Стажировочная площадка, в рамках проекта "Познание и творчество", работа по проекту "Быт и промысел народа Саратовской области"
проект (подготовительная группа)
Проект "Быт и промысел народа Саратовской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_byt_i_promysel_naroda_saratovskoy_oblasti._avtosohranennyy.docx | 687.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Быт и промысел народа Саратовской области»
(в рамках проекта «Познание и творчество»)
для детей подготовительной группы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131»
Воспитатели: Нестерова Е.А.
Никитина Е.О.
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа, жителях родного края. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Актуальность проекта:
Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю родного края, но и традиции национальной культуры. Наша задача заключается, в том, что бы, дети выросли любящими свою Родину, свой народ, знали о том, как жили наши предки. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. У детского сада в этом процессе своя важная роль. Использование в работе с детьми дошкольного возраста и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего края, малой Родине- городу Саратову, не знают о народных промыслах.
Проблема детская: Как жили люди на Руси?
Сроки реализации: долгосрочный (январь –май)
Вид проекта: познавательно-творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой родного края.
Задачи:
- Познакомить детей с историей родного города.
- Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват); исследовать, сравнить предметы быта прошлого и настоящего времени.
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
- Способствовать развитию интереса к русским народным традициям.
- Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Ожидаемые результаты:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого родного края, русского народа.
1.Дети получат знания об истории родного города.
2.Познакомятся с русским бытом и промыслом, жилищем наших предков – изба, со старинными предметами домашнего обихода, русским народным костюмом.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4.Научится изготавливать макет русской избы, традиционную народную куклу.
5. Будут сформированы знания о традициях русского народа: гостеприимстве, традиции Саратовского чаепития.
6 Просматривается положительная динамика взаимодействия с родителями.
7.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
8.Итогом проекта предполагается оформление мини-музея «Русская изба», макета «Русская изба», развлечение ««Саратовские посиделки», итоговое ООД.
I. Подготовительный этап:
- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка проекта, конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить консультации для родителей, сбор необходимой информации и оформление альбомов.
- помощь со стороны родителей в подборе предметов старины, посещение музея.
- сотрудничество с музеем краеведения и этнографическим музеем.
II. Основной этап. Реализация проекта
Месяц | ООД | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с родителями |
Январь | Беседа об истории русского народа. «Слава русской старине» Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили, каким промыслом занимались. | Познакомить детей с историей родного края, малой Родиной-городом Саратов. Познакомить детей с предметами быта (печка, посуда), прялкой и веретеном. Обогащение словаря: изба, горница, печка, крынка, чугунок, прялка, веретено. | Экскурссия в Саратовский этнографический музей Просмотр видео о предметах быта, прялки и веретене, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители). Консультация «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуры» |
Февраль | «Быт русской избы» «Русская изба» Цель: Расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества. | Беседа «Как строили дом на Руси» Изготовление макета Цель: Цель: формировать представления о строении избы (о частях русского дома) «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). Рассматривание альбома «Предметы русского быта» | Оформление мини- музея «Русская изба» Конкурс поделок «Русская изба» Консультация «Как люди на Руси жили». |
Март | «Саратовские посиделки». Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой. «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице» Цель: Закреплять знания о промысле, праздниках и развлечениях наших предков. | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом». Просмотр презентации о промысле Саратовцев. Развлечение «Жаворонки» | «Чаепитие по-Саратовски» Вечер встреч с родителями и детьми за самоваром. Консультация «Традиции русского чаепития» Совместная деятельность выпечка «Жаворонки» |
Апрель | «Одежда на Руси» Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. «Во что играли наши бабушки» Цель: Познакомить детей с промыслом Саратовской области, разновидностями кукол, их изготовлением. | Рассматривание русского народного костюма из бабушкиного сундука. Рисование «Украшение Кокошника», «Русский народный костюм» Изготовление игрушки, Куклы из пряжи. | Изготовление женского и мужского русского народного костюма на кукол. Консультация «Русский народный промысел» |
Май | «Русская изба» (итоговое) Цель: закрепить полученные знания через игру-путешествие в русскую избу, знание предметов быта их значении. | Путешествие в старину. Мастер-класс «Изготовление традиционной народной куклы на деревянной ложке». | Открытое занятие для родителей. Развлечение «Русские посиделки» |
III. Заключительный этап
Мини – музей «Русская изба»
Мини - макет «Русский изба»
Итоговое ООД «Русская изба»
Развлечение «Саратовские посиделки»
Результат:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории родного края, крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян и промысле.
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми, познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства, создании мини-музея «Русская изба», совместная деятельность с родителями, посещение музея, праздники и развлечения: все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников, любви к родному краю и воспитанию патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...
Игровая обучающая ситуация «Игры народов Саратовской области» для детей старшего дошкольного возраста
Игровая обучающая ситуация составлена из игр народов, проживающих в Саратовской области (русских, татар, башкир). Национальные игры перекликаются по сюжету с русскими народными, поэтому детям легче бу...
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....
Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области
Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычая...
НОД "Праздники народов Саратовской области" (конспект+презентация)
Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области....
Стажировочная площадка, в рамках проекта "Познание и творчество", работа попроекту "Быт и промысел народа Саратовской области"
Конспект итогового ООД "Путешествие в Русскую избу"...