Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
материал на тему

Васильева Лариса Валерьевна

Цель данного мастер-класса:

Выявление уровня общительности педагогов.

Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие                                                                                                                         Мастер-класс                                                                                                                          для педагогов-дошкольников на методическом объединении                                   Иркутского районного муниципального образования                                «Формирование коммуникативной компетентности педагогов»

Цель:

Выявление уровня общительности педагогов. 

Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций.

Предварительная работа:

Выявление уровня общительности педагога (анонимно) по тесту В.Ф.Ряховского и проведение анализа тестирования – до начала мероприятия.

Материалы и оборудование: листы-опросники В.Ф.Ряховского по количеству присутствующих, таблица для анализа результатов теста В.Ф.Ряховского, мультимедийное оборудование, презентация мастер-класса,  воздушные шары для упражнния «Гусеница», украшение для игры «Волшебный стул», Памятки «Примерный кодекс общения педагога с родителями воспитанников» по количеству присутствующих.

Ход мероприятия:

(1 слайд)                 Приветствие  «Давайте поздороваемся»

– Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!

– Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!

– Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!

– Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!

– Здравствуйте те, кто готов общаться!

– Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.

(2 слайд)                  

– Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться – Васильева Лариса Валерьевна, старший воспитатель «Марковского детского сада комбинированного вида».

– Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Работа педагога, подразумевает постоянное налаживание контактов с родителями и детьми, успешность педагога зависит от умения общаться.

 (3 слайд)            – Я предлагаю вам вспомнить восточную притчу:

– Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и наказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец предложил юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

(4 слайд)

Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Говорят, что «слово лечит», но оно может и  «ранить».

– Общение – важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога – его главный инструмент.

(5 слайд)                Выявление уровня общительности педагогов

Сегодня  перед началом нашего мероприятия, мы с вами заполнили опросники В.Ф.Ряховского, чтобы выявить уровень общительности нашего методического объединения педагогов. Я провела их анализ и представляю вам результаты.

Анализ результатов.  Зачитать. (Приложение 1)

Основная часть:

Сегодня я хочу вам предложить игры и упражнения, которые помогают  установить контакты с родителями, детьми и педагогами.

(6 слайд)                       Игра-знакомство «Танцы по кругу»

Пригласить желающих педагогов 8–10 человек.

– Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера. Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). И так все по кругу.

Эта игра повышает активность, способствует сплочению коллектива родителей, детей, педагогов. Где её можно применять? (Ответы педагогов)

– Предлагаю несколько игр приветствий! Когда человек здоровается, он желает здоровья тому, кого приветствует, а это способствует налаживанию контактов!

(7 слайд)                     Упражнение «Слоник приветствует»

Эту игру очень любят дети!

Средний палец правой руки превращается в «хобот», остальные четыре пальца- ноги слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки. По кругу, касаясь хоботком хоботка «соседа – слоника» передается приветствие: «Здравствуй, я слоник Катя» и т. д.

(8 слайд)                               Упражнение «Друг к дружке»

–Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Встаньте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

– Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Ухо к уху!

- Спина к спине!

            - Друг к дружке.

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

            - Друг к дружке.

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

            - Друг к дружке.

- Бедро к бедру!

- Левая рука к левой руке!

- Пятка к пятке!

            - Друг к дружке.

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

            - Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

(9 слайд)                                         Упражнение «Гусеница»

Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности взрослых и детей, проявить интерес и внимание к сверстникам, научит понимать индивидуальные особенности друг друга, поможет сформировать навыки социального взаимодействия.

(10 слайд)                        Игра «Здравствуй, моя хорошая»

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Произнесите с разной интонацией фразу «Здравствуй, моя хорошая», а коллеги постараются угадать, каким эмоциональным состоянием окрашена фраза. (Радость, удивление, разочарование, уверенность, спокойствие, равнодушие). Педагоги по очереди выполняют задание.

– В реальной жизни, часто в разговоре мы по интонации с первых слов понимаем, в каком настроении находится наш собеседник.

(11 слайд)                                Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам игру «Волшебный стул».

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами или родителями на собрании. С помощью разных подручных материалов можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорей появись –

На Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед стулом, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.

Рефлексия

Чтобы подвести итог нашей встрече, я хочу напомнить вам

(12 слайд)

Признаки людей с высокой коммуникативной компетентностью:

— быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации;

— стремление понять другого человека в контексте ситуации;

 уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

— владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

— большая удовлетворенность общением;

— умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

— высокий статус и популярность в коллективе;

— умение организовать дружную совместную работу;

— способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Я предлагаю всем поделиться на 2 группы для проведения рефлексии нашей встречи

(13 слайд)                           Упражнение «Личность педагога»

Первой группе предлагается составить портрет идеального педагога и записать его примерные качества. (На выполнение задания отводится 5 минут).
Примерные качества:

-Гибкость,
-профессионализм,
-современность,
-доброжелательность,
-умение брать ответственность на себя,
-коммуникабельность,
-направленность на личность другого человека,
-принятие себя,
-уважение чужого мнения,
-организаторские способности,
-умение видеть на несколько шагов вперед,
-креативность.

Упражнение «Хорошо-плохо»

Второй группе предстоит ранжирование, качеств личности, которые определила первая группа. Закончить фразу. Например: «Я, педагог, и это хорошо...», «Я, педагог, и это плохо..»

Вывод: Мы выбрали свой путь, который связан с педагогической деятельностью, поэтому давайте будем ей соответствовать!

(14 слайд)

(Педагогам предлагаются листы-отзывы для обратной связи и памятки «Примерный кодекс общения педагога с родителями воспитанников» (Приложение 2)).

Приложение 1

Тест В.Ф.Ряховского                                                                                                           для определения уровня общительности

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ — «да», «нет» или «иногда».

Вопросы теста:

Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

  СУММА              БАЛЛОВ

Обработка и интерпретация результатов

За каждое «да»     –– 2 балла, 

за ответ «иногда» — 1 балл, 

за ответ «нет»       — 0 баллов. 

Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 балла — вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

25-29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

19-24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14-18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

9-13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

4-8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

АНАЛИЗ                                                                                                                      тестирования уровня общительности педагогов             Тест В.Ф.Ряховского

В тестировании приняли участие 34 педагога, участника методического объединения педагогов-дошкольников Иркутского районного муниципального образования.            

Результаты тестирования:

Количество набранных баллов

Количество педагогов

с такими показателями

30-32 балла — вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

25-29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

1

19-24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

3

14-18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

15

9-13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

12

4-8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Вывод:

Среди участников методического объединения педагогов-дошкольников нет ни одного педагога, кто бы набрал 30–32 балла, явно некоммуникабельных, на которых трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

Но среди нас есть один человек, который замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают его в панику, то надолго выводят из равновесия.

3 педагога, набравшие 19–24 балла, в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

15 педагогов набрали 14-18 баллов, по мнению В.Ф.Ряховского у них нормальная коммуникабельность. Они охотно слушают интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идут на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любят шумных компаний, многословие вызывает у них раздражение.

12 человек, набрали 9–13 баллов, они весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя и не всегда могут их выполнить.

А ещё среди нас 3 педагога, общительность из которых «бьёт ключом». (Те, кто набрал 4-8 баллов). Они любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них мигрень и даже хандру. Охотно берут слово по любому поводу, даже если имеют о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке.

Нет в нашей среде тех, кто набрал 3 балла и менее, чья коммуникабельность носит болезненный характер, которые говорливы, многословны, вмешиваются в дела, которые не имеют к ним никакого отношения, которые берутся судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны, которые вольно или невольно часто бывают причиной разного рода конфликтов в своем окружении.



Предварительный просмотр:

Примерный кодекс общения                                с родителями:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние собеседника.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить их к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. 

                       

Примерный кодекс общения                                с родителями:

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние собеседника.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить их к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. 

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Самоанализ деятельности педагога ДОУ как средство профессиональной компетентности педагога".

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физичес...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.Задачи:- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспи...