"Стройплощадка детских взаимоотношений" (из опыта работы)
методическая разработка
Игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroyploshchadka_detskih_otnosheniy.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 46
Усть-Кутского муниципального образования
666785 Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. МК-83, строение 3
телефон, факс: 8(39565)61271. E-mail: mdoy_crr_ds46@mail.ru
Строительная площадка детских взаимоотношений
(развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников)
РМО «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста». (12 января 2024г.)
Выполнил: воспитатель 1КК
Тарасова Ирина Митрофановна
г. Усть-Кут
2024 год
Слайд 2.
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что некоторые дети испытывают затруднения в общении с детьми и взрослыми, затрудняются самостоятельно вступать в контакт, адекватно оценивать свои способности и эмоциональное состояние, выстраивать эффективные взаимоотношения.
Трудности в общении вызваны:
- недостаточным развитием у ребёнка игровых умений и навыков
- неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку, помочь товарищу и т.д.)
- отсутствием умения управлять своим поведением
- наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием эгоистических мотивов, стремлением к абсолютному самоутверждению)
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться со взрослыми, со сверстниками, предпочитая современные гаджеты. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает её яркими красками.
Слайд 3.
В то же время Федеральная образовательная программа ставит перед педагогами определённые целевые ориентиры:
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы дошкольного образования | ||
Направление воспитания | Ценности | Целевые ориентиры |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Слайд 4.
Исходя из этих ориентиров, я строю свою работу с детьми в группе по социально-коммуникативному развитию, определив для себя цель:
- развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры
Для достижения цели я для себя сформулировала задачи:
- Создавать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
- Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального общения
- Знакомить родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности
Слайд 5.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам, это желание и умение вступать в контакт с окружающими людьми (Н.В.Краснощекова).
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Это наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории, они являются одним из средств социального развития ребенка
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Слайд 6.
Основные задачи коммуникативных игр:
- развивать умение понимать и контролировать свои эмоции; считывать, понимать и адекватно реагировать на эмоции сверстников.
- способствовать развитию коммуникативных умений(навыков) и умений без насилия разрешать конфликты
- развивать позитивное отношение ребёнка к себе, к другим людям (сверстнику), окружающему миру
- развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т.д.)
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе и т.д.
Изучив методическую литературу, опыт коллег, я выбрала и проводила в группе коммуникативные игры. Какие-то игры были не очень интересны детям, какие-то были слишком сложны для восприятия или в организации. Но многие игры «прижились» и регулярно проводятся в нашей группе по моей или детской инициативе. При этом элемент социально-коммуникативного воспитания пронизывает все игры и всю деятельность детей. Разные коммуникативные игры можно найти в методической литературе и на просторах интернета.
Слайд 7.
Я хочу рассказать какие игры, упражнения и ситуации мы придумали сами с детьми и проводим их в нашей группе.
*Игра на выражение и считывание эмоций
Вариант 1.
Цель: учить детей адекватно выражать свои эмоции.
Ход: ведущий (взрослый или ребёнок) задаёт эмоцию или эмоциональную ситуацию. Дети выражают заданную эмоцию или реакцию на эмоциональную ситуацию.
Например: вам рассказали смешную историю;
вы чем-то недовольны;
вы встретили друга и т.д.
Вариант 2.
Цель: учить детей считывать эмоции других людей по невербальным признакам (мимике, жестам, позе)
Ход: ведущий (взрослый или ребёнок) своей позой, мимикой, жестами показывает задуманную эмоцию, остальные дети должны назвать её.
*Такая игра развивает эмоциональный интеллект детей, обогащает и активизирует словарный запас, способствует спонтанному эмоциональному общению. Проводим игру в вечернее время малыми группами.
Слайд 8.
*По инициативе детей у нас возникла и прижилась социально-коммуникативная ситуация «Я знаю (я умею) – я вас научу»
Бывают ситуации, когда ребёнок приносит из дома новые умения, знания, незнакомые другим детям, и, конечно, ему хочется поделиться своими умениями с другими детьми. Я поддерживаю такую инициативу, помогаю необходимым материалом, оборудованием.
Руслан: «Я умею вырезать снежинки, меня бабушка научила. А я вас научу»
Полина: «У меня есть цветочки, и я умею их вырезать. И вас научу»
Рита: «Мама научила играть меня в ладушки. Я тебя научу»
Саша: «Я знаю что-то интересное о фруктах и могу вам рассказать»
Часто результаты продуктивной деятельности получают продолжения, так снежинками мы украсили группу, цветочками украсили свою фотогазету. И пусть снежинки ещё неказистые, цветочки вырезаны не совсем по контуру, всё это сделано руками детей, и значит у детей есть повод гордиться своими достижениями.
*Данная игра-ситуация помогает детям проявить свои лидерские качества, повысить самооценку, развивает способность доносить информацию до собеседника. Ситуация может возникнуть в любое свободное время, и, если не входит в конфликт с режимным моментом, обязательно поддерживается.
Слайд 9.
*Коллективная игра «Я говорю!»
Обычно, эта игра проводится в ожидании ужина.
Цель: помочь детям преодолеть страх публичных выступлений.
Ход: дети организуют зрительный зал, любой ребёнок по желанию выступает перед зрителями (рассказывает стих, короткую историю из своей жизни или сказку)
*в этой игре ребёнок учится владеть вниманием товарищей с помощью выразительной речи, эмоциональностью выступления, выразительностью мимики, жестов. Дети-зрителя учатся слушать, позитивно оценивать своих товарищей.
Слайд 10.
*Самым большим достижением я считаю нашу «Стройплощадку»
Когда, несколько лет назад, у нас появились первые крупные модули, я учила детей строить и играть с постройками, и набиралась игрового опыта вместе с детьми. Мы строили корабли и машины, ракеты и самолёты. Но больше всего детям нравится строить домики, большие для всех детей или маленькие на два-три ребёнка. С тех пор наш строительный материал пополнился диванными подушками, матрасиками, большим покрывалом, лёгкой переносной ширмой, двумя палатками, часто задействуются столы и стулья. И всё это дети используют в строительстве и последующей игре.
Слайд 11.
«Стройплощадка» - это кладезь для социально-коммуникативного развития детей. Для организации игры детям нужно договориться, кто с кем хочет строить и играть, как поделить строительный материал, чтобы всем хватило, кто какой дом хочет построить.
Слайд 12.
Порой игра распространяется на всё пространство группы, в каждом домике свои жители, свои правила, разворачивается своя деятельность: чаепитие, рисование (ведь рисовать в своём домике с друзьями намного интереснее, чем просто за столом), лечение кукол и «больных» товарищей и др.. При этом развивается и общий большой сюжет: дети ходят друг к другу в гости, принимают гостей, помогают соседям, если у них что-то не получается.
В процессе игры дети активно общаются между собой: обмениваются мнениями и опытом, учатся отстаивать свою точку зрения, принимать конструктивные решения. Периодически я тоже включаюсь в игру, чтобы научить детей чему-то новому или решить сложную конфликтную ситуацию.
Слайд 13.
Систематический образовательный процесс по социально-коммуникативному развитию на этапе завершения освоения ФОП сформирует у всех детей коммуникативную готовность.
Коммуникативная готовность – это умение ребёнка строить свои взаимоотношения с другими людьми:
- Играть и общаться с другими ребятами
- Быть включённым в детский коллектив и уметь жить по его законам
- Общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного общения
- Доброжелательность и отсутствие агрессивности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей в детском саду. Из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951
Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прош...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
"Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)
Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для свое...
Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)
В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...
"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".
Личностные качества ребёнка развиваются и формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...
- Мне нравится (1)