Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании окружающего мира играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. От года до трёх ребёнок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей.
Сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путём обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности.
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:
- девять основных цветов спектра;
- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
- музыкальные ноты, звуки родного языка;
- четыре вкуса (сладкий, горький, солёный, кислый);
- два температурных определения (тепло, холодно);
- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Сенсорное воспитание на втором-третьем году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, цвету, положению в пространстве. Согласно реализуемой основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С 11 требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения для детей возраста 1,5-2 года:
- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трёхразмерную матрешку;
- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
- способность правильно соотносить конфигурацию объёмных фигур с
плоскими;
- иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии).
Сенсорное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослым на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т. д.
Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребёнка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является дидактическая игра, которая является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат (подведение итогов).
Дидактические игры, используемые мной в работе с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию помогают решать следующие задачи:
- развивать восприятие детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование);
- создавать условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности;
- закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
- группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
- совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
- развивать образные представления.
При работе с детьми по развитию сенсорных способностей необходимо помнить следующее:
- дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей;
- знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни;
- система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребёнок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями.
Дидактические игры по сенсорному развитию проводятся в следующей последовательности:
1. игры, направленные на развитие цвета,
2. игры на развитие восприятия формы,
3. игры на развитие восприятия величины,
4. в завершении - игры на развитие глазомера. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину. В процессе проведения игр развиваю у детей и навыки обследования предметов.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками; цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретённые знания в новых связях, также развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольные печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные, картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
В своей работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста, я использую следующие виды дидактических игр.
Игры – поручения - основаны на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрёшка, пирамидки и др.).
Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета, их поиску и нахождению.
Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».
Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных: «Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.
Разработанные мною, авторские дидактические игры для сенсорного развития условно можно поделить на блоки, которые направлены на формирование:
- представлений о цвете и оттенках: «Разноцветные полосочки», «Собери цветок», «Раскрась картину» и т. д.;
- представлений о форме: «Гусеница»;
- представлений о величине и размере: «По росту становись»;
- на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов: «Прищепки», «Дидактическая ширма «Времена года»;
- на развитие глазомера: «Найди пару», «Найди по тени».
Во время игр и образовательной деятельности стараюсь заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребёнка. Привлекаю внимание детей к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживаю интерес к образовательной деятельности через введение персонажей: «Катя пришла посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.
В дидактических играх предоставляю детям возможность:
1. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляю в продуктивных видах деятельности:
- в изобразительной деятельности - основные цвета, форму;
- в музыкальной деятельности - темп, ритм, характер музыки;
- в конструктивной деятельности - форма, размер (величина), пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
- в лепке - свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
- в ознакомлении с окружающим миром - цвет, запах, звук и т.д.
Предметно-развивающая среда. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие мира, который окружает ребёнка. Важно помнить, что ребёнок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать всё увиденное позже. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближены к ним по внешнему облику. В группе в свободном доступе находятся матрёшки, пирамидки, мячи, строительный конструктор, кубики и другие игрушки.
В нашей группе отведено место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, есть возможность организации совместной деятельности воспитателя и ребёнка, поскольку воспитатель - основной партнёр ребёнка в играх и занятиях. С детьми, которые не справляются с задачами, провожу индивидуальную работу. Роль педагога заключается ещё и в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр как в образовательном процессе, так и в самостоятельной игровой деятельности осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Следует помнить, что дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании окружающего мира играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. От года до трёх ребёнок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей.
Сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путём обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности.
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:
- девять основных цветов спектра;
- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
- музыкальные ноты, звуки родного языка;
- четыре вкуса (сладкий, горький, солёный, кислый);
- два температурных определения (тепло, холодно);
- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Сенсорное воспитание на втором-третьем году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, цвету, положению в пространстве. Согласно реализуемой основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С 11 требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения для детей возраста 1,5-2 года:
- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трёхразмерную матрешку;
- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
- способность правильно соотносить конфигурацию объёмных фигур с
плоскими;
- иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии).
Сенсорное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослым на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т. д.
Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребёнка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является дидактическая игра, которая является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат (подведение итогов).
Дидактические игры, используемые мной в работе с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию помогают решать следующие задачи:
- развивать восприятие детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование);
- создавать условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности;
- закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
- группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
- совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
- развивать образные представления.
При работе с детьми по развитию сенсорных способностей необходимо помнить следующее:
- дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей;
- знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни;
- система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребёнок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями.
Дидактические игры по сенсорному развитию проводятся в следующей последовательности:
1. игры, направленные на развитие цвета,
2. игры на развитие восприятия формы,
3. игры на развитие восприятия величины,
4. в завершении - игры на развитие глазомера. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину. В процессе проведения игр развиваю у детей и навыки обследования предметов.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками; цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретённые знания в новых связях, также развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольные печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные, картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
В своей работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста, я использую следующие виды дидактических игр.
Игры – поручения - основаны на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрёшка, пирамидки и др.).
Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета, их поиску и нахождению.
Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».
Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных: «Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.
Разработанные мною, авторские дидактические игры для сенсорного развития условно можно поделить на блоки, которые направлены на формирование:
- представлений о цвете и оттенках: «Разноцветные полосочки», «Собери цветок», «Раскрась картину» и т. д.;
- представлений о форме: «Гусеница»;
- представлений о величине и размере: «По росту становись»;
- на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов: «Прищепки», «Дидактическая ширма «Времена года»;
- на развитие глазомера: «Найди пару», «Найди по тени».
Во время игр и образовательной деятельности стараюсь заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребёнка. Привлекаю внимание детей к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживаю интерес к образовательной деятельности через введение персонажей: «Катя пришла посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.
В дидактических играх предоставляю детям возможность:
1. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляю в продуктивных видах деятельности:
- в изобразительной деятельности - основные цвета, форму;
- в музыкальной деятельности - темп, ритм, характер музыки;
- в конструктивной деятельности - форма, размер (величина), пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
- в лепке - свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
- в ознакомлении с окружающим миром - цвет, запах, звук и т.д.
Предметно-развивающая среда. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие мира, который окружает ребёнка. Важно помнить, что ребёнок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать всё увиденное позже. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближены к ним по внешнему облику. В группе в свободном доступе находятся матрёшки, пирамидки, мячи, строительный конструктор, кубики и другие игрушки.
В нашей группе отведено место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, есть возможность организации совместной деятельности воспитателя и ребёнка, поскольку воспитатель − основной партнёр ребёнка в играх и занятиях. С детьми, которые не справляются с задачами, провожу индивидуальную работу. Роль педагога заключается ещё и в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр как в образовательном процессе, так и в самостоятельной игровой деятельности осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Следует помнить, что дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-291660-1378498066.jpg)
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер – класс для воспитателей по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-872375-1483549490.jpg)
Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".
Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/02/picture-759442-1525271054.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры
ull;Познакомить педагогов с дидактическими играми, изготовленными своими руками, которые направлены на сенсомоторно-математическое и сенсомоторно-речевое развитие детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-1157668-1566761273.jpg)
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458846-1403180804.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики....