Значение театра в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
статья
Театральная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития ребенка. Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlenko_n.v_znachenie_teatra_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta._.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение театра в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Павленко Н.В
Театр – это волшебный мир,
В котором ребёнок радуется, играя,
а играя… познаёт окружающее…” (О.П. Радынова.)
Что же такое театр, театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.
Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Театральная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития ребенка. Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу. Занятия театральной деятельностью позволяют строить взаимодействие и общение друг с другом, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки.
Детский театр – это уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок иногда настолько сопереживает героям сказки, что рвется на сцену, чтобы помочь своему любимому персонажу справиться со злодеем. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.
Знакомство с театром в детском саду происходит с I-младшей группы. В этом возрасте у детей развивается интерес к книге, умение сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого. Желание внимательно следить за развитием действия художественного произведения, понимать содержание. Развивается способность чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, узнавать их на книжных иллюстрациях.
Детей в этом возрасте необходимо побуждать детей к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию небольших стихотворных текстов, пересказу с помощью взрослого коротких и несложных по содержанию отрывков, договаривая отдельные слова и фразы, традиционные выражения начала и окончания сказок. Некоторые фрагменты сказок или небольшие стихотворные тексты используются для инсценирования на фланелеграфе с помощью театра резиновых игрушек, кукольного театра, «театра картинок» или за ширмой, с помощью пальчиковых и перчаточных кукол.
Выразить своё понимание текста произведения дети в этом возрасте могут не столько в речи, сколько в игровых имитационных действиях. Они любят показывать, как зайка прыгает, прислушивается, прячется, как ходит мишка или летает птичка. Им нравятся перевоплощения с помощью элементов театральных костюмов, шапочек с изображением животных.
У детей 3-4 лет необходимо поддерживать интерес к художественному слову, стремлению к постоянному общению с книгой. Развивать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям, давать элементарную оценку, выражать свои впечатления в слове, жесте. Формировать умение различать на слух и понимать произведения разных жанров (загадки, небылицы, стихи, сказки, рассказы). Учить вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику и красоту поэтического текста.
В этом возрасте детей привлекают к оценке и высказыванию своих суждений о поступках героев, описанию переживаний, воспоминанию о похожих событиях в их жизни. Прочитанные тексты не только обсуждаются, но и «проживаются» через использование имитационных действий и пластических этюдов, разыгрывание отдельных диалогов, небольших сюжетов. Таким образом, происходит формирование первых сценических навыков детей. К художественным произведениям можно обратиться в режимных моментах: перед сном, перед едой, на прогулке. Например, когда дети умываются им можно напомнить отрывок из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр».
В возрасте 4-5 лет можно познакомить детей с конусным и плоскостным театром. Каждый вид театра сначала демонстрируется воспитателем, причем неоднократно показываются театрализованные представления, и только потом привлекаются для постановок дети (в следующей очередности: педагог и 1 ребенок, педагог и несколько детей; дети и педагог-наблюдатель, дети показывают представления самостоятельно).
На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья.
Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего дошкольного возраста – это теневой театр. В теневой театр научить играть детей не очень просто, поэтому подготовительный и совместный этапы будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.
В возрасте 5-6 лет необходимо углублять читательские интересы детей, показывать ценность книги как источника новых впечатлений и представлений об окружающем мире. Развивать умение вникать в смысл произведения, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном, выражая своё отношение к литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов детской активности. Вовлекать детей в процесс сочинительства, поощрять первые творческие проявления. Развивать воображение и чувство юмора.
В этом возрасте небольшие по объёму произведения могут использоваться для пересказа, разыгрывания по ролям, выразительного чтения, озвучивания видеофильма голосом определённого героя или с помощью музыкальных инструментов.
В старшем дошкольном возрасте активно используется пальчиковый театр и театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок видит всех героев прямо перед собой, на пальчиках. Неважно из чего он изготовлен: из соленого теста или ткани, дерева или пенопласта – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить, чтобы кукла оставалась на месте.
Что касается театра «Марионеток» - это трудная и ёмкая работа: обучение детей кукловождению и одноврЕменное сопровождение голосом. Но детям очень нравится управлять куклой, они получают массу удовольствия, проводя время за игрой с марионетками. Они передают через кукол свой характер, своё настроение. Этот вид театра способствует развитию дружеских отношений между партнёрами по инсценировке, умения договориться, уступить друг другу и в то же время укрепляет мелкую мускулатуру рук и развивает умение ориентироваться в пространстве.
У детей 6-7 лет следует воспитывать ценностное отношение к литературе, интерес к книге как источнику информации, источнику эмоциональных переживаний. Обогащается духовный мир детей путём приобщения их к социально-нравственным ценностям, через интерес к внутреннему миру на примерах литературных героев. Формируется избирательное отношение к образам литературных героев, умение оценивать их действия и поступки. Поощряется и стимулируется самостоятельные творческие проявления (сочинение сказок, стихов, рассказов). Развивается воображение в процессе сочинительства.
В этом возрасте детям будут интересны: театр марионеток, театр «живой руки», платочный театр, театр ростовых кукол, театр вязаной игрушки; театр игрушек: из носков и прищепок, из скорлупы и соленого теста, из мочалок, бросового материала; театр настроений.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай, где я», «Лисичка подслушивает» и другие. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли-зарисовки-инсценировки малышам родителям и гостям группы.
Бытует мнение, что театр, театральная деятельность, театрализованные игры – это всего лишь забава, развлечение для детей …?
Предлагаю, используя структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области), остановиться на значении театрально-игровой деятельности.
«Познавательное развитие»
Театрально-игровая деятельность способствует:
развитию разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
развитию памяти, умению планировать свои действия для достижения результата.
«Речевое развитие»
театрально-игровая деятельность способствует:
развитию монологической, диалогической, связной речи;
обогащению словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
овладению выразительными средствами общения: вербальными (с помощью слов), и невербальными (мимикой, жестами, сигналами);
умению грамотно выражать собственные мысли, мысли персонажей или героев, придавая данным высказываниям настроение или своё отношение.
«Физическое развитие»
Театрально-игровая деятельность способствует:
согласованию действий и сопровождающей их речи, формированию правильной осанки, снятию мышечного напряжения.
Развивает: выразительность основных видов движений, общую и мелкую моторику, координацию движений, а так же ненавязчиво формирует навыки здорового образа жизни: ведь в инсценировках можно подсказать Незнайке как правильно чистить зубы или помочь Буратино сдать нормы ГТО, используя элементы спортивных игр и упражнений.
«Художественно-эстетическое развитие»
Театрально – игровая деятельность способствует:
Формированию у детей дошкольного возраста элементарных представлений о видах искусства;
Приобщению к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; созданию выразительного художественного образа;
Развитию воображения, творческой деятельности, внимания;
Воспитанию нравственных чувств и качеств.
Таким образом, можно утверждать, что значение театра в развитии и воспитании детей дошкольного возраста многозначительно, многогранно, разнообразно и актуально. И, значит, играть с детьми в театрализованные игры просто необходимо. Ведь театр – это волшебный мир! Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Детский спектакль - это кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...
Консультация. Значение танцев, ритмической гимнастики в развитии и воспитание детей дошкольного возраста.
Значение танцев, ритмической гимнастики в развитие и воспитание детей дошкольного возраста....
"Значение нетрадиционных техник рисования в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Сборник материалов седьмой Всеросийской научно-практической конференции 2013 года...
Консультация для родителей"Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Цель:Способствовать формированию представления о роли классической музыки у детей дошкольного возраста....
Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков позволяет постепенно приобщать их к основам миро...
Значение сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло....
Значение сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у ...