Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области
план-конспект занятия (старшая группа)

Лысенко Мария Юрьевна

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tradii_i_obychai.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»

Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания детей о родном крае, закрепить умения детей различать символы разных народов проживающих на территории Саратовской области, обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, татар, чувашей);

Развивающие: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания, памяти, речи; расширять и активизировать словарный запас.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к народам, проживающим в Саратовской области,

Актуальность

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Саратовской области.

Ход занятия:

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Я хочу прочесть вам стихотворение:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

О чем оно?

Россия – наша большая Родина. 

Ответ детей

(о Родине)

Затруднение в ситуации

- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая Родина. Это город, район, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Для нас малая Родина - это наша Саратовская область. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.

- Кто живет в нашем краю?

- Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем?

- Да, в нашей области живут разные народы. Вы знаете какие?

Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. Все народы в нашей области живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой, у каждого народа есть свои танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Все народы уважают друг друга.

- А как вы думаете, что такое традиции?

Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.

Ответ детей

(люди)

(внешностью,  национальностью).

Ответы детей

Ответы детей

Основная часть

Открытие нового знания

(способа действия)

Основная часть

Открытие нового знания

(способа действия)

- Ребята, а вы хотите побольше узнать о том, какие народы живут в нашей области, какие у них традиции, обычаи?

- И сегодня я предлагаю вам совершить  экскурсию по нашей области. Вы готовы отправиться в путешествие?

- А совершить это путешествие нам помогут куклы в национальных костюмах  и их сундучок.

- Одним из самых важных и любимых праздников для русского народа является Пасха.

- Скажите, символом этого праздника, что является? И есть ли этот символ в сундучке?

Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца?

- На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?

- А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и расписать каждому свое пасхальное яйцо.

- Молодцы, порисовали, а теперь я вас познакомлю с праздником татарского народа. Сабантуй — ежегодный праздник окончания весенних полевых работ. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - куреш, борьба на поясах. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге: с яйцом в ложке; с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого. Очень популярны следующие народные игры: бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне; с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле; командное или одиночное перетягивание каната, палки; лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Угощение праздника - чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом

- Давайте посмотрим, в сундучок, есть ли там символы этого праздника?

- А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в татарскую подвижную народную игру «Серый волк (Сары буре)»

Одного из играющих выбирают серым волком.

Навстречу им выходит ведущий и спрашивает:

—Вы, друзья, куда спешите?

—Что вы делать там хотите?

—Вам зачем малина, дети?

—Если волк в лесу вас встретит?

- Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места. Давайте посмотрим, что же осталось в нашем сундучке?

- Соломенная кукла является символом чувашского национального праздника «Саварни»  - веселый праздник проводов зимы и встречи весны.

Во время Саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Угощались на празднике блинами, колобками. Ровно в полночь торжественно зажигали красовавшееся целую неделю чучело «масляничной бабы»

- Ребята скажите на какой русский народный праздник похож «Саварни»?

Дети открывают сундучок и достают пасхальное яйцо

(цыпленок)

(крашеные яйца, куличи, пасха из творога)

Дети расписывают цветными карандашами шаблоны яиц

Дети открывают сундучок и достают символ

Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды.

Дети хором отвечают:

(-В лес дремучий мы идем

- Там малины наберем

- Мы варенье приготовим

- Серый волк нас не догонит!) После этой переклички все подходят к тому месту,  где прячется серый волк, и хором говорят:

(Соберу я ягоды и сварю варенье, милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, а волков, медведей вовсе не видать!)

После слов «не видать» серый  волк  встает,  а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается  кого-нибудь  запятнать.

Пленников он уводит  в  логово — туда, где прятался сам.

Дети достают из сундучка куклу из соломы

Ответ детей

(Масленица)

Заключительная часть

- Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с традициями народов нашей области. Я предлагаю вам небольшую игру (математические пазлы). На столах лежат отрезки картинки. Их необходимо расположить таким образом, чтобы цифры располагались от одного до пяти в ряд. Если расположить цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка с нашими куклами в национальных костюмах.

- Сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?

Физминутка «Родной край»

Поезжай за моря-океаны,                

Надо всею землей пролети:            

Есть на свете различные страны,    

Но такой, как у нас, не найти

Глубоки наши светлые воды,          

Широка и привольна земля,        

    

И гремят, не смолкая, заводы,  

     

И шумят, расцветая поля.              

Дети собирают математический пазл

Ответы детей

(«едут») («летят») (разводят руки в стороны)

(отрицательно качают

головой) (приседают) (встают, руки в стороны) (стучат руками перед собой) (плавные взмахи руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народов поволжья

Одним из направлений работы МДОУ "Детский сад №121" является приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья как части патриотического воспитания. Мы знакомим детей с русской, татарско...

Проект " Традиции и обычаи народов Самарской области"

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

План по самообразованию Приобщение детей к традициям и обычаям народной русской культуры

Дети мало знают о традициях и обычаях русской культуры. Я решила сама изучить глубже о традициях и обычаях русской культуры...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....

Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычая...

Семинар для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ РУССКОГО НАРОДА»

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.Задачи: воспитывать патриотические чувства; воспитывать позитивные отношения к народному творчеству; пополнять копилку народных игр, загадо...