ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО
статья (средняя группа)

Кононова Наталья Ильинична

Аннотация: в данной статье автор повествует об ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Также акцентируется внимание на том, что в условиях реализации ФОП ДО необходимо искать средства приобщения к русской культуре, к так называемым традиционным ценностям российского общества. И, в первую очередь, это рекомендуется сделать через ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством нашей страны, потому что оно наиболее ярко отражает особенности русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 71

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО

Выполнил: Кононова Н.И.                                                                                                   воспитатель 1 категории

2024 год

город Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье автор повествует об ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Также акцентируется внимание на том, что в условиях реализации ФОП ДО необходимо искать средства приобщения к русской культуре, к так называемым традиционным ценностям российского общества. И, в первую очередь, это рекомендуется сделать через ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством нашей страны, потому что оно наиболее ярко отражает особенности русской культуры.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, русская культура.

Согласно требованиям ФОП ДО таким своеобразным ориентиром ребенка в мире культуры служит декоративно-прикладное искусство, свято хранящее и воспроизводящее духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности. От того, насколько эффективно и планомерно педагог сможет познакомить ребенка с этим видом культурного наследия, таким образом приобщая его к русской культуре, зависит очень многое. Перечитывая страницы истории, мы находим, что декоративно-прикладное искусство берет свое начало с первобытной эпохи: народ всегда на протяжении всей истории человечества стремился выразить свое особое понимание мира, запечатлеть красоту вокруг, воплощая ее в нечто материальное с помощью творчества и фантазии.

Стоит акцентировать особое внимание на том, что традиции такого искусства на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение. И это все привело к тому, что наша страна стала богата разными видами народного декоративного творчества, а именно: росписью изделий из глины, росписью и резьбой по дереву, кружевами, плетением, вышивкой, ткачеством, работой по металлу и т.д. Необходимо обязательно учитывать, что Российская Федерация – это огромная многонациональная страна, и вместе с национальным воспитанием нужно всегда помнить о воспитании толерантности, то есть терпимости, взаимном уважении культур разных наций. А поскольку вклад русских в культуру России особенно значителен, русской культуре придается особое значение и ей уделяется пристальное внимание. Теперь стоит рассмотреть, в чем же заключается работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством. Она предусматривает:

  • во-первых, изучение дошкольниками на специальных занятиях исторического, культурного, национального, природно-экологического своеобразия русского народного декоративно-прикладного искусства;
  • во-вторых, создание, обновление развивающей предметно-пространственной среды;
  • в-третьих, привлечение в такую работу по обучению дошкольников их родителей.

Далее следует рассмотреть формы организации занятий, которые используются в работе с детьми по ознакомлению их с народным декоративно-прикладным искусством. К ним относятся:

  • теоретические занятия (тематические беседы, позволяющие обобщить имеющиеся у дошкольников знания об истории и культуре своей страны, ее наследии);
  • практико-ориентированные занятия (проведение с воспитанниками занятий ручным трудом в духе народного искусства,  организация тематических выставок);
  • комплексные занятия;
  • тематические экскурсии;
  • игровые занятия (включение в содержание организованных образовательных деятельностей различных видов игр, а именно: дидактических, режиссерских, подвижных и т.п.), праздники, участие в различных видах творческой деятельности;
  • коллективное творчество. Оно подразумевает под собой создание таких работ, которые в основном будут использоваться для украшения интерьера группы и в целом оформления детского сада.

Чтобы достигнуть определенных результатов в обучении детей, одновременно реализуя задачи ФОП, я немалое значение в приобщении дошкольников к народной культуре отвожу развивающей предметно-пространственной среде. В нашей групповой комнате усилиями педагогов, а также родителей воспитанников, создан мини – музей, отправляющий детей в своеобразное путешествие по историческому прошлому России. В нем выставлены национальные предметы быта, фотокарточки с изображением исторических зданий, предметы народного декоративного творчества, самодельные тряпичные и многое другое. Здесь мы проводим народные праздники и знакомим с русскими традициями, конечно, используя предметы народных промыслов.

Учитывая личный опыт работы, я убедилась, что для занятий по обучению детей декоративной деятельности и развитию у них творческих способностей необходимо брать только настоящие предметы народного искусства и их изображения в виде иллюстраций, фотографий и диапозитивов. Также нужно отбирать только доступные для восприятия детей в зависимости от их возраста предметы и игрушки, которые в наличии у дошкольной образовательной организации. Стоит отметить, что узоры на них должны быть максимально простыми, например: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, и с каждым годом по мере взросления дошкольников расширяется их содержание, а также выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.

Уже с младшей группы, когда детям исполняется только три года, мы начинаем формировать у них интерес к декоративно-прикладному искусству, а именно: изучаем дымковскую игрушку, семеновскую матрешку, при этом обязательно обращаем внимание дошкольников на их самобытность, специфику расположения узоров, яркость красок. По ходу организации работы в этом направлении мы тщательно рассматриваем игрушку, обследуем ее, при этом учим детей выделять характерные признаки: особенности формы, цвета и оттенков, элементы украшения. Затем обучаем рисованию элементарных деталей народного узора: колец, кругов разного диаметра, листочков итд. Также важно, чтобы ребенок мог рисовать ритмичный узор, располагая его внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента, чему мы тоже обучаем детей на соответствующих занятиях. Ознакомление детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Знакомство с изобразительным искусством происходит как в «Творческой мастерской», так и в центре исторического прошлого нашей страны. Теоретические знания детей, полученные в данном направлении, всегда закрепляем с ними, выполняя практическое задание. Стоит отметить, что дети своими руками без чьей-либо помощи изготавливают куклы-обереги, игрушки, амулеты, расписывают поделки из папье-маше, вместе делают игрушки из соленого теста, а также из природного материала.

Итак, действительно, мы убедились в том, что декоративно-прикладное искусство, без единого сомнения, важно в воспитании и развитии современных дошкольников, так как оно влияет на разностороннее развитие их личности. Также, кроме огромного значения декоративно-прикладного искусства в расширении мировоззрения, развитии художественной грамотности детей, также, оно помогает приобщить дошкольников к прекрасному, что входит в цели обучения дошкольников в РФ согласно требованиям образовательного стандарта нашей необъятной страны.

Список использованных источников

  1. Рыбалко М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/pedgostinaja-priobschenie-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury-na-primere-oznakomlenija-s-dekorativno-prikladnym-iskustvom.html (Дата обращения: 28. 04. 2024).
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с декоративно-прикладным искусством – хохломой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839036","...

Декоративно–прикладное искусство, как средство приобщения детей к народной культуре

Консультация для родителей "Декоративно–прикладное искусство, как средство приобщения детей к народной культуре"...

Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-о...

Декоративно–прикладное искусство как средство приобщения к народному творчеству

Декоративно–прикладное  искусство как средство приобщения к народному творчеству...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре

В дошкольном образовании задачи приобщения детей к национальной культуре определены образовательной областью «Художественное творчество», раздел «Декоративное рисование»: знако...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре Тамбовского края

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полнопр...