкой она сошла с цветка,

Жизнь казалась дивною в алых лепестках.

Только душу нежную заперли во тьму.

Звери злые, жадные – ей она к чему?

Ей бы на небо синее хоть разок взглянуть,

Попрощаться с солнышком и навек уснуть.

-О ком это стихотворение? Как вы думаете? (про Дюймовочку)

СЛАЙД 17

- Автор этой сказки Г.Х.Андерсен.  Давайте вспомним эту сказку (ответы детей)

- Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись, она увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. Это были кувшинки.

Опыт №4: - А вы хотите увидеть, как распускаются кувшинки?

(Предлагаю алгоритм проведения опыта)

- На столах цветы, закрутите их лепестки к середине при помощи карандаша.

- А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз. Что мы наблюдаем? Цветы начинают распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

- Вернемся к нашему волшебному сундучку в последний раз. Следующая загадка:

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится —

Выручит его сестрица.

(Гуси-лебеди)

СЛАЙД 18

- Молодцы! Правильно это русская народная сказка «Гуси – лебеди».

- Давайте вспомним, какие волшебные помощники помогли Аленушке найти братца и вернуться домой. (Ответы детей)

- Ребята, скажите, а в природе существует такая «молочная речка, кисельные берега» (ответы детей)

- Я предлагаю, вам, стать волшебниками, и превратить обычное молоко в сказочное, ведь в нем краски начнут танцевать.

Опыт №5: - Для начала мы наливаем в тарелку молоко. Наливать нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто.

- В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (для удобства можно пользоваться пипетками).

- Дальше при помощи сухой ватной палочки нужно немного коснуться молока (не нужно смешивать), обратите внимание, что ничего не происходит.

- Возьмем другую ватную палочку, окунем ее в жидкость для мытья посуды.

Ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение - короткого времени. (Только касаемся, не нужно перемешивать).

А далее начинается самое интересное – что мы наблюдаем, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки в разные стороны.

- Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться и рисовать.

Вывод: молоко помимо воды состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Секрет этого фокуса кроется именно в капельке моющего средства, которая вступает в реакцию с жиром молока. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. В каких сказках мы побывали? (ответы детей).

- Герои сказок вас благодарят и хотят в подарок вам оставить вот эти замечательные книги. Хорошего и увлекательного вам времяпровождения вместе с книгой. Я, думаю, что эти книги займут достойное место в нашей библиотеке. А, вы, как думаете? (ответы детей…)

СЛАЙД 19

Ожидаемые результаты:

  • Имеет представление об основных физических свойствах и явлениях;
  • Умеет рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Владеет образно-символичными действиями (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окр. мира);
  • Развита наблюдательность;
  • Самостоятельно проявляет интерес к экспериментальной деятельности;
  • Развиты такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

СЛАЙД 20

С помощью сказки этот процесс становится более увлекательным. В знакомой для детей сказочной форме мы знакомим детей с окружающим миром, помогаем лучше осознавать и понимать его.


«И нельзя без сказки
нам прожить, друзья,
Ведь со сказкой проще
верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче
отыскать нам путь.
В маленькое сердце дверцу распахнуть»

Спасибо вам большое.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...