Проект "Блокада Ленинграда".
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 88 Центрального района Санкт-Петербурга
Авторы: Арсеньева Екатерина Аркадьевна , Мурзакова Светлана Станиславовна.
Проект
Тема проекта:
«Блокадный Ленинград. Память в камне, память в сердцах.»
Целевая аудитория:
воспитанники ДОУ ,
родители и педагоги ДОУ.
Авторы-составители:
Арсеньева Екатерина Аркадьевна
учитель-логопед,
Мурзакова Светлана Станиславовна
воспитатель
Санкт-Петербург
2023 год
Пояснительная записка
Стоят монументы. Стихами и в прозе
Взывают к потомкам святые слова.
Но память живет не в граните и бронзе,
А в людях-без нас эта память мертва.
Анатолий Молчанов
18 января 2023 года, исполняется ровно 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. А 27 января, Петербург отметит 79-ю годовщину полного снятия блокады. Официально - День воинской славы России, неофициально - День ленинградской Победы. По поручению президента РФ создается Организационный комитет по подготовке к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое в 2024 году будет отмечать вся страна. К этой торжественной дате мы начали готовиться уже в этом году. Мир, на сегодняшний день, находится в нестабильном положении, а мы находимся в Санкт – Петербурге и имеем возможность не только вспомнить события военных дней, но и в буквальном смысле прикоснуться к трагической истории нашей страны. Провести наших детей по тем самым улицам, по которым ходили ленинградцы. Посмотреть на те дома, которые бомбили вражеские самолеты. Посетить Летний сад и представить, как сохраняли древние статуи от разрушений, а весной на клумбе в центре сада сажали огород.
Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Очень важно приобщать ребенка к истории и культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своей страны. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о справедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста. Ребенок по своей природе обладает чуткостью. Чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, во время блокады Ленинграда. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Вид проекта: информационно-исследовательский
Продолжительность проекта: 3 недели
Участники проекта: дети 6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители и другие члены семьи.
Образовательные области по ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Проблема: изучить историю блокады города-героя Ленинграда, подвиг людей во время Великой Отечественной войны.
Актуальность
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия блокады Ленинграда. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
Наш проект – это дань уважения памяти погибших и людях, отстоявших город. Мы решили работать над проектом по теме «Блокадный Ленинград. Память в камне, память в сердцах.», так как считаем, что память о войне священна.
Цель проекта: Проведение мероприятий, направленных на поддержание памяти о Городе – Герое – Ленинграде в блокадные дни Великой Отечественной войны, воспитании у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, а также развитие интереса к истории страны.
Задачи проекта: познакомить детей с подвигом людей, защитниками города Ленинграда во время войны; показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады, воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Основные формы реализации проекта:
- Подготовка презентация по теме проекта
- Чтение художественной литературы, заучивание с детьми стихотворений.
- Экскурсии в места ближайшего окружения
- Тематические беседы воспитателей с детьми.
- Тематические беседы родителей и других членов семей с детьми.
- Семейные экскурсии.
- Исследовательская и поисковая деятельность родителей, воспитателей.
- Демонстрация видеофильмов, презентаций о войне, блокаде Ленинграда.
- Совместное изготовление атрибутов к сюжетным и подвижным играм.
- Творческое оформление познавательного и дидактического материала.
- Игровая деятельность детей.
- Продуктивная деятельность.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Консультирование педагогов, родителей.
Организация проекта:
- Изучение, анализ и подбор информационных источников по проблеме информационного проекта, понятных и доступных пониманию ребёнку-дошкольнику.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Совместная разработка (родители, воспитатели, консультант) программы проекта.
- Организация детско-родительской информационной деятельности.
- Фотогалерея «Наш бессмертный полк»
- Вечер памяти «Была война, была блокада».
- Книга памятных блокадных мест Центрального района
Ожидаемые результаты проекта:
Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечеств; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады. Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.
Продукт деятельности: торжественная акция
Проведение праздничных мероприятий вечер памяти «Была война, была блокада»
ФОТОГАЛЕРЕЯ «Наш бессмертный полк».
Создание буклетов о блокадном Ленинграде
Оформление выставки творческих работ «Ленинград. Блокада. Подвиг» Оформление семейных альбомов Памяти.
Книга памятных блокадных мест Центрального района
Пополнение методической “копилки” тематическими конспектами занятий с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Создали презентацию по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный период
- Определение актуальности проблемы проекта исследовательского проекта.
- Создание рабочей группы по работе над проектом.
- Изучение, анализ и подбор литературы и информационных источников из Интернета по проблеме проекта.
- Взаимодействие с родителями и членами семей по теме через беседы.
- Разработка программы проекта
Основной период
- Практическая деятельность по реализации проекта через различные формы и методы.
- Коррекционная работа по программе проекта.
- Торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Заключительный этап проекта
- Анализ, оценка взаимодействия всех участников проектной деятельности.
- Выявление проблемы для разработки нового информационного проекта.
- Презентация проекта «Блокадные адреса Санкт-Петербурга» для воспитанников группы, для родителей на групповом родительском собрании, для педагогов дошкольного учреждения.
Схема реализации проекта «Блокадный Ленинград. Память в камне, память в сердцах.»
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
1 этап: определение темы проекта: Проблемное обсуждение «Что значит блокада?» | ||||||
2 этап: подготовительный. Анализ изображений по вопросам:
| ||||||
Выставка печатных изданий (энциклопедии, журналы, художественная литература) на тему: «Блокада Ленинграда». | ||||||
3 этап: основной.Подтема 1: Город воинПроблемное обсуждение: «Как защищали город?» | ||||||
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Совместная деятель-ность | Тематическая организованная образовательная деятельность на темы «Почему ты шинель бережешь?», «Подвиг солдата», «Путешествие во времени», «Прорыв блокады Ленинграда. 1943»комплексное занятие «Детям о блокаде»Беседы ребёнка с родителями«Что такое война, блокада»«Когда была Великая Отечественная война и блокада города Ленинграда»«Что было с моей семьей во время войны»«Какие воспоминания, истории, семейные реликвии хранятся в нашей семье» | Презентация «Детям о Победе в Великой Отечественной войне» «Блокада Ленинграда», Просмотр видео «Хроники защиты Ленинграда»Знакомство с картой блокады ЛенинградаРассматривание фотографий, иллюстраций о военном времениД/и «Дидактические игры по теме Великой Отечественной войны «Чья форма», «Ордена и медали»,«Что изменилось»,«Военный транспорт», «Подбери картинку» | Чтение и заучивание стихов о героической обороне города Ленинграда, о прорыве блокадного кольцаЧтение произведений художественной литературы для детей о блокаде Ленинграда Л.Кассиль «Твои защитники»,«Был город-фронт, была блокада», сосотавители Д.Колпакова и В.Суслов,»Дорога жизни», Н.Ходза, «Была война, была блокада» В.К. Дмитриев,Создание иллюстрированного словаря блокадного Ленинграда | Рисование карты блокады Ленинграда.Рассматривание картиныСовместная лепка модели вечного огня.Создание буклетов о блокадном ЛенинградеТворческая деятельность детей«Блокадная ласточка», «Салют Победе!»,«Военная техника, сделанная своими руками», «Фронтовой треугольник»,«Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка», «Памятник герою», «Самолеты» Аппликация «Разорванное кольцо», рисование «Жизнь Блокадного города Ленинграда» | Подвижные игры «Разведчики», «Штурм крепости», «Доставь донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Самолеты в небе» | |
Экскурсия | Экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады ЛенинградаБлокадная подстанция. Блокадный репродуктор. | |||||
Продукт: фотогалерея «Наш Бессмертный полк» |
Подтема 2: Город труженикПроблемное обсуждение: «Как жили мирные люди в блокадном городе?» | |||||
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Тематическая организованная образовательная деятельность на темы «Блокада Ленинграда», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни». Сюжетно-ролевая игра: «Госпиталь» | Просмотр видео о Блокадном Ленинграде. Настольно печатная игра «Героическая оборона Ленинграда».Виртуальные экскурсии по памятным местам Блокады Ленинграда. | Чтение и обсуждение: В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Крестинский А.А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А.И. “В осажденном городе”; Миксон И.Л. “Жила- была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н.Алексеевой "Дети Ленинграда»Составление рассказа по иллюстрациям «Дорога жизни» | Рассматривание картины «Блокадные будни. Зима 1941-1942 гг.» Марина Андреевна Козловская «Блокада Ленинграда».Музыкальное развитие: разучивание песни «Эх Ладога, родная Ладога» муз.Л. Шенберга, П.Крауберга,слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской» Д.Шостаковича. Разучивание песен и танцев к утреннику. | Подвижные игры «Танкисты», «В разведку», «Моряки»; «Медицинский батальон», «Лётный полк», «Военный транспорт». | |
Экскурсии: Блокадная полынья. Летний сад в блокаду. Дом с зеркалом. Дом радио. Памятник репродуктору. Театр музыкальной комедии. | |||||
Работа с родителями: Консультирование родителей по теме: размещение в группе вконтакте «Смешарики» научно-популярных фильмов, книг энциклопедий и подготовка к семейному «путешествию-экспедиции» по городу «Была война, была блокада». Родители с детьми посещают памятные места города, связанные с блокадой. Фотографии экскурсий выкладывают в сети интернет в группе вконтакте «Смешарики». | |||||
Продукт: КНИГА памятных мест Блокады Ленинграда Центрального районаПамятный вечер «Была война, была блокада». Возложение живых цветов к памятнику «Юным героям обороны Ленинграда». |
Приложение 1.
Памятный вечер «Была война, была блокада»
Приложение 2
Фотогалерея «Наш Бессмертный полк»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....