Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)
Упражнения для пальцев:
-учат сгибать и разгибать пальцы рук;
-развивают точную координацию рук;
-учат противостовлять большой палец руки остальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека пальчиковой гимнастики | 298.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Лакшинский детский сад»
КАРТОТЕКА
ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА
Подготовила воспитатель:
Рыжкова И.А.
2024 год
Пальчиковая гимнастика
Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
- Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
- Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.
- В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
- А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
- Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
- Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
УПРАЖНЕНИЯ:
1 Тема: «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. | 2 Тема: « Детский сад» (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) |
3 Тема: «Овощи» У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого. Наша Зина - молодец! Показывают большой палец. | 4 Тема: «Фрукты» Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя. |
3 Тема: «Сад огород» Засолим капусту Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 5 Тема: «Грибы» По грибы (потешка) Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) |
5 Тема: «Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». | 5 Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук. |
6 Тема: «Одежда» Стирка Постираю чисто, с толком | 7 Тема: «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, |
Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами равой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки. | Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем. |
8 Тема: «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». | 9 Тема: «Семья» Этот пальчик Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я, Вот и вся моя семья. |
10 Тема: «Мой город» Дом и ворота На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем. | 11 Тема: «Транспорт» Транспорт Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого. |
п
12 МОНИТОРИНГ Сказки Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. очередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. | 13 МОНИТОРИНГ Тесто Тесто мы месили (сжимаем кисти рук) Мы пирог лепили (ладошки лепят) Шлёп, шлёп, Шлёп, шлёп Слепим мы большой пирог! (разводим руки) |
14 Тема: «Зима» Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». | 15 Тема: Зимующие птицы» Птички зимой Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб) |
16 Тема: «Дикие животные» Белочка. (по мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. | 17 Тема: « Чудеса Деда мороза» Новый год | |||
Наступает Новый год! | хлопаем в ладоши | |||
Дети водят хоровод. | кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу | |||
Висят на елке шарики, | поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар | |||
Светятся фонарики. | фонарики | |||
Вот сверкают льдинки, | сжимать и резко разжимать кулаки по очереди | |||
Кружатся снежинки. | легко и плавно двигать кистями | |||
В гости дед Мороз идет, | пальцы шагают по коленям или по полу | |||
Всем подарки он несет. | трем друг об друга ладони | |||
Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: | хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем | |||
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. | по очереди массажируем каждый палец | |||
18 Тема: «Зимние забавы» Снежок Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) | 19 Тема: «Домашние животные» Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими |
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх) Два – поймаем. (" ловят", приседают) Три – уроним (встают, "роняют") И … сломаем! (топают) | козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) |
20 Тема: «Эмоции» Гости. (Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.) (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Гости едут! (Постукивают указательные пальцы.) - Ну и что? (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
| 21 Тема: «Инструменты» Сапожник Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток. Мастер, мастер, Помоги - Прохудились Сапоги. Забивай покрепче Гвозди - Мы пойдем сегодня В гости! |
22 Тема: «Народная игрушка» | 23 Тема: «Будем в армии служить» Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами |
правой и левой руки. | |
24 Тема: «Профессии» Профессии Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) . | 25 Тема: « Восьмое марта» Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! |
26 Тема: «Мебель» Мебель Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. | 27 Тема «Посуда» Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными |
28 Тема : «Весна» Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. | 29 Тема: «Животные весной» Зайцы. (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.) |
И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой | Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой. |
30 Тема «Космос» | 31 Тема «Перелетные птицы Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.) У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол - бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.) Полетело десять (девять, восемь) мух! |
32 МОНИТОРИНГ Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | 33 МОНИТОРИНГ Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) В миску молока налью, (наливаем молоко) Положу туда крупу (насыпать крупу) И поставлю на плиту.(поставить на плиту) Будет каша хороша! (хлопать в ладоши) Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком) |
34 Тема: «День Победы, Наша Родина» | 35 Тема: «Насекомые» Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) |
Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | |
36 Тема: «Кто живет в водоемах» Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 37 Тема: «Лето, лето- какого оно цвета?» (загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето!) |
36 Тема: «Кто живет в водоемах» Рыбы (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) Пять маленьких рыбок играли в реке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.) И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).) | Тема: «Хлеб» Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная |
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) А третья сказала: "Мне хочется спать!" (Быстро качаем ладонями – дрожь.) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" | с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика (+методические указания)...
картотека пальчиковых гимнастик для детей младшего возраста
Пальчиковая гимнастика...
картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет с ЗПР на учебный год.
СентябрьОсень ,грибы «ОСЕНЬ»Ветер по лесу летал, ...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей с ОНР по лексическим темам
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам на год....
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...