Стажировочная площадка, в рамках проекта "Познание и творчество", работа по проекту "Быт и промысел народа Саратовской области"
проект (подготовительная группа)

Нестерова Екатерина Анатольевна

Проект "Быт и промысел народа Саратовской области"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Быт и промысел народа Саратовской области»

(в рамках проекта «Познание и творчество»)

для детей подготовительной группы

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131»

http://i.xn----8sbmndhaeg0agq9hh.xn--p1ai/u/c9/29dd4a5b6d11ed9a32bddcfd1e415f/-/2.jpg

Воспитатели: Нестерова Е.А.

Никитина Е.О.

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа, жителях родного края. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Актуальность проекта:

Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю родного края, но и традиции национальной культуры. Наша задача заключается, в том, что бы, дети выросли любящими свою Родину, свой народ, знали о том, как жили наши предки. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. У детского сада в этом процессе своя важная роль. Использование в работе с детьми дошкольного возраста и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

 Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего края, малой Родине- городу Саратову, не знают о народных промыслах.

Проблема детская: Как жили люди на Руси?

Сроки реализации: долгосрочный (январь –май)

Вид проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.

Цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей родного города.
  • Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват); исследовать, сравнить предметы быта прошлого и настоящего времени.
  • Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
  • Способствовать развитию интереса к русским народным традициям.
  • Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Ожидаемые результаты:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого родного края, русского народа.

1.Дети получат знания об истории родного города.

2.Познакомятся с русским бытом и промыслом, жилищем наших предков – изба, со старинными предметами домашнего обихода, русским народным костюмом.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать макет русской избы, традиционную народную куклу.

5. Будут сформированы знания о традициях русского народа: гостеприимстве, традиции Саратовского чаепития.

6 Просматривается положительная динамика взаимодействия с родителями.

7.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

8.Итогом проекта предполагается оформление мини-музея «Русская изба», макета «Русская изба», развлечение ««Саратовские посиделки», итоговое ООД.

I. Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка проекта, конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- подготовить консультации для родителей, сбор необходимой информации и оформление альбомов.

- помощь со стороны родителей в подборе предметов старины, посещение музея.

- сотрудничество с музеем краеведения и этнографическим музеем.

 II. Основной этап.  Реализация проекта

Месяц

ООД

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие с родителями

Январь

Беседа об истории русского народа.

«Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили, каким промыслом занимались.

Познакомить детей с историей родного края, малой Родиной-городом Саратов.

Познакомить детей с предметами быта (печка, посуда), прялкой и веретеном.

Обогащение словаря: изба, горница, печка, крынка, чугунок, прялка, веретено.

Экскурссия в Саратовский этнографический музей

Просмотр видео о предметах быта, прялки и веретене, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

Консультация «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуры»

Февраль

 «Быт русской избы»

 «Русская изба»

Цель: Расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества. 

Беседа «Как строили дом на Руси»

Изготовление макета Цель: Цель: формировать представления о строении избы (о частях русского дома) «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна).

Рассматривание альбома «Предметы русского быта»

Оформление мини- музея «Русская изба»

Конкурс поделок

«Русская изба»

Консультация «Как люди на Руси жили».

Март

 «Саратовские посиделки».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой.

«Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»

Цель: Закреплять знания о промысле, праздниках и развлечениях наших предков.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом».

Просмотр презентации о промысле Саратовцев.

Развлечение «Жаворонки»

«Чаепитие по-Саратовски»

Вечер встреч с родителями и детьми за самоваром.

Консультация «Традиции русского чаепития»

Совместная деятельность выпечка «Жаворонки»

Апрель

«Одежда на Руси»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

«Во что играли наши бабушки»

Цель: Познакомить детей с промыслом Саратовской области, разновидностями кукол, их изготовлением.

Рассматривание русского народного костюма из бабушкиного сундука.

Рисование «Украшение Кокошника», «Русский народный костюм»

Изготовление игрушки, Куклы из пряжи.

Изготовление женского и мужского русского народного костюма на кукол.

Консультация «Русский народный промысел»

Май

«Русская изба»

(итоговое)

Цель: закрепить полученные знания через игру-путешествие в русскую избу, знание предметов быта их значении.

Путешествие в старину.

Мастер-класс «Изготовление традиционной народной куклы на деревянной ложке».

Открытое занятие для родителей.

Развлечение 

«Русские посиделки»

III. Заключительный этап

Мини – музей «Русская изба»

Мини - макет «Русский изба»

Итоговое ООД «Русская изба»

Развлечение «Саратовские посиделки»

Результат:

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории родного края, крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян и промысле.

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми, познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства, создании мини-музея «Русская изба», совместная деятельность с родителями, посещение музея, праздники и развлечения: все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников, любви к родному краю и воспитанию патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Игровая обучающая ситуация «Игры народов Саратовской области» для детей старшего дошкольного возраста

Игровая обучающая ситуация составлена из игр народов, проживающих в Саратовской области (русских, татар, башкир). Национальные игры перекликаются по сюжету с русскими народными, поэтому детям легче бу...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....

Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычая...

НОД "Праздники народов Саратовской области" (конспект+презентация)

Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области....