Программа «Я – примерный пешеход»
рабочая программа (подготовительная группа)
Настоящая программа социально ориентирована. Ее реализация предоставляет детям возможность овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в области безопасности на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdd_ya_primernyy_peshehod_5-7let_pavlenko_nv.docx | 55.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ДОО
Принято
Протокол заседания
педагогического совета №_
от ____________
Утверждаю
Заведующий ___________
Приказ №___
Дата утверждения _________
2024
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Страница |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 3 |
1.3 | Целевые ориентиры Программы | 4 |
1.4 | Принципы реализации программы | 4 |
2 | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Учебный план | 6 |
2.2 | Перспективное планирование работы с детьми | 6 |
3 | Организационный раздел | 14 |
3.1 | Описание образовательной деятельности Программы | 14 |
3.2 | Формы и методы реализации Программы | 14 |
3.3 | Структура занятий | 15 |
3.4 | Материально-техническое обеспечение Программы | 16 |
3.5 | Способы контроля усвоения Программы | 17 |
4 | Список литературы | 18 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Проблема обеспечения безопасности дошкольников – одна из наиболее актуальных в условиях современного мира. Ввиду малого жизненного опыта, еще недостаточно подготовленные к жизни дети являют собой наиболее уязвимую категорию граждан. Ответственными за их жизнь и безопасность полноценно возлагается на окружающих их взрослых – родителей и педагогов.
В условиях современного тема жизни в семьях уделяется недостаточное внимание целенаправленному обучению детей правилам дорожной безопасности. Напротив, довольно часто дети становятся свидетелями пренебрежения правилами безопасности на улицах города со стороны родителей, которые в спешке не задумываются, как демонстрируют детям опасный пример поведения.
Все это позволяет сделать вывод о том, что ответственность за формирование основ безопасности на дороге ложится на образовательные учреждения. Вот почему данная программа так актуальна для использования в условиях современного ДОУ.
Направленность
Настоящая программа социально ориентирована. Ее реализация предоставляет детям возможность овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в области безопасности на дороге.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она позволяет дошкольникам в форме игровой деятельности овладеть необходимыми в дальнейшей жизни умениями и навыками, способными сохранить им жизнь.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: формирование у дошкольников необходимых знаний о соблюдении мер безопасности на дороге.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления о правилах дорожной безопасности.
- Конкретизировать знания о многообразии транспортных средств.
- Уточнить и обобщить представления о знаках дорожного движения.
- Учить действовать правильно в распространенных ситуациях на дороге.
- Закрепить знания о значении сигналов светофора.
- Расширить представления о труде сотрудников ГИБДД, значениях сигналов регулировщика.
- Уточнить представления о правилах дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать когнитивные процессы.
- Развивать творческие умения.
- Развивать наблюдательность.
- Развивать функциональную грамотность.
- Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать социально значимые навыки.
- Воспитывать дисциплинированность, ответственность.
1.3 Целевые ориентиры Программы
По итогам изучения курса Программы дети предположительно достигнут следующих результатов:
1. У дошкольников расширятся представления о дорожной обстановке и правилах дорожного движения.
2. У дошкольников сформируются навыки уверенного и безопасного поведения в условиях дорожной среды.
3. Дошкольники научатся предвидеть опасные ситуации и избегать их.
1.4 Принципы реализации Программы
- Принцип гуманизма.
Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
- Принцип интеграции.
Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
- Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
- Принцип учета возрастных особенностей.
Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
- Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
- Принципы безопасной жизнедеятельности.
Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
- Принципы инклюзивного образования.
Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Входящий мониторинг знаний детей. | 1 | 1 | 0 |
2 | Проведение теоретических занятий. | |||
3 | Проведение практических занятий. | |||
4 | Итоговое занятие. Контрольный мониторинг знаний детей. | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
2.2 Перспективное планирование работы с детьми
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Вводное занятие. «Познакомимся с улицей». | Содействовать расширению знаний дошкольников о частях улицы, направленности движений, разметках на дороге, их назначении. |
«Поговорим о безопасности на дороге» | Конкретизировать представления дошкольников о существующих опасностях на улицах города. Усилить знания о правилах дорожного движения, поведения в транспорте. Учить распознавать дорожную символику. | |
«Едем в городском транспорте» | Содействовать расширению знаний дошкольников о правильном поведении во время поездки в общественном транспорте. Воспитывать культурное отношение к пассажирам. | |
«Постовой на мостовой» | Дать дошкольниками представление о работе регулировщика, учить понимать его движения. | |
Октябрь | «Про безопасность на дорогах» | Содействовать формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к соблюдению правил передвижения по улице в качестве пешехода. |
«Мой друг - велосипед» | Расширить знания о велосипеде как транспортном средстве. Уточнить представления о дорожных знаках, регламентирующих проезд на велосипеде. Учить правильно определять места для катания на велосипедах. | |
«Нам всем положено – знать правила дорожные». | Закрепить имеющиеся знания о правилах дорожной безопасности, культуре поведения в общественном транспорте. Упражнять в умении различать и понимать значение некоторых знаков дорожного движения. Воспитывать дисциплинированность. | |
«Наземный транспорт» | Активизировать в речи обобщающее понятие «наземный транспорт». Усилить познания дошкольников о видах наземного транспорта. | |
Ноябрь | «Знакомьтесь: регулировщик» | Познакомить со спецификой деятельности регулировщика, уточнить понимание его жестов. Закрепить знания в ходе решения проблемных ситуаций. |
Сюжетно-ролевая игра «На улицах города» | Закрепить правила поведения на дороге в условиях игры. Развивать осторожность, осмотрительность во время движения по улице. Воспитывать желание знать и соблюдать правила дорожного движения. | |
Аппликация «Дорожные знаки» | Закреплять знания о дорожных знаках, значении и классификации. Развивать творческие умения. | |
«Тучка - злючка в гостях у ребят» | Уточнить представления о правильном поведении во время плохих погодных условий. | |
Декабрь | «Какие опасности ждут нас на дороге?» | Закреплять познания дошкольников о значении сигналов светофора, о знаках дорожного движения, дорожной разметке. и их назначении. Упражнять в применении полученных знаний в игровой деятельности. |
Конструктивная деятельность «Увлекательное путешествие в город дорожных Знаков» | Продолжать формировать навыки безопасного поведения на улицах города. Закреплять пространственные ориентировка (справа, слева, внизу, вверху, в центре, впереди). Развивать инженерное мышление. | |
«Урок от дядюшки Светофора» | Закрепить полученные детьми знания, расширить представления о дорожных знаках: «Внимание – дети!», «Велосипедное движение запрещено!». Развивать наблюдательность. Формировать умение «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении. | |
«Мы - знающие пешеходы» | Обобщить знания детей о поведении пешеходов. Учить действовать в распространенных дорожно-транспортных ситуациях. Тренировать в назывании дорожных знаков и их значений. | |
Январь | «Это всё мои друзья!» | Конкретизировать представления дошкольников о видах транспортных средств. Закреплять знания о знаках дорожного движения, правилах поведения на тротуарах и дорогах. Уточнить значение понятий: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть». Воспитывать желание детей соблюдать правила ПДД в повседневной жизни. |
«Безопасное поведение детей на дорогах» | Уточнить представления об общественном транспорте, правилах проезда на нем. Совершенствовать навыки поведения на дороге через решение проблемных ситуаций. Развивать внимательность, наблюдательность. | |
Нетрадиционное рисование «Светофорчик» | Уточнить знакомые дошкольникам правила дорожного движения. Активизировать интерес к соблюдению правил дорожного движения через творческую деятельность. | |
Викторина «Что? Где? Когда?» | Закрепить представления дошкольников о правилах безопасного поведения на улице и дороге, знаках дорожного движения. Активизировать интерес к изучению ПДД через участие в играх с элементами соревнования, эстафетах. | |
Февраль | «Что за светлячки на дороге?» | Познакомить детей со световозвращающими элементами. Побуждать принимать правильное решение путем участия в игровых образовательных ситуациях. Развивать осторожность, осмотрительность при движении по улице, переходе через дорогу. |
Совместное с родителями мероприятие «Вперёд - к Олимпиаде по безопасной дороге!» | Формировать у дошкольников осознанное отношение к необходимости получения знаний по ПДД для обеспечения собственной безопасности. Усилить познания родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице, побуждать использовать личный пример для решения вопросов безопасности. | |
Конструктивная деятельность «Светофор» | Уточнить знания о светофоре и значении его сигналов. Познакомить дошкольников с приёмами конструирования из Лего. Учить работать со схемой. Воспитывать культуру поведения на дороге, желание выполнять правила дорожного движения. | |
Экскурсия «Перекресток» | Продолжать формировать у детей умение различать и называть знаки дорожного движения. Отрабатывать навык перехода через дорогу в зависимости от дорожной ситуации. Воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к участникам дорожного движения. | |
Март | Ручной труд «Дорожные знаки» | Продолжить формирование у дошкольников умения различать дорожные знаки, закреплять знание правил дорожного движения. Обучать приему изготовления трубочек из бумаги. |
«Шагающий автобус» | Учить понимать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Закрепить имеющиеся представления о работе светофора, о правилах поведения пешеходов. Формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки других. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни. | |
Квест - игра «Безопасный самокат» | Закрепить представления дошкольников о правилах поведения для пешехода с самокатом. Развивать наблюдательность. Воспитывать культуру поведения, содействуя предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. | |
«Опасные участки на пешеходной части улицы» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. Развивать практические навыки ориентирования на пешеходной части улицы. Воспитывать культуру поведения у детей во время движения по пешеходной части улицы. | |
Апрель | Знакомство со сценарием, обсуждение проблемы, распределение ролей. | Закреплять умение применять полученные знания в творческой деятельности (театрализация). Формировать у дошкольников умение видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья в условиях улицы. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице, о назначении дорожных знаков. Воспитывать чувство самосохранения. Воспитывать общую культуру поведения на улице. |
Изготовление атрибутов, разучивание ролей. | ||
Разучивание ролей, репетиция постановки. | ||
Открытый показ постановки. | ||
Май | Викторина «Достойны уважения правила движения». | Закрепитьть представления о назначении светофора и пешеходного перехода, навык применения правил дорожного движения в повседневной жизни. Продолжать формировать образные представления о поведении на дорогах и соблюдении правил дорожного движения в процессе различных видов деятельности. |
«Путешествие по Шоколадной стране» | Закрепить навыки безопасного поведения на проезжей части и перекрестке, светофоре и значении дорожных знаков. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции. Воспитывать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения, побуждать к сознательному выполнению правил дорожного движения. | |
«Азбука пешехода» | Конкретизировать и закреплять знания дошкольников о сигналах светофора и правилах дорожного движения. Формировать умение дошкольников работать с макетами. Развивать наблюдательность умение работать в команде, применяя знания на практике. | |
Итоговое занятие. Развлечение «Путешествие в страну дорожного движения» | Обобщить представления детей о правилах перехода дороги пешеходами, знания о назначении сигналов светофора, дорожных знаков. Пробуждать интерес к изучению ПДД через деятельность соревновательного характера. Выявить результативность проделанной в течение года работы. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание образовательной деятельности Программы
Настоящая Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность организованной образовательной деятельности составляет 25-30 мин, что соответствует возрастным нормативам, определенным ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста. Общее количество занятий в год – 36.
Программа предполагает групповую форму организации занятий с широким применением образовательных технологий (игровых, здоровьесберегающих, ИКТ, проблемного обучения итд).
3.2 Формы и методы реализации Программы
Программа предполагает использование следующих формы организация занятий:
- беседы;
- моделирование ситуаций;
- игры;
- экскурсии;
- досуги.
Методов:
Наглядные: наблюдение, экскурсия, рассматривание наглядного материала, просмотр обучающих видео и мультфильмов.
Словесные: беседа, рассказ, использование художественной литературы, постановка и решение вопросов проблемного характера.
Практические: отработка действий в проблемных ситуациях.
Игровые: игровые обучающие ситуации, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры.
3.3 Структура занятий
Каждое занятие имеет определенную структуру, отвечающую требованиям ФГОС ДО.
I. Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей с помощью сюрпризных моментов, появления персонажей).
II. Основная часть:
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения, просмотр видеосюжетов и т.п.);
- объяснение.
- Практическая часть:
- отработка усвоенного в игровых и проблемных ситуациях, творческой деятельности.
III. Заключительная часть, рефлексия.
- подведение итогов;
- анализ работы детей на занятии.
3.4 Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы:
- соответствуют требованиям, установленным ФГОС (полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
- соответствуют санитарно-эпидемиологическими правилам и нормативам;
- соответствуют правилами пожарной безопасности;
- соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
- соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей.
Наполнение РППС
- макет перекрестка;
- макет светофора;
- демонстрационный материал (иллюстрации);
- коллекция мультфильмов;
- материал для творчества;
- модели транспорта;
- картотека дидактических игр;
- картотека проблемных ситуаций по ПДД.
3.5 Способы контроля усвоения Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:
- сентябрь: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на начало освоения курса.
- май: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на конец освоения курса.
Критерии освоения Программы на основе диагностического инструментария В.А. Деркунской и Т.И.Даниловой:
Высокий: ребёнок владеет представлениями по содержанию беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. На предложенные вопросы и задания даёт адекватные, однозначные ответы, часто проявляя эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребёнку продемонстрировать использование знаний и умений в решении конкретных задач. Представления носят целостный характер.
Средний: ребёнок частично владеет представлениями по содержанию беседы, отдельные вопросы позволяют ему проявлять активность в общении с воспитателем. Не на все вопросы ребёнок даёт ответы, допускает ошибки, затрудняется с ответом. Большая часть ответов всё же сопровождается детским исчерпывающими комментариями, иногда проявляется эрудированность. Представления избирательны, разрозненны.
Низкий: ребёнок слабо владеет представлениями по содержанию беседы, периодически проявляя активность в общении с воспитателем, но чаще активность ребёнка инициирует педагог, поддерживая интерес к разговору. На большинство вопросов даёт неадекватные заданию ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развёрнутость отдельных ответов указывает на избирательность ребёнка, разрозненность представлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н., Стеркина Р., Князева О. Безопасность / Н. Авдеева, Р Стеркина., О. Князева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю. Белая. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.
- Бочко А. Правила дорожного движения: для детей / А. Бочко. - М.: Питер, 2014.
- Кирьянов В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / В.Н. Кирьянов. - М.: Тритий Рим, 2007.
- Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т. Ф. Саулина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление агитбригады "Будь примерным пешеходом"
Конспект агитбригады по правилам безопасного поведения на дороге с фотографиями....
ПДД. Проект «Я - примерный пешеход» для работы с детьми в старшей группе
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный Цели проекта:1.Формирование потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движенияна городской улице2.Развитие умения определ...
Я - примерный пешеход
День знаний ПДД...
Викторина "Быть примерным пешеходом и пассажиром"
ВИКТОРИНА"БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПЕШЕХОДОМ И ПАССАЖИРОМ"(Старший дошкольный возраст) Цель: уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города и в общественн...
я - примерный пешеход
проект...
День знаний правил дорожного движения "Я - примерный пешеход"
Закрепление знаний различать и называть предупреждающие, запрещающие знаки, знаки сервиса...
Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...