Проект "Будем добры"
проект (подготовительная группа)
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Будем добры" | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31»
Проект
«Будем добры»
для детей подготовительной группы.
( Духовно-нравственное воспитание)
Выполнила: |
Изотова Н.Н. |
Проект «Будем добры"
Автор проекта: Изотова Н.Н.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 6– 7 лет.
По количеству проект: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека. Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Проблема: Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте складываются основные этические качества, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Исходя из результатов наблюдений, мною был разработан, реализован проект «Будем добры».
Цель проекта. Формировать духовно-нравственного качества дошкольников, которые будут способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта:
Для детей: - Формировать у детей положительное отношение ко всем людям. - Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. - Закреплять знания правил вежливого общения. - Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей). - Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. - Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. - Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. - Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость. - Формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадания ко всему живому.
Для педагогов: Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Для родителей:
Повысить уровень компетенций и роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза Реализация проекта «Будем добры» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник будет проявлять доброжелательность к окружающему миру, совершать добрые поступки. Повышению активности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы; - подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки ); - дидактические игры; - подбор мультфильмов; презентаций по теме; - выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта: - заинтересованность родителей и детей; - методические разработки.
Предполагаемые результаты проекта:
У детей
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга.
- Развивать социальные чувства, взаимопомощь.
- Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
- Способствовать усвоению нравственных норм, выбору рационально обоснованного поведения.
- Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
- Формирование любви к природе, родному краю, воспитание сострадания ко всему живому.
У родителей
- Повышение уровня компетенций родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания; проявление перехода из позиции партнёров в позицию активных участников образовательного процесса.
У педагогов
- Разработка и введение в образовательный процесс комплекса методических материалов для воспитанников средней группы по духовно-нравственному воспитанию.
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Продукты проекта:
- Презентация проекта;
- Выставка детских рисунков «Солнечные лучики доброты»;
- Выставка «Аллея добрых книг».
Данный проект реализуется через совместную деятельность взрослого и детей с учетом интеграции всех образовательных областей: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).
План реализации проекта.
I этап – подготовительный | |||
Участники проекта | Задачи этапа | Средства решения, мероприятия | |
Дети | Выявить уровень представления детей относящихся к сфере духовно-нравственного самосознания в жизни, в окружающем мире, в природе. | Изучение методической литературы. - Опрос детей: обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов. 1) Что такое доброта? 2) Что значит быть добрым? 3) Какие добрые дела вы делали? 4) Кому и как помогаете? Почему вы это делаете? 5) А каких добрых героев сказок вы знаете? 6) Какие их добрые дела вы можете вспомнить? 7) Как ты считаешь, а ты добрый человек? Что мы хотим узнать? Что такое доброта? Как стать добрым? Что для этого необходимо сделать? Обратиться за информацией к различным источникам. - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. -Подготовка методического материала. | |
Родители | Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. | Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды. Анкетирование родителей по теме: «Духовно-нравственное воспитание»; | |
II этап – основной | |||
Познавательное развитие | |||
Дети | Формирование духовно-нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. | НОД «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом». Беседы: «Дружба творит чудеса», «Давайте никогда не ссориться», «Долг платежом красен», «Что такое добро, доброта?», «Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?». Рассматривание альбома: «Эмоции», сюжетных картинок, книг и альбомов о дружбе, доброте, справедливости. Д/ и «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Собери цветок», «Секрет». Д/у «Если кто-то заболел», «Подари улыбку» | |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Дети | Д/ у «Помощь котенку», «Ласковое слово». Этюд «»Скажи доброе слово, комплимент товарищу» С/р игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Парикмахерская». Д/и «Волшебная шляпа», «Волшебный стул», «Добрые и злые герои сказок», «Самые хорошие поступки», «Полянка добра», «Школа вежливости». Ремонт книг «Больница для книг». Этюды «Встреча с другом», «Игрушка». | ||
Речевое развитие | |||
Дети | Чтение сказок, рассказов, стихов по теме: Э. Мошковская «Вежливое слово»; С. Я. Маршак «Пускай беда нам, тяжела»; К. Чуковский «Айболит»; Е. Алябьева «Пожелайте людям добра»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо»; С. Михалков « Птичья столовая»; В. Бианки « Синичкин календарь», «Дружба»; Чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте. Рассказывание сказки «Золушка». Составление описательного рассказа «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел». Речевая игра «Цветок доброты», «Самые хорошие поступки». | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Дети | Прослушивание песен о дружбе, друге: «Улыбка», «Есть у солнышка дружок». Просмотр мультфильма «Кошкин дом». Рисование «Солнечные лучики доброты». Аппликация «Русская березка». | ||
Физическое развитие | |||
Дети | Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием: «Лужа», «Иголка и нитка», Пальчиковые игры: «Дружные ребята», «В гости». | ||
Родители | Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. |
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Памятка «Посеять в детских душах доброту». Акция «Берегите птиц»: изготовление кормушек для птиц.
| |
III этап – заключительный | |||
Подведение результатов проекта. Презентация проекта. Выставка «Аллея добрых книг». | |||
|
Содержание проекта определило модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в моей группе.
Результаты работы по второму этапу показали, что по всем трём направлениям деятельности - дети, родители, педагоги – наблюдается устойчивая положительная динамика.
Если на первом этапе работы результаты анкетирования показали, что большинство детей затруднялись в определении: «что такое доброта?». По окончании проекта, дети уверенно отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни, анализ продуктивной деятельности также показывают положительную динамику развития духовно-нравственных качеств у детей.
Удовлетворённость родителей от приобретённого опыта в вопросах духовно-нравственного воспитания, повышение уровня их компетенций по данному направлению показали высокие результаты анкетирования.
Анализируя проделанную работу по духовно-нравственному воспитанию, можно сделать вывод: в группе, созданы условия, которые способствуют нравственной социализации детей, создана модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда обустроена с учётом духовно-нравственного развития детей: созданы игровые зоны с определённым набором игрушек и игр и т.д. Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Кругозор детей расширился, обогатился знаниями.
- Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос.
- Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.
- У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки
- В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.
Список используемой литературы:
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. Москва «Просвещение», 2003 г.
- Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание, 2009, № 2
- Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Издательство «ТЦ СФЕРА» 2015г.
- Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. Москва «Флинта», 2001 г.
- Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста неуспешных в общении // Справочник педагога- психолога ДОУ, № 1, 2011 г.
- Насонкина С.А. Уроки этикета. СП «Детство – пресс», 2003 г.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально- игровой материал: Учебно-метод. пособие.- М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2002 г.
- Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. Москва «Книголюб», 2004 г.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир, Подмосковье, 2011 г.
- Шипицына Л.М. Азбука общения: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2008г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...